Бурятский сокол, подаренный Чингисхану
В трех монгольских летописях содержится интригующий пассаж о некоем буряте по имени Ору Шигуши, который подарил Чингисхану ловчего сокола, за что монгольский император отдал бурят в его владение.
Удивительно, но данный сюжет, имеющий огромное значение для понимания истории бурятского народа в эпоху Монгольской империи, полтораста лет не удостаивался должного внимания бурятоведов. Это тем более странно, что две из этих летописей для российской и западной науки были открыты бурятами.
«Золотой свод» и «Драгоценный свод»
Существует три различные летописи под названием “Алтан тобчи”, или “Золотой свод”. Самая поздняя из них написана в 18 веке Мэргэн-гэгэном, в ней нет того пассажа, который мы собираемся рассмотреть. Он впервые появляется в самой ранней из этих летописей, авторство которой не установлено, поэтому в российском монголоведении ее теперь называют «анонимной “Алтан тобчи”». Этот средневековый памятник был известен еще Доржи Банзарову, который готовил перевод на русский язык, но не успел завершить работу. Честь первой публикации летописи на европейском языке выпала бурятскому ламе Галсану Гомбоеву, чей перевод на русский был издан в 1858 г. С тех пор более века летопись условно обозначали, да и до сих пор часто обозначают, как «“Алтан тобчи” Галсана Гомбоева». В Монголии же принято именовать ее «Краткой “Алтан тобчи”». В советское время и в 1990-х годах над новым научным переводом работала Галина Горохова, но завершить и издать ее работу в 2005 году суждено было Анне Цендиной.
Другой памятник монгольской письменности с тем же названием имеет автора и известен как «“Алтан тобчи” Лубсана Данзана». Первым исследователем, познакомившим западную науку с этим произведением, был Цэвэн Жамцарано. Эта летопись значительно превышает анонимную “Алтан тобчи” по объему и содержит в себе большие фрагменты монгольского текста «Сокровенного сказания». Однако помимо столь выдающегося памятника 13 века Лубсана Данзан включил в свой свод много фрагментов из других произведений, или даже полных памятников, дополняющих «Сказание». Существует гипотеза, что этот автор использовал «Краткую “Алтан тобчи”» как один из своих источников.
Сюжет о дарении сокола Чингисхану имеется в еще одной летописи – «Эрдэниин тобчи» («Драгоценный свод») Саган Сэчэна. Там имя дарителя сокола записано несколько иначе, а сам он назван «ойрат-бурятским», но информация в целом та же самая.
Все три летописных свода созданы в 17 веке, но считается, что анонимная “Алтан тобчи” написана (или завершена) раньше, приблизительно в 1620-х годах, или чуть позже. Оба «Золотых свода» содержат не только тексты, написанные самими составителями, но и значительные фрагменты или целые произведения, которые до нас не дошли. Некоторые из них несомненно были созданы еще в эпоху Монгольской империи. К этому кругу источников относится и тот фрагмент, где содержится пассаж о бурятском владетеле, подарившем сокола Чингисхану.
Сокол с Великого Байкала
Итак, посмотрим, что рассказывают летописи о подарке бурятского вождя.
«Из страны бурят, с великого Байкала, прибыл бурятский Оро-Шигуши. Он поднес в дар государю сокола и получил за это в управление бурят.» – ист. «“Алтан тобчи” Галсана Гомбоева».
«Бурийатский Оро Шигуши поднес августейшему, обладающему величием владыке сокола, пойманного около великого Байкала. Бурийаты были отданы во владение Оро Шигуши.» – ист. «“Алтан тобчи” Лубсана Данзана».
«Ойрат-бурятский Орочу-шигииши с великой реки Байгал сокола поймав, августейшему владыке поднес, тот сделал его владетелем Бурятского улуса.» – ист. «Эрдэниин тобчи» Саган Сэчэна.
На первый взгляд, это слишком скудная информация, чтобы понять, кто были те буряты, какова их дальнейшая судьба, и кем был загадочный Оро. Краткость изложения, по-видимому, многие десятилетия не давала бурятоведам зацепки для анализа. Впрочем, в обобщающих работах по истории бурятского народа этот сюжет обычно даже не упоминался.
Все изменилось, когда монгольские ученые провели сопоставление информации из “Алтан тобчи” с соответствующими пассажами из «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, самого большого по объему письменного свода об истории монголов в 12-13 веках. Как ясно из названия, это тоже свод из текстов, написанных самим придворным историком монгольских иль-ханов, и изложения множества других источников.
Выяснилось, что искомый бурятский Ору-шигуши также фигурирует в «Сборнике летописей», только там он не назван бурятом. В этом своде вообще не упоминается термин бурят, что намекает на не особенно широкую распространенность его среди монголов в 13 веке. Бурятами очевидно называли только часть какого-то из лесных народов, позднее ставших основой современных бурят.
Кыргызский князь
Итак, Рашид ад-дин упомянул Ору-шигуши, но под именем Урус-инал. Инал – это титул правителей енисейских кыргызов. Сейчас ненадолго отвлечемся от «Сборника летописей» и рассмотрим фрагмент из летописи хивинского хана Абульгази «Шäджäрä-i тÿрк». Это произведение в немалой степени связано с трудом Рашид-ад-дина, точнее, с какой-то недошедшей до нас его редакцией.
«Киргиз и Кем-кемчут называются две области, близкия одна к другой: на двух сторонах их текут две большия реки, одна называется Селенга, другая Айхара Муранъ; эти две области называются Абирь и Сибирь. Близ них жилища Киргизския. Киргизы своего правителя называют Иналь; это слово у них тоже, что у Монголов (каан) и Таджиков падишах. В Чингиз-ханово время правителем их был Урус-иналь. Чингиз-хан, отправив к Киргизам Бурю посланником, требовал, чтобы они ему покорились. Урус-иналь, радушно угостив посла, сам не пошел к хану, но отправил с ним хороших людей с большими дарами в изъявление своего подданства. Из даров самым лучшим был белый кречет с красными ногами, носом и глазами».
В «Шäджäрä-i тÿрк» и в «Сборнике летописей» инал – это титул кыргызских князей. В “Алтан тобчи” шигуши это тоже титул. Он появился в эпоху Монгольской империи, предположительно в период Юань. Иными словами, в отношении бурятского Ору титул является анахронизмом, переносом позднего термина на то время, когда его еще не могло быть. В монгольских летописях при переписывании старых источников произошла переинтерпретация, вместо Orus inal решили записать Oru sigüsi. В свою очередь, Саган Сэчэн, ввел имя Орочу, спутав его с именем совершенно другого князя – правителя тумэна Юншээбу в 15 веке. Эта ошибка, по-видимому, связана с тем, что в Юншээбу был целый аймак Бурят, что составляет отдельную большую историю.
По Абульгази Урус-инал – это главный правитель государства енисейских кыргызов, но подвластной ему территорией хивинский хан считал междуречье Селенги и Ангары (Айхара), т.е. по факту – территорию этнической Бурятии. Здесь летопись Абульгази расходится с Рашид ад-дином, который, впрочем, тоже несколько путано трактует пределы енисейских кыргызов:
«Киргиз и Кэм-кэмджиут две области смежные друг с другом; обе они составляют одно владение [мамлакат]. Кэм-Кэмджиут – большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов [Могулистан] и одна [ее] граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с [бассейном] большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области».
Сначала Рашид ад-дин указывает, что кыргызское государство состоит из двух областей, но затем неожиданно пишет о третьей области:
«Название другой области – Еди-Орун, государя тамошнего называли Урус-инал.»
По «Сборнику летописей» Урус-инал действительно был правителем, но не главным, а владетелем одной из кыргызских областей. Суть в том, что эта область появилась позже двух других.
Бурятская область
Противоречия в текстах Рашид ад-дина и Абульгази восходят к использованию разных источников и соединению их в одном параграфе о кыргызах. В персидских географических трактатах дочингисовой эпохи, скорее всего, было описание кыргызского государства, которое на тот момент действительно состояло из двух мамлакатов.
Кардинальные перемены в истории кыргызов произошли в период движения кара-киданей на запад и особенно – в годы образования Найманского ханства. Кыргызы были подчинены сначала кара-киданями, затем стали вассалами найманов. Третья область в государстве енисейских кыргызов появилась после этого, но до завоеваний Чингисхана. Монгольские источники, не дошедшие до нас, но фрагментарно процитированные “Алтан тобчи”, не оставляют сомнений в том, что эта область была населена бурятами.
Где находилась Еди-орун (тюрк. «Семь местностей»)? Хакасские ученые считают, что княжество Урус-инала располагалось в Минусинской котловине, по крайней мере, точно не в Туве (Кэм-Кэмджиут). Это мнение основано на анализе пути монгольских послов, которые до Урус-инала побывали в другой области, а поскольку Кэм-Кэмджиут располагался ближе к монголам, то остается думать, что Еди-орун находилась дальше.
«В этом же упомянутом году зайца Чингиз-хан отправил к киргизским эмирам и начальникам [хаким] двух послов, имя одного из них Алтан, а другого Бура. Сначала они прибыли в область, название которой .., а тамошнего эмира называли ... После того они [прибыли] в другую область, название которой Еди-Урун, а тамошнего эмира называли Урус-Инал. Оба эти эмира оказали полный почет упомянутым послам и, послав вместе с ними своих двух послов, имя одного [из которых] Илик-Тимур, а другого Аткирак, отправили обратно с белым соколом [сункур-и сапид] и подчинились Чингиз-хану.»
Другой вариант из «Сборника летописей»:
«Чингиз-хан послал гонцами к этим двум государям Алтана и Букра и призвал [их] к подчинению. Те послали назад вместе с ними трех своих эмиров, коих звали: Урут-Утуджу, Элик-Тимур и Аткирак, с белым соколом, как выражение почтения от младшего старшему, и подчинились.»
С версией о северном расположении бурятской области, как будто бы хорошо согласуются данные хакасского фольклора, которые упоминают некогда многочисленное и баснословно богатое племя тумат. Обычно исторические предания хакасов местожительством туматов считают земли на территории этнической Хакасии, в т.ч. – Минусинскую котловину. Между тем, существует альтернативный вариант.
Существует небольшая река с названием Бурят (Буриадын гол), протекающая по Восточной Туве и на западе Хубсугульского аймака Монголии. Местность вокруг этой речки некоторыми учеными считается тем районом, где старший сын Чингисхана Джучи встретился с бурятами в 1207 г. В списке племен, покорившихся тогда, «Сокровенное сказание» последовательно перечисляет ойратов, бурят, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, затем – тумэн-киргизов и трех их князей. В списке нойонов енисейских кыргызов «Сокровенное сказание» первым упоминает Еди-инала, чье имя вызывает ассоциацию с областью Еди-орун. Три нойона кыргызов по данным этой летописи и поднесли Чингисхану подарки, включавшие белых кречетов.
Если следовать по более легкому маршруту от бывших найманских земель, то монгольские послы, согласно Рашид ад-дину, действительно сначала могли проехать Кэм-Кэмджиут (центральную Туву), но затем их путь мог пролегать к «Бурятской реке». При этом, монгольское посольство к енисейским кыргызам в «Сборнике летописей» и поход Джучи в «Сокровенном сказании» выглядят, как два разных события. При этом, не исключено, что Рашид ад-дин неверно датировал посольство.
Напоследок, наверное, стоит отметить, что локализации области князя Уруса, основанные на не слишком четких указаниях источников, до поступления новых данных не должны считаться окончательными. Река Бурят могла получить свое имя не в 1207 г. или раньше, а намного позже.
Как бы то ни было, история о дарении сокола и бурятском предводителе очень важна для понимания этнических процессов в регионе. Проведение правильной сверки данных по разным источникам дало совершенно новую картину расселения племен. Где-то здесь кроется ответ на вопрос о появлении имени бурят и первых этнических групп, кто стал известен под этим именем. Здесь же многовековая история соседства и соперничества предков бурят и предков хакасов сделала неожиданный поворот.
Мы привели только половину сюжета о соколе, у него есть продолжение и оно изобилует не менее интересными сопоставлениями.