Япония нацелилась на внешние рынки из-за падения внутреннего спроса на рис
Начальник отдела экспорта японской компании Niigata Nosho Б.Оюун рассказала о преимуществах японского риса и проблемах, с которыми сталкиваются его производители.
По словам Б.Оюун, гражданки Монголии, которая начала работать в японской компании в 2013 году после учебы в аспирантуре Университета Ниигата, Niigata Nosho экспортирует необработанный рис, который должен затем шлифуется до белого цвета по месту назначения.
66-летний Казуя Терасава планирует экспортировать около 10 процентов своего урожая этого года, собранного на его рисовом поле в прибрежном городе Ниигата, расположенном в одном из основных районов производства риса в стране.
«Более дешевый иностранный рис, несомненно, поступит на внутренний рынок. Думаю, он будет востребован в ресторанах и многие хозяйки при приготовлении блюд будут смешивать его с домашним рисом», - сказал Терасава.
Такой прогноз обусловлен предстоящими двусторонними торговыми переговорами с США и принятием Японией Тихоокеанского торгового пакта, который вступит в силу в декабре.
Рис Терасавы экспортируется Niigata Nosho, фирмой под руководством производителя сельскохозяйственного оборудования Kubota Corp.
Niigata Nosho экспортировала в 2017 году 1896 тонн риса - главным образом в Монголию, Гонконг и Сингапур, что составило 16 процентов от общего объема экспорта риса из Японии. Фирма начала экспортировать рис в 2011 году, чтобы помочь фермерам, использующим ее оборудование. Объемы экспорта быстро выросли с 36 тонн в первом году, так как о высоком качестве японского риса стало быстро известно за границей.
«Мы рассчитываем экспортировать около 2500 тонн в этом году», - сказала Батсух Оюун, начальник отдела Niigata Nosho, отвечающая за экспорт.
По ее словам, Niigata Nosho экспортирует необработанный рис, который должен быть свежеотшлифован до белого риса по месту назначения. «Менее свежий рис часто встречается в конкурирующем китайском экспорте, поскольку его отправляют через несколько дней или месяцев после полировки в Китае», - отметила она.
«Японский рис стал известен как свежий и вкусный», - сказала Оюун, которая ожидает, что компания скоро начнет получать заказы из-за рубежа на 5000 тонн в год.
Экспорт японского риса, а также продуктов из него, включая сакэ, составил в 2017 году примерно 11 800 тонн, что намного меньше целевого показателя правительства в 100 000 тонн в год.
«Правительственные данные показывают, что японский рис в два-три раза дороже, чем рис, выращенный в Китае и США. С учетом экспортных издержек цена на японский рис растет на зарубежных рынках, и этот продукт становится доступен только состоятельным гражданам», - отмечает Б.Оюун.
Внутренний спрос на традиционные продукты питания из года в год снижался и достиг показателя 7,4 млн тонн в год (с июля 2017 года по июнь 2018 года). Однако, согласно правительственным данным, 20 лет назад этот показатель был равен 9,1 млн тонн.
Фермеры, выращивающие рис в этой стране, вероятно столкнутся с усилением международной конкуренции, которая будет сопровождать Транстихоокеанское партнерство, поскольку люди в Японии получат доступ к более дешевым импортным продуктам.