Nikkei: Монголки предпочитают органическую косметику
Предприниматели Монголии стремятся расширить поставки натуральноых масел, мыла и кремов за рубеж.
Группа женщин-предпринимателей разрабатывает ряд органических косметических средств и кремов для кожи, созданных по традиционным рецептам, которые активно привлекают внимание иностранных покупателей.
Lhamour, крупнейшая из нескольких компаний, начавшая использовать потенциал местной органической косметики, собрала в сентябре 100 миллионов тугриков (53 000 долларов США), выпустив облигации для финансирования новых продуктов и уже экспортирует их в Тайвань, Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Бельгию.
Компания, основанная в 2014 году, производит мыло из молока яков и коз, бальзам для губ, крем для рук, крем для сосков для кормящих матерей и мыло, изготовленное из овечьих курдюков.
Эти косметические продукты доступны и в торговых точках в Улан-Баторе, но главный исполнительный директор компании Даваадоржийн Хулан сказала, что необходимы значительные инвестиции в животноводство, чтобы индустрия могла расти.
«Нам нужны инвестиции, инновации и технологии для использования этого актива [животноводства] для создания продуктов с добавленной стоимостью, которые могли бы конкурировать на международном уровне», - сказала 30-летняя Хулан, основательница Lhamour, ранее работавшая в ветроэнергетике Монголии.
Быстрорастущая компания Lhamour, на заводе и в офисном здании которой трудятся 38 штатных рабочих, по-прежнему остается небольшой по стандарту международной косметической промышленности. Но компания в 2016 году увеличила выручку на 83% - до 220 000 долларов США и нацелена на дальнейшее ее увеличение на 105% - до 450 000 долларов в 2017 году.
Половина 3-миллионого населения Монголии является кочевыми скотоводами, а их 60-миллионный скот открывает широкие возможности для развития производства органической косметики. Тем не менее, источники сырья остаются серьезной проблемой для развивающейся индустрии косметики.
«Нам сложно поставлять качественное сырье на постоянной основе, поскольку многие из наших поставщиков никогда его не поставляли [таким образом]», - сказала Хулан. «Монгольское животноводство по-прежнему очень традиционно [и] поставщики имеют традиционный образ мышления», - отметила она.
Успех Lhamour привел к появлению ряда других компаний, производящих органическую косметику, многие из которых составили конкуренцию, продавая овечье мыло, версию традиционного продукта. Считается, что «овечье мыло» богато кальцием, белком и другими витаминами.
Монгольские матери часто дают курдюк младенцам, полагая, что сосание его сделает детей сильными и крепкими.
Овальное хвостовое [курдюковое] мыло, которое не содержит добавленных химических веществ, не сушит кожу, что особенно полезно в холодной и ветреной Монголии. Lhamour утверждает, что продукт, который отлично зарекомендовал себя в степи, принесет еще большую пользу женщинам, которые живут в менее суровом климате.
Инновационный потенциал
Однако другие предприниматели расширили ассортимент продукции, указав, что существует значительный потенциал для инноваций в отрасли. Чагдаагийн Батцэцэг, 35-летняя соучредитель Gilgerem, производителя органического мыла, начала продавать мыло из верблюжьего костного мозга, облепихи (масляной ягоды) и курдюков в 2016 году.
Батцэцэг сказала, что она также собирается выпустить мыло из молока верблюдов, на это ее вдохновили Lhamour и Goo, еще одна компания, производящая органическую косметику по уходу за кожей, начавшая работать примерно в то же время, что и Lhamour.
«Я горжусь [Lhamour и Goo], я их уважаю», - сказала она. «Мы называем их старшими сестрами, и они являются хорошим примером для компаний этой отрасли. Они потратили свою энергию и финансы, чтобы все поняли, что такое органическое мыло из овечьего курдюка, и проложили путь для моего бизнеса».
Батцэцэг, которая продает свое мыло за 2-3 доллара США – вдвое дешевле аналогичной продукции Lhamour - снижает накладные расходы, работая в двухкомнатном подвале неполный рабочий день и продавая свои продукты в местных супермаркетах, чтобы уменьшить расходы на распределение.
Ее мыло из верблюжьего костного мозга основано на традиционной практике среди пастухов в пустыне Гоби, использующих его как лосьон для тела, который отлично излечивает раны и повреждения кожи. Также считается, что костный мозг предотвращает растяжки во время беременности, потому что содержит высокий уровень коллагена.
Она призвала правительство Монголии содействовать развитию таких предпринимательских компаний, как ее, освободив их от 10% налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, также взимаемого в размере 10%. Она сказала, что правительство может также помочь, уменьшив или устранив таможенные пошлины на некоторые импортные ингредиенты, необходимые для производства ее продуктов. «Наше мыло можно было бы продавать еще дешевле, оно могло бы конкурировать с импортным мылом, если правительство освободит часть налогов и действительно поддержит МСП», - сказала она, обращаясь к малым и средним предприятиям.
Все предприниматели органической косметики заявили, что для развития отрасли требуется гораздо больше исследований. Батцэцэг, которая ранее была журналистом, менеджером по маркетингу и стилистом моды, сказала, что она «зависима» от исследования химических веществ и стремится построить лабораторию для изучения сырья, чтобы производить более уникальные продукты.
Мөнхдоржийн Даваа, 28-летняя бухгалтер, продающая бальзам для губ, приготовленный с использованием шар тос или топленого масла из молока яков под маркой “Moili”, стремится расширить свой ассортимент. «Монголия полна природных ресурсов, а не только молочных продуктов. У нас так много трав, которые могут быть источником органических продуктов, но они еще не полностью изучены», - сказала Даваа.
В Монголии нет недостатка в начинающих предпринимателях, первоначальный успех органической косметики может привлечь больше конкурентов, особенно если экспортные продажи продолжат расти.
«Молодые и образованные монголы все чаще вступают в стартапы и не заинтересованы в том, чтобы жить на обычную зарплату [из-за низкой заработной платы] и работать как в частном, так и в государственном секторе», - сказала Оргилын Гэрэл, исполнительный директор улан-баторского агентства по связям с общественностью “East Maven”, которое было одним из самых успешных бизнес-стартапов в Монголии в 2012 году. Гэрэл представляла Монголию на саммите Глобального предпринимательства в 2017 году, организованном под руководством правительства США в Хайдарабаде, Индия, в конце ноября.