"Культура как служанка туризма". Почему в бурятской культуре все не так, как положено
Обладая колоссальным культурным наследием, Бурятия остаётся на задворках.
Культуру Бурятии “колбасит” уже лет эдак десять. Со времени прихода Вячеслава Наговицына и его креатуры в качестве министра Юлии Ангаевой. Ее предшественники, люди советской закалки, плохо ли хорошо, но все же занимались созиданием: строили, ремонтировали, объединяли, создавали. И делали это может быть и не ярко, но бесшумно.
Ангаеву заменили Цыбиковым. Стало в основном шумно, но, судя по количеству негативных публикаций, совершенно неполезно. Шум продолжается и сейчас. Теперь он большей частью связан с зачисткой того, что «наваял» гламурный экс-министр. И вот почему…
Тимур Цыбиков страшно любил варягов. То ли потому, что им был назначен. То ли по какой другой причине. Но все, чем он запомнился — бесконечное количество заезжих дирижеров, режиссеров и прочих персонажей, постановки которых остались в памяти с успехом одноразовых стаканов. Возможно потому смена директора оперного так же громка и эпатажна, как и все связанное с бывшим министром, укрепляя в мысли, что не любовь к искусству была главенствующей в маниакальном пристрастии к приезжим. И дело даже не в нынешнем министре Соелме Дагаевой.
При всей ее внешней изящности она в этой ситуации все же «слон в посудной лавке». Чем эта история закончится, одному богу известно, поскольку орбита вокруг всего лишь увольнения директора государственного учреждения становится все шире. И участие главы Бурятии в этой истории, если попытаться расшифровать его посыл, вполне себе логичная демонстрация заботы о местных деятелях оперы и балета, которые с какой-то целью все же получили образование и трудятся в родном театре. И наверняка рассчитывают на свой «звездный час». Справедливости ради вспомним, что тот же экс-директор с не меньшим шумом расставалась с нанятыми ею же дирижерами и режиссерами из разных уголков России, и это не стало предметом шантажа. Но дело даже не в этом шуме. Дело в том, куда и с какой целью движется вся эта гигантская армада под названием «культура Бурятии».
Алдар Бадмаев, назначенный ныне советником по экономике Алексея Цыденова, не устает повторять: «Культура должна работать в связке с туризмом». Выглядит, правда, забавно. Лето начинается — сфера культуры вся как один уходит в отпуск. И это при том, что «туризм как стратегическое направление экономики» у нас числится уже лет десять. Между тем в основном документе для всей российской культуры под названием «Основы государственной культурной политики» недвусмысленно прописано: «Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности». Этот параграф дает направление для развития культуры национальных и многонациональных республик, поскольку туристическая привлекательность зиждется как раз-таки на «этнокультурном разнообразии» и «этнонациональной идентичности». Плюс, разумеется, природный фактор, коим у нас является озеро Байкал. Но так как к озеру впору доступ закрыть, остается в спешном порядке развивать то, что еще можно развить и поддержать.
Тут выяснилось, что за прошедшее лето туристы привнесли в бюджет Бурятии около 2 миллиардов рублей. Есть подозрение, что ехали все эти туристы на Байкал. Вынужденно останавливаясь в Улан-Удэ, где посмотреть кроме как на голову вождя пролетариата и Иволгинский дацан больше и не на что. Помним же, культура в отпуске.
На все туристическое лето у нас было два проекта, которые со скрипом можно отнести к событийному туризму. Скандальный «Голос кочевников» с невнятной постановкой задачи и нищая «Ночь ехора», которая со времен Цыбикова так и пребывает в черном теле. И если даже попытаться сравнить эти два — очевидность коэффициента полезности второго перед первым налицо. «Голос кочевников», который увозит наши кровные, в очередной раз рассорив всю общественность республики, и «Ночь ехора» — как минимум эксклюзив мирового уровня, который всего лишь нуждается в финансовой огранке. Убежать не убежит и в случае тотального безденежья на автомате сможет притянуть туриста. Как, собственно, и театр «Байкал», судьба которого, похоже, и самому Дандару Бадлуеву не совсем понятна с туманной перспективой когда-нибудь обрести свой дом и невнятной для театра политикой минкульта. Между тем именно «Байкал» как был, так и остается той самой этновитриной Бурятии, сам того, не желая активно служит соинвестором для экономики республики, чего так не хотят или не могут признать и оценить новоявленные зампреды и министры «экономик, социалок и туризмов». И потому судьба собственно театра «Байкал», и иже с ними тонкой прослойки думающих людей в сфере культуры сегодня призрачна, если не сказать, что трагична. Ибо именно культура и искусство в лучшем их понимании во всем мире служат инструментом мягкой силы, темой и площадкой для переговоров, в чем не раз признавался публично и глава Бурятии, когда всероссийскую победу «Байкала» обсуждали и в высоких кабинетах, и на деревенской завалинке.
Наступит очередное лето. И случится та же история. История о том, что кто-то что-то для чего-то делает, а оптимизм в цифрах отчета сохранится только в районе площади Советов.
Источник: ulan.mk.ru
В сюжете: культура Бурятииминистерство культурыминистерство культуры Бурятии