Бурятский "герой Донбасса" проводит отпуск в Бурятии и рассказывает обо всем...
Интервью с "самым известным бурятом Донбасса" ополченцем Вахой, которое он дал по приезду в Бурятию. Перед тем, как снова отправиться на войну.
Ополченец Ваха рассказал, как он стал звездой интернета
Его зовут Владимир, однако известность он получил как Ваха. Ролики с его участием с регулярной периодичностью выкладываются в сеть, их просматривают сотни тысяч людей, но на улице Ваху не узнают и уж тем более не просят автографы. У него часто берут интервью как новороссийские журналисты, так и военные корреспонденты других стран, которые любят Владимира за то, что он дает интервью без балаклавы (шапка-маска с прорезями для глаз и носа. - Прим. авт.) и довольно подробно рассказывает о боевых действиях.
Несколько дней назад Ваха приехал в Улан-Удэ в недолгий отпуск. В интервью мы постарались не задевать вопросы политики и поговорили с бойцом о корнях его знаменитого командира Ольхона, о семье и почему буряты стали нарицательной национальностью на Донбассе.
Стечение обстоятельств
- Ваха, давайте сразу начнем с вопроса, почему в украинских СМИ так часто пишут про бурят? Это даже послужило поводом для мемов в социальных сетях – вы, наверно, помните, как одно из информационных агентств сообщило о прибытии «боевых бурят». Даже Порошенко на пресс-конференции попросил, чтобы буряты, тувинцы и другие жители России покинули ДНР. В каком-то роде национальность получила такую известность из-за того, что вы часто даете интервью?
- Такое стечение обстоятельств. Было так: наша группа во главе с Ольхоном удачно завершила операцию по закрытию дебальцевского котла. Я дал интервью военному корреспонденту, рассказал, как прошло освобождение Логвиново. Буквально через несколько дней появляется ролик, в котором Кобзон навещает раненых и узнает в одном из них бурята. Еще через небольшой промежуток времени появляется публикация «блогера», которая перечисляет фамилии якобы убитых бурят. Спустя какое-то время ее слова опровергли – на самом деле это были фамилии отцов абитуриентов одного из бурятских вузов. Несколько фактов совпали и создали такой эффект, как будто наших земляков там очень много.
- А по факту сколько жителей Бурятии пополнили ряды ополченцев?
- Можно пересчитать по пальцам. Есть русские ребята из Бурятии, есть буряты. Я со всеми поддерживаю контакт, езжу к ним в гости в Донецк. Один из них – мой хороший приятель, с которым мы были знакомы до ополчения. Случайно увиделись с ним во время углегорской операции. Он сильно удивился – знал, что я автомат до этой войны в руках ни разу не держал.
- Что сподвигло отправиться воевать, раз не было военного прошлого?
- События 2 мая в Одессе, когда я понял, что не могу остаться в стороне. Я тогда был в Санкт-Петербурге, оттуда же отправился в Ростов. Жене сказал, что буду работать в Ростове, не говорил, что поехал воевать, не повернулся язык такое по телефону сообщить... Она, конечно, реагирует на все это отрицательно. Я сейчас приехал в отпуск и даже не знаю, как долго он продлится. Официально – месяц, но в любой момент меня может «выдернуть» командир. Жена сначала думала, что я приехал окончательно. Но поговорили, вроде вопросы все утрясли. Да, тяжело, хуже всего, что дети растут без отца. У меня две дочки – одной 4 года, второй 10 лет. Меня не было дома девять месяцев, но они меня не забывают, потому что мы часто общаемся по скайпу.
- Почему не вернетесь насовсем?
- Я пошел туда по зову сердца и уйду, когда сердце мне подскажет, что пора. У меня нет меркантильных или каких-то других целей. Те, которые идут на войну из-за денег, скоро понимают, что денег не заработать. Мы на обычном довольствии состоим, как регулярная армия ДНР. Я не фанат спорта, не фанат физических нагрузок и изнуряющих марш-бросков, но и бросить все это пока не могу. Не пришло время. Я, кстати, самый «старый» разведчик Ольхона, дольше всех с ним задержался.
Загадочный Ольхон
- Кстати, о легендарном Ольхоне. Его позывной наталкивает на мысль, что он тоже родом из этих мест.
- Откуда он родом, никто не знает. У меня, как у «старичка», часто спрашивают, земляки ли мы, почему я так у него долго. Как-то негласно так получилось, что лишних вопросов мы не задаем. Я не знаю имена даже людей, с которыми близко общаюсь, – зачем? Война закончится, мы разлетимся и, возможно, больше никогда не увидимся. Когда служил в другом подразделении, был у меня друг Серега. Погиб у меня на глазах в мой день рождения. После этого предпочитаю с людьми не сближаться. Война есть война, и без таких потерь постоянно в стрессовом состоянии.
Тем более глупо задавать такие вопросы – как зовут, откуда родом - командиру. К нему многие хотят попасть, у него хорошая статистика – нет ни одного раненого, ни одного погибшего. Пишут мне в социальных сетях, просят взять их. Я сразу таких отсекаю. Здесь не игрушки, не романтика, не хочу потом оправдываться перед их женами и матерями, почему они не вернулись с войны.
Ребят много гибнет. Калеками становятся. Мы ездили в Ростов в реабилитационный центр, там из 21 человека всего один был со всеми конечностями, у кого рук нет, у кого – ног, кто-то вообще без ничего остался.
- Ваха, почему вас так любят журналисты? Я сбилась со счета, считая интервью с вами.
- Одна из причин – это то, что я хожу без балаклавы, с открытым лицом. Раньше, конечно, все были в масках. Потом как-то Грэм Филлипс(британский блогер, журналист, сотрудник Russia Today и «Звезды». - Прим. авт.) снял на видеокамеру наш перекур. Мы были без масок, дурачились на камеру, пели, танцевали. Так получилось, что этот ролик потом оказался в интернете. В дальнейшем давать интервью в балаклаве не имело смысла. Да и не люблю я их – дышать сложно, на череп давит.
У меня много приятелей среди журналистов стало – и Грэм Филлипс, и Патрик Ланкастер (американский независимый журналист). По телефону на меня выходят журналисты «Лайфньюс» и других информагентств. Да, определенная известность появилась. Например, на блокпостах обязательно проверяют документы у всех на случай проникновения диверсантов, разведчиков. Славян всех проверяют, меня часто просто так пропускают. А в Бурятии еще никто не узнавал.
Об интернет-войнах
- В социальных сетях вас находят как поклонники, так и недоброжелатели. Как вы относитесь к их агрессии?
- Да, читал их комментарии, смеюсь, отношусь снисходительно – какой смысл с ними бодаться? Днем на полигоне бегаешь в бронежилете, весь измотанный приходишь, еще с ними в интернете воевать, что ли.
- Вы уже несколько дней в отпуске. Как ощущаете себе на «гражданке»?
- Нормально. Вот в фильмах показывают, дескать, бывший военный просыпается ночью в поту от кошмаров, вспоминает ужасы войны и так далее. Нет такого. Все как раньше, до отъезда. Вчера с детьми в кино ходил на мультик. Хорошо, что в нашем городе есть куда с ребятишками сходить. Это радует.
- Я вырос в Забайкальском крае. Вырос среди русских. Иногда ощущал давление с их стороны и, бывало, что желал жить только среди бурят. А приехав сюда понял, что я против национализма вообще. Мне было всегда непонятно это надуманное деление на западных и восточных бурят. Доходило до того, что некоторые семьи требовали от человека, чтобы выбирал себе жену "только не из иркутских". В общем, я против национализма в любом проявлении, в том числе и внутрибурятского, "территориального".
А вообще, я всегда сторонился политики. Мне кажется, что политика вся построена на желании обмануть, люди не совсем чистые, открытые в ней. Единицы, кто действительно от души все это делают, меценаты, например.
Я здесь со многими очень общался, со многими интересными людьми познакомился.
Встречал группу волонтеров на Байкале, которые убирались на берегу, причем сплошь иностранцы. И мне не понравилось, как вели себя буряты по отношению к ним в том числе.
У нас в деревне все говорят на родном языке, чтут традиции. Все это закладывается в детстве. А когда человек воспитывается в такой среде, что родители целыми днями на работе, и ребенок предоставлен сам себе - все это очень сильно формирует человека в любом случае. Что-то все равно передается из семьи, на генетическом уровне.
Люди начинают терять корни. Я говорю на родном языке, супруга у меня воспитана в таком ключе, что стержень надо закладывать в стержень. Дочка ходит в музыкальную школу, пусть не будет музыкантшей, но для кругозора это очень важно, для общего развития.
У нас есть традиции, и их надо соблюдать. Иначе мы будем просто бледное пятно на карте Российской Федерации, мира всего, если не будет объединения среди самого народа.Мы просто сравняемся со средней полосой России. Ну есть какие-то буряты, а чем они отличаются? А ничем, только разрезом глаз. А менталитет у них такой же, как у всех. Не хотелось бы дожить до таких времен. Хотелось бы, чтобы люди к нам приезжали, видели особенности наши национальные. Не стать индейцами в резервации, и это наша собственная задача.
Фото: Фото из архива героя материала и В.Дашиевой.
Источник: infpol.ru
В сюжете: Вахабуряты на ДонбассеДонбассбуряты в УкраинеУкраинаополчение