Охота на уличных художниц в Монголии. ФОТО
Американское радио рассказало о монгольских художницах граффити.
Одноо Болд протягивает руку в знак приветствия, затем быстро убирает ее. На мгновение она забыла, что ее руки покрыты розовым мелом и красной краской.
Одноо, которой 24 года, создает свое первое граффити на стене, окружающей здание Организации Объединенных Наций в Улан-Баторе, Монголия. Одетые в черные лосины и сапоги, Одноо и ее напарница, 25-летняя Мичид Энхбат - единственные художницы, работающие на стене. Как и во многих других странах, уличным искусством в Монголии занимаются в основном мужчины.
“Женщины не достаточно храбры, чтобы делать граффити”, - говорит Одноо.
Она знает всего несколько женщин-уличных художников в стране, в том числе Мичид, которая уже сделала две фрески в городе. На первой Мичид изобразила день в Монголии, она была сделана в Сансарском туннеле.
Первый проект стрит-арта Одноо посвящен “Целям устойчивого развития-2017” и изобразит комиссию ООН. Цели, включающие ликвидацию нищеты и голода, были приняты в 2015 году для руководства глобальным развитием.
Мариам Наваз, сотрудник по связям с общественностью в Монголии, почувствовал, что монгольские художники способны выразить эти цели на стене, а заодно и украсить саму стену, уже потрескавшуюся и тусклую. Наваз хотел, чтобы над проектом работали художники-женщины и мужчины, но изо всех сил пытался найти именно женщин. Наваз обратился к стажеру ООН Урандөлгөөн Энхбат, которой также не удалось найти женщин-уличных художников. Наконец, она предложила заняться этим проектом своей подруге Одноо, которая, в свою очередь, наняла Мичид Энхбат. К тому времени, как девушки присоединились к проекту, свободными были 5 тем. Одноо выбрала гендерное равенство.
“Я думаю, то, что над этой темой работает именно девушка - очень символично”, - говорит Наваз.
В последний день работы в августе этого года Одноо и Мичид сделали набросок мужчины и женщины, одетых в традиционную монгольскую одежду, которые торжественно держат глобус мира. Вокруг пары парит хадаг, священная шелковая ткань, которая, среди прочего, представляет собой баланс. Триумфальное изображение, помещенное на смелый красный фон, было частично вдохновлено социалистическим искусством, которое женщины помнят с детства.
“Я хотела интерпретировать мужчин и женщин как равных, - говорит Одноо. “Потому что в социалистические времена все имели равные права”.
С этим ностальгическим настроением знакома представитель Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Монголии Наоми Китахара. По ее словам, вполне правдоподобно звучит то, что гендерное равенство было при социализме.
“Когда мы смотрим на показатели гендерного равенства, бывшие социалистические государства характеризуются очень хорошо”, - говорит Китахара.
В настоящее время Китахара считает, что Монголия имеет две параллельные системы: одну современную и городскую, другую кочевую и традиционную. В результате страна в целом находится на середине пути к гендерному равенству.
Мичид полагает, что целью является то, что мужчинам и женщинам необходимо работать вместе, поэтому пара, изображенная ими, удерживает свет вместе.
В рисунках Одноо используются яркие цвета и представлены традиционно одетые монголы, взаимодействующие с современным миром - женщина, держащая мобильный телефон и мужчина, произносящий слово “пицца”. Одноо давно хотела попробовать себя в искусстве граффити, но до сих пор боялась, потому что не знала, как использовать краску из баллончика.
“Мужчины просто экспериментируют с этим, а затем учатся”, - говорит она. “А так как у меня не было возможности поучиться, чтобы использовать его должным образом, я боялась его использовать”.
“Художник несет ответственность за превращение окружающей среды в лучшее место, чтобы люди могли смотреть на его работу и становиться лучше”, - говорит она. О монгольских художницах граффити рассказало National Public Radio (NPR, Национальное Общественное Радио).
NPR, Национальное Общественное Радио — крупнейшая некоммерческая организация, которая собирает и затем распространяет новости с 797 радиостанций США. Финансируется за счёт пожертвований слушателей (юридических и физических лиц).