Вышла в свет новая книга: «Халх-ойрадын цааз бичиг»
Многие статьи монголо-ойратских законов «Халх-ойрадын цааз бичиг» действовали в среде монголоязычных народов достаточно длительное время.
Заслуженный культурный деятель Монголии Ц.Сүрэнжав и юрист П.Цагаан скомпилировали и опубликовали книгу правового классического памятника Монголии «Халх-ойрадын цааз бичиг» или «Халха-ойратский или Монголо-ойратский устав».
Осенью 1640 года возле горы Тарбагатайн нуруу высокопоставленные чиновники, князи и религиозные лидеры создали «Их Чуулган» или «Большой съездь». Во время этого чуулгана они установили этот закон «Халх-ойрадын цааз бичиг». Копия закона была найдена в вещах семьи торгутов, которые кочевали по левобережью Волги и возвратились на свою историческую родину в 1771 году.
«Халх-ойрадын цааз бичиг» или «Халха-ойратский устав» является Великое Уложение 1640 г., принятое на съезде 44 монгольских и ойратских феодалов, главная цель которого, как отмечал И.Я. Златкин, заключалась в том, «чтобы на базе объединенных Халхи и Джунгарии создать своеобразную конфедерацию ханств и княжеств, связанных общими классовыми интересами их феодальных правителей».
В современной теории права является непреложным факт существования в современном праве четырех источников: правового обычая, нормативно-правового акта, правового прецедента, нормативно-правового договора.
Многие статьи монголо-ойратских законов «Халх-ойрадын цааз бичиг» действовали в среде монголоязычных народов достаточно длительное время. Так, в Халхе они действовали до появления сборника законов «Халх журам», который является ценным памятником монгольского феодального права XVIII века. Многие статьи законов «Халх журам» свидетельствуют о том, что сам сборник в большей степени явился кодификацией норм обычного права.
Если проследить монгольское право в развитии на основе известных нам памятников – Ясы Чингис-хана, «Восемнадцати степных законов», «Халх-ойрадын цааз бичиг»-«Халха-ойратский устав и великого уложения 1640 г.» и сборника «Халх журам», - то можно говорить о самостоятельности монгольского права. Монгольское право стало продуктом специфических социально-экономических условий средневековой Монголии, приобретя тем самым особую ценность для изучения монгольского общества периода позднего средневековья.
Кстати, все отношения в тувинском обществе регулировались нормами обычного права, которое имело своей основой древние монголо-ойратские установления. Заимствование монгольских норм в обычном праве тувинцев особенно ярко проявлялось в системе судопроизводства. Принципы монгольского судебного права – общеобязательность, морально-этический характер норм, принцип изменчивости норм в соответствии с общественным развитием, принцип возмещения имущественного ущерба в качестве возмездия и наказания – нашли свое отражение и в обычном праве тувинцев.
Таким образом, монголо-ойратский устав 1640 года довольно длительное время действовал в среде монгольских народов, у некоторых из которых – бурят, алтайцев, среднеазиатских монголов – он стал источником обычного права. В этом и заключается своеобразие правового развития этих народов.