Найдена считавшаяся утерянной картина монгольского художника
В Музее Богд Хаана была обнаружена картина "Халхасская жена" Ц.Жамсрана.
Для искусствоведов и любителей искусства последние несколько лет были чрезвычайно насыщенными в плане обнаружения ранее утраченных великолепных работ, вызывающих всемирный восторг. Например, картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была продана за 400 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, что стало абсолютным рекордом за всю историю продаж произведений искусства на торгах.
Вследствие этих открытий, естественно, начал наблюдаться значительный интерес к произведениям искусства, который способен гарантировать второй взгляд на творения мастеров и не исключено, что благодаря этому будет обнаружен еще какой-нибудь шедевр.
Несколько недель назад в Музее Богд Хаана произошел именно такой счастливый случай. Было обнаружено, что одна из картин имела гораздо более значительную ценность, чем предполагалось ранее. Эта картина впервые была обнаружена искусствоведом и музейным регистратором Т.Гучин-Ишем, который нашел ее в хранилище музея, сначала предположив, что на ней изображена монгольская королева Гэнэнпил. После тщательной очистки картина была размещена в выставочном зале музея среди других картин.
Благодаря счастливой случайности, знаменитый монгольский художник Жамсраны Ганбат вошел в музей и увидел эту картину. Он сразу же узнал ее и спросил: «Где вы взяли эту картину?» Ему пояснили, что происхождение денной картины неизвестно, на что художник ответил: «Эта картина была создана моим отцом!»
Выяснилось, что картина, названная автором «Халхасская жена», была написана более полувека назад в 1957 году одним из самых именитых монгольских художников Цэрэндоржийн Жамсраном, и на протяжении нескольких десятилетий считалась утерянной. Единственным оставшимся доказательством существования этой картины была знаменитая старая черно-белая фотография, сделанная художником в 1957 году.
Ганбат Жамсран разъяснил, что «Халхасская жена» была создана как часть этнографической серии, изображающей традиционную монгольскую одежду и включает такие картины, как «Казахская жена» и «Урианхайская леди». Далее он пояснил, что эта картина была одной из ранних работ его отца и была создана всего через несколько лет после того, как он сделал свои первые шаги как художник.
В бережном сопоставлении теплых цветовых оттенков и ясном внимании к деталям проявилось умение и мастерство художника. Ганбат Жамсран считает эту картину началом овладения его отцом своим ремеслом, свидетельством приобретения тех навыков, которые затем превратят Жамсрана Цэрэндоржа в знаменитого художника.
Цэрэндоржийн Жамсран (1923-1985) был одним из самых крупных художников своего времени в Монголии, обладал почти беспрецедентным мастерством и талантом. Без надлежащего образования, будучи самоучкой и без формальной художественной подготовки, он был настоящим примером становления художника, опирающегося только на свой «богатый талант».
Некоторые из его лучших шедевров - «Весна в Орхоне» (1962) и «Монгольская женщина» (1968) - представлены в Национальной галерее Монголии. Эти картины пользуются большой популярностью у публики и являются яркими примерами монгольского искусства.
Еще одна его знаменитая работа - "Местность У-Булан", была представлена на Выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран в Москве в 1958-1959 гг.