“Facebook для лошадей” — новое социальное приложение в Монголии
Команда монгольских разработчиков мобильных приложений внедряет многовековые методы скотоводства с помощью приложения “Уяач”.
Это социальная сеть для скотоводов и знаменитых лошадей, объясняет блогер Питер Биттнер, сотрудник американского лайфстайл-журнала Vice.
Монголия, пожалуй, наиболее известна как родина знаменитого завоевателя 12-го века - Чингихана, чья династия создала крупнейшую империю в истории. Секретным оружием монголов была, однозначно, лошадь. Орды кочевых воинов на низкорослых лошадях потрясли и вогнали в страх весь мир.
Теперь команда монгольских разработчиков мобильных приложений пытается внедрить многовековые методы скотоводства с помощью приложения iOS под названием “Уяач” (берейтор, тренер), предназначенного для коневодов и пастухов, которые обычно владеют десятками, если не сотнями лошадей.
При нынешней численности населения, которая равна примерно 3 млн человек, Монголия остается одной из наименее густонаселенных стран в мире, подчеркнул Питер. В то же время большинство людей в этой быстро развивающейся азиатской стране живут в городских районах. В столице, Улан-Баторе, изобилуют совместные рабочие пространства, хакатоны и ускорители стартаперов.
В Монголии урбанистический и сельский образ жизни конкурируют и дополняют друг друга самым увлекательным способом. Более четверти всех монголов живут в сельской местности на доходы от скотоводства, хотя многие из них имеют смартфоны и доступ к сетям 3G и даже 4G. Современные кочевники, как и их предки, выращивают коз, овец, крупный рогатый скот, яков и лошадей. Тем не менее, многие используют мотоциклы для своих повседневных нужд и укладывают свой скарб на подержанные японские грузовики, заменившие верблюдов.
Тем не менее, лошадь незаменима в повседневной жизни многих скотоводов и остается национальным символом уникального кочевого наследия Монголии. Скачки являются одним из самых популярных зрелищ как для городских, так и для сельских монголов. Каждое лето проходят десятки местных, региональных и национальных соревнований, в ходе которых наездники соревнуются друг с другом, проходя изнурительные испытания на скорость и выносливость, преодолевая расстояния в десятки километров.
Это возвращает нас к Уяач (произносится как “уйач”). Скаковые лошади обычно продаются для разведения городскими плунжерами и пастухами. Многие детали точной родословной лошади и ее здоровья обсуждаются между покупателем и продавцом, но не делается при этом никаких записей, подтверждающих претензии сторон. Приложение Уяач позволяет владельцам лошадей создать целый пакет документов для каждой лошади, загружая до 10 фотографий одной лошади, вводя данные о ее родословной, истории расы, возрасте, поле и состоянии здоровья.
“Мы рассматриваем приложение как важный инструмент для скотоводов, а также как источник новостей для фанатов скачек”, - сказал мне по телефону один из создателей приложения Артур Бямбадорж, отметил Питер Биттнер.
В Монголии насчитывается около 50 000 фанатов скачек. Для энтузиастов существует множество групп в Facebook и различных веб-сайтов, но информация разрознена, а онлайн-сообщество фрагментировано.
Возможно, самым крупным новшеством “Уяач” является создание некой сети в социальной сети, ориентированной на лошадей, где другие владельцы, тренеры, скотоводы и энтузиасты могли бы узнавать о своих любимых жеребцах и кобылах.
“Пользователи могут сначала выбрать, хотят ли они, чтобы их информация была общедоступной, - пояснил Бямбадорж, - но у нас есть доступ ко всем метаданным”.
Приложение, которое можно бесплатно скачать на iTunes, было впервые выпущено в середине июня и все еще находится в разработке. Несмотря на то, что оно все еще в бета-версии, приложение было скачано сотни раз.
“Мы хотим, чтобы Facebook стал использоваться скотоводами ежедневно”, - сказал Артур Бямбадорж.
Многие пользователи уже выразили свою благодарность разработчикам и похвалили их команду.
“Одна из замечательных особенностей приложения заключается в том, что вы можете использовать его офлайн или когда нет связи”, - озвучил Содномцэрэн Батчулуун общую проблему для всех пастухов. Батчулуун живет в столице, Улан-Баторе, но владеет более 100 лошадей, за которыми приглядывает профессиональный пастух в аймаке Өмнөговь, расположенном в пустыне Гоби.
Некоторые пользователи обратились к разработчикам с предложениями об улучшениях.
“Мне не нравится то, что я вижу лошадей других людей в этом приложении”, - сказал Буянбаатар Цагаанбанди, которому принадлежит более 200 лошадей. “Мне нужно видеть только моих собственных. Многие скотоводы, живущие в сельской местности, не смогли полностью разобраться, как использовать приложение. Оно должно быть проще.”
Приложение по-прежнему не является способом предотвращения мошенничеств среди продавцов и покупателей. Тем не менее, команда, в конечном счете, надеется интегрировать микрочипы с приложением, что позволит идентифицировать каждую лошадь, а также отслеживать ее местонахождение благодаря GPS. Разработчики уже подняли два раунда венчурного капитала в Монголии и планируют выпустить версию Android в сентябре. По мнению Питера, Великий хан улыбается в своей гробнице.
Журнал Vice не продаётся и не распространяется через обычную торговую сеть. Его можно найти в различных заведениях «лайфстайл-индустрии» — от парикмахерских салонов и модных бутиков до магазинов CD/DVD, где журнал предлагается всем желающим бесплатно. Основным источником финансирования издания является реклама. В настоящее время, кроме самого журнала, издательской группе Vice принадлежат также Motherboard.тв, студия записи Vice Records (музыка), Vice Books (издательство), VBS.tv (интернет-телевидение), Vice Film (киностудия), агентство Virtue (маркетинг и дизайн). Главная редакция журнала в настоящее время расположена в Нью-Йорке.