Вячеслав Цыбикжапов: "Дети Бурятии должны быть конкурентоспособными в этом мире"
Зампред правительства республики по соцвопросам рассказал о планах нововведений в системе образования.
Как рассказал новый заместитель председателя правительства Республики Бурятия по социальному развитию Вячеслав Цыбикжапов, на ближайшие пять лет в сфере начального образования в Бурятии им намечены новые ориентиры. Предполагается, что новое поколение должно быть более адекватно жесткому укладу капитализма, быть более независимым и самостоятельным.
“Мы должны развивать в детях определённый функционал, который позволит им в дальнейшем быть успешными и конкурентоспособными в нашем мире. Мы должны научить их первоначальным навыкам ведения бизнеса, чтобы они рассчитывали, прежде всего, на собственные возможности, собственные усилия и интеллект, и непосредственно этим зарабатывали себе на жизнь. Я считаю, это главная задача”, - заявил он.
По мнению зампреда, задачи и цели в сфере образования, к которым следует стремиться – не только строительство школ и объектов, качественные улучшения, а и решение, какие направления сегодня следует поддерживать. То же математическое образование – насколько оно востребовано, какие усилия следует приложить. Что касается развития у нового поколения необходимых навыков, Вячеслав Цыбикжапов рассказал про создающийся бизнес-инкубатор для детей и технический учебный центр «Кванториум», грант на который Бурятия выиграла в этом году. Как сообщил зампред, на его оборудование выделят 78 млн рублей, несколько тысяч детей смогут получать там техническое образование, развивать навыки и способности.
Бывший министр образования РБ, ныне депутат Госдумы Алдар Дамдинов согласился с позицией Вячеслава Цыбикжапова, хотя с небольшими оговорками.
“В принципе, абсолютно логичное высказывание, но только не функционал, возможно имелись ввиду компетенции. Такой компетентностный подход в образовании обусловлен тем, что сегодня нужны не только знания, а важны способности учащихся быстро находить нужную информацию в огромном инфопотоке и уметь грамотно применять их, важны навыки к адаптации в нашем современном быстроменяющемся мире. Что касается обучения в школе навыкам бизнеса, основам предпринимательства - это в целом положительный тренд, но опять-таки, необходимо находить такие формы вовлечения в это учеников, что бы это было интересным и познавательным”, - считает Алдар Дамдинов.
Сходное мнение выразила и депутат Народного Хурала республики, директор школы в Северобайкальском районе Оксана Бухольцева, хотя и выразила некоторые опасения к такому подходу. По её мнению, с одной стороны, ученика действительно нужно делать конкурентоспособным в современном укладе общества, с другой стороны, это может воспитывать в молодом поколении эгоизм и излишнее корыстолюбие.
“Современной школе нужно найти выход для внутреннего социально-психологического потенциала ученика, который как раз основан на принципах самоактуализации, самообучения, а в целом жизненного самоопределения. И если выпускник сможет реализовать свой потенциал в соответствии с требованиями общества и с собственными личностными целями, то он становится конкурентоспособной личностью. Единственное, отправляет в бизнес, прямо как господин Медведев... а учителя, врачи, соцзащита, полицейские? Это может привести к тому, что и домашние работы, и чистые запасные тетради будут продаваться своим же одноклассникам”, - говорит Оксана Бухольцева.
Что ж, воспитание личности нового типа – тема обширная, о которой можно долго спорить и написать тонны диссертаций.
Вячеслав Цыбикжапов озаботился и проблемой подготовки со школьной скамьи кадров для сельской местности, в первую очередь для сферы медицины. Не секрет, что в Бурятии врачи неохотно едут работать в сельскую местность, невзирая даже на преференции, предусмотренные программой «Земский доктор».
“Мы должны предпринять нестандартные ходы, чтобы поддерживать уже в старших классах ребёнка, который решил стать врачом, особенно в сельской местности. Чтобы он потом вернулся к себе в село, мы должны поддерживать его со школьной скамьи, через какие-то механизмы поддержки данной семьи, через родителей, естественно. Это хороший мотивационный инструмент, посредством которого мы сможем закреплять медработников на местах”, - считает Вячеслав Цыбикжапов.
Он отметил, что проблема закрепления медицинских специалистов на селе тянется уже более 20 лет. Другая тема, которой занимается зампред по соцвопросам – внедрение в школьное образование современных информационных технологий.
“Сейчас мы вводим портал «Электронный дневник», каждый родитель сможет видеть, какие оценки их ребёнок получает, какие у него домашние задания. Мы входим в цифровой мир и должны смелее осваивать такие технологии. Я считаю, что некоторые вещи, которые происходят внутри профессионального сообщества, будь то здравоохранение или образование, следует выводить на общественный уровень, на обсуждение. Тем самым будет достигнута некая обратная связь, мнение общества будет услышано и перемены будут происходить”, - говорит Вячеслав Цыбикжапов.
Подводя итог, скажем, что новые времена требуют новых подходов. Жизнь в обществе, где человек должен уметь сам о себе позаботиться, где люди всё строже требуют от властей отчёта о работе и где любая информация мгновенно становится всеобщим достоянием, предъявляет новые требования к учебному процессу. Школа должна прекратить ещё советскую традицию воспитания покорных исполнителей, ждущих помощи от государства и начать взращивать сильные личности, способные взять ответственность за себя и происходящее вокруг.