Трансграница Россия - Монголия: реальность и перспективы
Статистика, проблемы и прогнозы.
Польза экономического взаимодействия Монголии и Бурятии как приграничного региона России, наверное, вполне очевидна. По данным статистики, товарооборот Монголии с Бурятией и количество граждан Монголии, въезжающих на территорию России через пункты пропуска Бурятии, год от года значительно растёт.
В связи с этим актуальна модернизация приграничной инфраструктуры. В том числе – пограничных пропускных пунктов. В настоящее время в Бурятии наиболее значимым является многосторонний автомобильный пункт пропуска «Кяхта» в Кяхтинском районе. По информации пресс-службы бурятской таможни, ежедневный поток через МАПП «Кяхта» составляет примерно 1500 человек, а количество транспортных средств достигает 500 единиц. В 2014 году пункт перешел на круглосуточный режим работы в связи с вводом безвизового режима, с того времени нагрузка на пункт возросла почти на 50%.
В настоящее время на МАПП «Кяхта» функционируют пять полос движения транспорта: по две раздельные на въезд и выезд из страны для грузовых и легковых автомобилей и одна реверсивная для пассажирских автобусов. Но еще в 2013 году началась реконструкция пропускного пункта. После завершения работ и сдачи новых объектов в эксплуатацию пропускная способность должна увеличиться вдвое: около 1000 машин в сутки.
- Реконструкция МАПП «Кяхта» должна положительно отразиться на развитии приграничных территорий Бурятии и в целом на развитии взаимодействия с Монголией. Потому что модернизация КПП рассчитана на увеличение пропускной способности. Соответственно, это помогает развитию торговли, перевозу грузов, туризму и т.д., - считает профессор БГУ, доктор социологических наук Эрдэм Дагбаев.
Можно отметить, что по данным пограничного управления РБ за 2015 год число въехавших граждан Монголии составило 417,5 тысяч человек, что в 2,2 раза выше, чем в предыдущем году. А за шесть месяцев 2016 года, по данным МВД по РБ, границу Бурятии пересекли 453 тысячи граждан Монголии.
Затронем ещё один пограничный пропускной пункт – «Монды» в Тункинском районе. В настоящее время его значение несколько второстепенное. Хотя недавно проводились работы по его модернизации, жители Тункинского района отмечают, что с российской стороны инфраструктура КПП намного более развита, нежели с монгольской. Но есть обстоятельство, способное повысить важность пункта в Мондах.
Торговая сеть «Абсолют» уже не первый год строит планы открыть крупный торговый центр в Тункинском районе. Предполагается, что он будет в селе Кырен. Появление такого центра, помимо выгод для населения Тункинского района, привлечёт монголов из Хубсугульского аймака, которые устремятся через КПП «Монды» за недорогими товарами.
Добавим, что КПП «Монды» мог бы стать частью туристического маршрута через Тункинский район до озера Хубсугул, которое становится всё популярнее как туристический объект.
Таким образом, Тунка может стать новыми воротами между Россией и Монголией.
Что касается перспектив развития инфраструктуры приграничных районов, отметим, что в Бурятии давно идут речи о модернизации пункта «Желтура» на юге Бурятии. Напомним, в конце 2016 года распоряжением Дмитрия Медведева Бурятию включили в перечень регионов, где будет вестись государственная поддержка социально-экономического развития приграничных территорий, предусмотренных для субъектов Дальневосточного федерального округа.
Напомним, в июле 2017 года тогда еще исполняющий обязанности главы Республики Бурятия Алексей Цыденов на встрече с президентом Монголии поднял ряд вопросов, касающихся развития приграничных территорий.
«Мы обсудили несколько вопросов, в том числе вопросы энергетики в привязке к ГЭС на Селенге, вопросы взаимодействия по сельскому хозяйству, в частности по поставке в Бурятию племенных овец и вопросы по развитию туризма. Обсудили перспективы развития туристического поезда из Китая через Улан-Батор в Улан-Удэ и развитие авиаперевозок. Принципиальных разногласий у нас нет, есть общее видение, общее понимание целей и задач, направленных на развитие взаимовыгодного сотрудничества», - отметил Алексей Цыденов.
“Центральное место в развитии российско-монгольских отношений отводится Бурятии как приграничному региону”, - прокомментировал помощник Президента РФ Игорь Левитин.
«Я думаю, что у Бурятии есть центральное место во взаимоотношениях с монгольскими соседями. Есть перспективы строительства новых транспортных коридоров (речь идет о железной и автомобильной дорогах), которые выходят на Бурятию, развития туризма и сотрудничества в сельском хозяйстве. Монгольская сторона высказывала предложения об увеличении числа полос автомобильной дороги, которая выходит на Бурятию», - рассказал Игорь Левитин.
Добавим, что товарооборот между Россией и Монголией составляет 1 млрд долларов, при этом стороны намерены его увеличить.