Краткая политическая история бурятского народа: от организатора истории до люмпен-общества
Из цикла статей Бато Очирова о связи Бурятии с глобальным кризисом.
Продолжение. Начало здесь.
Сегодня, спустя некоторое время после начала пандемии коронавируса и нефтяного кризиса стало очевидно, что страна переживает (или будет переживать) один из самых страшных кризисов за всю свою историю. Очевидно, что приходят тяжелые и смутные времена, которые впоследствии оказываются зародышем возрождения чего-то другого.
В этом плане эволюция бурятского общества тесно связана с историческими “зигзагами” российского государства. И именно в период тяжелейших кризисов пробудившийся хаос порождал в Бурятии пассионарную элиту, которая была способна сформулировать актуальную повестку и выстроить на месте застойного, разложившегося и деградировавшего общества “новый порядок”.
“Сокровенное сказание монголов” словами Льва Гумилева называет таких творцов истории и носителей нового порядка - “людьми длинной воли”.
С приходом большого кризиса общий исторический и геополитический контекст соответствующих эпох заставлял прогрессивную часть бурятской элиты включаться в глобальный геополитический процесс и успешно устанавливать становой хребет, фундамент для дальнейшего национального развития. И таких случаев в истории бурятского народа в составе России было два.
Дипломатическая миссия хори-бурят 1703 года к Петру I
Первым таким историческим моментом, безусловно, является событие, которое скромно упоминается в анналах истории как “встреча хори-бурят с Петром I”.
В тот период Россия была втянута в затяжные изнурительные войны. На западе - Северная война со шведами (война, фактически длившаяся с 1700 по 1721 гг. между Швецией и коалицией североевропейских государств, включая Россию - прим. АРД). На юге - военный конфликт с турецкими войсками (Русско-турецкая война 1686-1700 гг. - прим. АРД).
Одновременно с этим на Востоке велись жесткие переговоры графа Федора Головина с послами Цинской империи о границе между Китаем и Россией. Китайцами уже был взят Албазинский острог, нарушен Нерчинский договор и дальнейшие требования цинского двора включали передачу Нерчинска, Селенгинска и прочих земель до озера Байкал. На Дальнем Востоке - передача Камчатки с Охотским морем. Ситуация разворачивалась очень быстро и открытие третьего фронта на Востоке для России было губительным.
И в этот период царь Петр нуждался в политической опоре и квалифицированных экспертах для ведения сложных переговоров с Цинской империей. Именно в те трудные года граф Фёдор Головин поддерживал тесную связь с бурятской родовой элитой, представители которой очень хорошо знали функционирование Цинской империи.
Головин понимал, что в этом деле могут помочь только буряты, которые обладали историческими опытом взаимодействия с имперским Китаем.
После встречи Петра I с представителями хори-бурят, царской Россией было принято несколько важных геополитических решений, которые, в общем-то, оказались фундаментом превращения периферийного государства в Великую Российскую империю - она расширила границы, получила выход к морям и создала флот. На Востоке, вскоре после этой встречи, китайская сторона отказалась от попыток дальнейшего расширения своих границ.
Очевидно, что хори-бурятская миссия к царю обладала достаточно важным содержательным аспектом и, безусловно, послужила основанием для принятия Россией ключевых решений того периода.
Для бурятского народа результат встречи с Петром I 25 февраля 1703 года выразился в Указе царя от 22 марта, закрепляющем право бурят на вечное владение их породными землями. Указ этот был практически первым государственным актом в отношении народов, вошедших в состав России.
Таким образом, можно сказать, что буряты первыми создали “субъект федерации” (автономию) на территории царской России.
У бурятских родов появились свои гербы, знамена и власть в виде собственного самоуправления - появилась содержательная повестка по обустройству своей земли и обозначился новый вектор развития в качестве проводников российской империи в Азии.
Создание Бурят-Монгольской АССР и суверенной Монголии
Вторым подобным актом, по своей энергии, смысловому стержню и эпохальности сопоставимым с Хори-бурятской миссией к Петру I, является событие, которое вошло в историю под названием “образование Бурнацкома”.
Весь этот период в России проходил под знаком слома эпох. В феврале 1917 года в Петрограде начались антиправительственные выступления широких народных масс, которые вынудили власти открыть огонь по митингующим и пролить кровь гражданского населения. Вскоре после этого царь Николай II отрекся от престола и в стране была объявлена республиканская форма правления. Она спровоцировала в России еще больший хаос и в конце года к власти пришли большевики во главе с Владимиром Лениным.
В это время в Чите созывается первый всебурятский съезд, решением которого 25 апреля 1917 года был образован Бурятский национальный комитет. Бурнацком стал исполнительным органом первой всебурятской национальной автономии “Буряад-Монгол улс” (Государство Бурят-Монголия).
Идейными вдохновителями и практическими реализаторами мощнейших процессов, в которые был вовлечен весь бурятский народ, а через некоторое время и весь монгольский мир, стали Элбэк-Доржи Ринчино, Цыбен Жамсарано, Михаил Богданов, Даши Сампилон и другие выдающиеся деятели.
Эти люди, объединив Восток с Западом (восточных и западных бурят - прим. АРД) впервые сформулировали политический манифест бурятского народа, который побудил инертные элиты и широкие массы к модернизации. Впервые за многие годы наш народ, отбросив присущую пассивной родоплеменной стихии маргинальность, стал превращаться в политическую нацию и обретать силу. Таким образом, бурятский народ сам стал организатором исторического процесса и вошел в большую политику.
Вследствие этого буряты, уже как одна из самых интеллектуально подготовленных и организованных политических сил на востоке России, становятся главным инструментом Коминтерна по продвижению мировой коммунистической революции в странах Азии. Следовательно, Советское правительство принимает соответствующее решение о создании Бурят-Монгольской АССР, а затем выделяет средства и кадры из бурят для установления в Монголии советской власти. Инерция заданных процессов была настолько велика, что даже не ощутила сопротивления другой части бурятской элиты (Мария Сахьянова и ряд других деятелей - прим. АРД), объявившей отказ от национальной автономии и полное растворение бурятского народа в новой общности (советский народ).
Однако после провозглашения Монгольской народной республики и образования Бурят-Монгольской АССР идеи и мечты бурятских “людей длинной воли” были растерзаны родоплеменным деструктивом. В Монголии Хорлоогийн Чойбалсан приказал: “на лам и бурят пуль не жалеть”. И в ходе соответствующего геноцида была истреблена практически вся мужская часть бурятского населения в братской стране. А в Бурят-Монгольской АССР установилась местечковая, родоплеменная бюрократия из западных бурят - самая примитивная форма удержания власти.
Тем не менее, деятельность Бурнацкома в широком смысле подготовила ряд крупных перемен и революций в сознании народа и успела придать мощную инерцию его развитию.
Бурятия ещё долгое время оставалась “азиатской витриной” страны Советов и, благодаря этой смысловой траектории, здесь строились все атрибуты “восточной столицы”: театры, стратегические заводы, крупные учебные заведения и так далее.
Бурятия сегодня
Бурнацком и Хори-бурятская миссия к Петру I стали убедительной иллюстрацией того, что содержательная повестка способна заполнить непредсказуемую инертность и хаос созидательным смыслом. Стать стержнем, способным создать достаточно интеллектуальной мощи, которая воспроизводит необходимое количество пассионариев для генерации энергии рывка.
Мы ещё раз убеждаемся, что бурятский народ - это общество, сплетенное из множества людей, причем не только живых, но и тех, кто жил раньше, и чьи дела тесно связаны с настоящим. Два этих мощнейших взрыва показали истинный смысл того Нечто, которое пребывает над временем и имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Это не та традиция, которую привычно воспринимает обыватель (некий фольклор, передача из поколения в поколение каких-то жестов, действий и привычек), а абсолютно иная данность, пребывающая над временем и поколениями.
Традиция, которая пребывает, например в Японии, Корее, Китае, Англии и так далее. Это подлинная данность, творящая историю. Сегодня бурятское общество утрачивает эту Традицию и представляет из себя броуновское движение различных элементов.
Путь Бурятии после создания Бурнацкома до нынешних дней - это постепенная деградация некогда мощного организатора истории до состояния люмпен-общества, оказавшегося на задворках истории. И на сегодняшний день энергия, заданная “апрельским взрывом 1917 года”, практически утрачена. Родоплеменная бюрократия Бурятии выбросила бурятский народ за рамки исторического времени.
В частности, в период величайшей геополитической катастрофы, развала СССР, бурятская элита оказалась бесхребетной: утратила способность политической инициативы и не удержала основные экономические активы республики (разведанные запасы золота, угля, нефрита, энергетические активы и т.п).
Однако человек остается субстанцией, из которой создаются различные формы. На эту субстанцию воздействует мощная энергия в образе “людей длинной воли” и эта же энергия поднимает волны, стремительно закручивая массы, образуя реальную историю. Безликая масса приобретает форму и собственное имя, и на арену выходит новый субъект - народ-организатор.
Сейчас мы становимся живыми свидетелями раскручивания очередного витка исторической спирали. Но готов ли бурятский народ сгенерировать адекватную реакцию в ответ на вызовы эпохи?
Продолжение следует.