Кем на самом деле был Годзилла?
Быть Годзиллой – интервью с Накадзимой Харуо, человеком внутри костюма.
Развлекательный жанр токусацу, порожденный Годзиллой.
Что делает Годзиллу особенным? Если кто-то и может дать ответ на этот вопрос, то только Накадзима Харуо. Актер надевал костюм для исполнения роли Годзиллы в 12 фильмах. Недавно мы взяли интервью у Накадзимы, чтобы узнать, как ему удалось воплотить образ монстра на большом экране.
Идеальное исполнение
Преданные поклонники фильмов о Годзилле знают монстра изнутри, причем вполне буквально. Имеется в виду, что настоящие фанаты знают и очень уважают Накадзиму Харуо – актера, скрывавшегося в костюме Годзиллы.
60 лет спустя после выхода оригинального фильма «Годзилла» Накадзиме снова пришлось облачиться в тяжелый резиновый костюм монстра, придуманного режиссером спецэффектов Цубурая Эйдзи (1901-1970). Его великолепное исполнение этой роли было именно тем, что помогло монстру ожить на экране и, как следствие, стать причиной появления новых увлечённых поклонников Годзиллы по всему миру.
Накадзима родился в 1929 году. Дебютировал в кино в фильме 1953 года «Тихоокеанские орлы» (Тайхэйё но васи), снимавшегося студией, которая и наняла его как актера – Tōhō Co., Ltd. В этом фильме он выполняет каскадерский трюк, в котором самолет с летчиком-истребителем в его исполнении вспыхивает.
Молодой актер и каскадер успешно справился с непростой ролью и ему сразу же показали сценарий будущего фильма, носившего кодовое название «Проект Г» (G сакухин). Работа над фильмом больше напоминала сверхсекретный план. Накадзима не смог узнать никаких других подробностей о проекте ни от директора по административной части, передавшего ему сценарий, ни от самого режиссера фильма Хонды Исиро. Режиссер отправил Накадзиму с его вопросами к Цубурая.
Сверхсекретный «Проект Г»
Засекреченный «Проект Г», ставший легендарным «Годзиллой» (1954 г.), принёс режиссеру спецэффектов Цубурая прозвище «бог токусацу». Накадзима вспоминает, что когда впервые встретился с Цубурая, чтобы узнать подробнее о секретном проекте, режиссер выложил перед ним несколько картинок из дюжины, составлявшей раскадровку фильма, чтобы дать общее представление, и сказал: «У нас есть персонаж, но я пока не слишком понимаю, как всё получится. Я смогу сказать точно, когда ты наденешь костюм и пройдешься в нем. После этого мы уладим остальные подробности плана».
Цубурая показал Накадзиме «Кинг-Конга», чтобы показать, каким примерно будет монстр в будущем фильме, хотя 50-метровый Годзилла явно возвышался над знаменитой кинематографической обезьяной, рост которой достигал всего 10 метров. «Ты актер, поэтому просто сконцентрируйся на исполнении своей роли», – инструктировал Накадзиму Цубурая. – «Что касается общего руководства процессом игры, положись на меня как на режиссера. Просто будь готов выполнять любые мои указания. Костюм, кстати, немало весит. Что скажешь? Возьмешься?» Накадзима с энтузиазмом воскликнул: «Конечно!», ведь его профессиональная гордость просто не позволила ему ответить иначе. Режиссер продолжал: «Держись, как бы тяжело ни было» – эти слова были подкреплены горячим согласием Накадзимы.
Перемещения в 100-килограммовом костюме
Спецэффекты в голливудской картине 1933 года «Кинг-Конг» были созданы с помощью технологии покадровой анимации. Однако график съемок «Годзиллы» был ограничен всего шестью месяцами, поэтому у создателей фильма просто не было возможности использовать такую затратную по времени технологию. Вместо этого Цубурая решил создать миниатюрную модель города и дать актеру в костюме монстра разрушить его.
Однако перемещение в первом варианте костюма Годзиллы оказалось для Накадзимы намного более сложной задачей, чем он предполагал. Костюм был выполнен из жесткой резины, похожей на ту, что используют в производстве автомобильных шин, и весил порядка 100 кг. Кроме того, когда Накадзима был в костюме, на ногах у него должны были быть сандалии с толстой деревянной подошвой, называемые гэта. Всё это делало передвижения достаточно непростой задачей.
«В костюме мне было очень одиноко» – вспоминает Накадзима, – «Все мои мысли были сконцентрированы на следующем движении, которое мне было необходимо сделать. Думать о чем-то еще было невозможно, поскольку моей задачей было сыграть роль от и до без возможности сбросить с себя огромную тяжесть костюма».
Однако Накадзима придумал интересный способ придать движениям Годзиллы отличительные особенности. Многие поклонники Годзиллы знают, что Накадзима почти каждый день ходил в зоопарк Уэно, где изучал движения слонов и медведей. И, поскольку Цубурая снимал действие на скорости в 2,5-3 раза быстрее обычной, Накадзиме пришлось соответственно подстраивать и темп своих движений.
Ключевая особенность походки Годзиллы с точки зрения Накадзимы заключалась в том, что актер перемещался не поднимая ног. Как он объясняет: «Никто не должен видеть пяток монстра. Без своей «шаркающей» походки Годзилла не выглядел бы таким сильным. Кстати, тот же принцип применяется и борцами сумо».
Незабываемая реакция
Накадзима думал, что его перформанс в роли Годзиллы будет разовой работой, однако в итоге ему пришлось надевать костюм культового монстра в 12 фильмах. Он горд тем, что за все это время допустил всего одну ошибку. Этот промах случился во время съемок оригинального фильма, в сцене, где монстр крушит знаменитую башню с часами Хаттори на Гиндзе (сейчас здание называется «Башня Гиндза Вако»).
Единственный промах Накадзимы в роли Годзиллы состоял в том, что он разрушил знаменитую башню с часами слишком быстро
«Я разрушил здание слишком небрежно и Цубурая сказал мне об этом. Сцену пришлось снимать заново, что означало воссоздание частей миниатюрного сета. В итоге нам пришлось ждать около месяца, пока побелка высохнет. В повторной версии сцены часы на башне начинают звонить, Годзилла с любопытством разглядывает их, затем разбивает на мелкие части. Во второй раз сцена пошла как нужно, и я вздохнул с облегчением».
Оригинальный фильм «Годзилла», вышедший на экраны в ноябре 1954 года, стал сокрушительным хитом в Японии – кинотеатры посетило порядка 9,6 миллионов зрителей! Два года спустя отредактированная англоязычная версия с добавленными сценами вышла на экраны Соединенных Штатов под названием «Годзилла, король монстров», став первым (шаркающим) шагом монстра на пути к мировой сенсации.
Сегодня, 60 лет спустя после японского дебюта фильма, Накадзима живо вспоминает реакцию аудитории тех лет.
«После выхода фильма я купил билет, чтобы самому сходить и посмотреть его. Я сидел в первом ряду, поэтому мог видеть лица людей, сидящих сзади, и их реакцию на происходящее на экране. То, что я увидел, меня поразило. В самом начале фильма, когда говорит ученый в исполнении Симуры Такаси, дети в зале болтали. Но внезапно раздался громоподобный звук, сигнализирующий о приходе Годзиллы, и я увидел, как глаза всех детей в зале буквально загорелись. Видеть такую реакцию было настолько чудесно, что я просто расплакался».
Одно воспоминание об этом ощущении сегодня, 60 лет спустя, снова вызывает слезы на глазах Накадзимы.
За время своей карьеры в Tōhō Накадзима сыграл целый ряд монстров, в частности Родана. Он также появлялся в роли различных существ в телевизионных шоу, таких как Ultra Q. Когда его спросили, какой монстр мог бы стать самым ужасным соперником для Годзиллы, он ответил: «Я считаю, что человек намного страшнее Годзиллы. В конце концов, именно нам приходят в голову все эти безумные идеи».