Буряты в рейде Хасара к океану
Глубокий рейд корпуса Хасара разорил приморские земли империи Цзинь. Именно в этом походе мог принимать участие бурятский отряд.
Поход к океану в летописях
Иносказание о посылке бурятского сокола на реку Ула – Сунгари, о чем говорилось в предыдущей статье, не единственное основание для версии об участии бурят в войне с чжурчженьской империей Цзинь. Если в рассказе о соколе речь могла идти о небольшом провокационном набеге, то другие летописные сюжеты говорят уже о крупных военных предприятиях.
Существуют летописи, написанные потомками брата Чингисхана Хасара, и вот в них проскальзывают некоторые моменты, позволяющие думать, что в их распоряжении был более обширный текст об истории завоевания чжурчженьских земель. В них говорится следующее (приводится сводный вариант):
«Хасар-богдо… прошел по морскому берегу (или «по краю океана») и захватил все города областей Чжу Чжоу (или Си-Чжоу), Фин Чжоу (Джун-Пан-Чжоу), Ляо (Ляо Си)».
Информация о глубоком рейде корпуса во главе с Хасаром не выдумана его потомками, она подтверждается более ранними источниками 13-14 веков. Хасариды просто выпятили только этот эпизод из всей многолетней войны, умолчав об остальных походах и сражениях. Считается, что корпус Хасара следовал по берегу Ляодунского полуострова, в то время как второй корпус под началом Мухали получил приказ взять город Мичжоу на полуострове Шаньдун. Сюжет о войске Хасара, идущем вдоль океана, восходит к самым ранним монгольским письменным памятникам о войне с Цзинь, «Повести о священно-воинственном Чингисхане», «Сокровенному сказанию монголов», а также китайским источникам.
«Чингисхан отправил Хасара по океанскому берегу с войсками Левой руки. Он послал его со следующими инструкциями: «Разбейте лагерь в городе Бэйгинг. После того, как вы покорите город Бейгинг, идите дальше и пересеките страну чжурчженьского Вукану. Если Вукану намерен оказать сопротивление, идите на него. Если он покорится, пройдите через их (чжурчженьские) пограничные города, идите вдоль рек Ула (Сунгари) и Нау (обычно идентифицируется с Науном, современная р. Нонни) и, переправившись через реку Таур выше по течению, соедините свои силы со мной в главном базовом лагере». С Хасаром он послал Джурчедэя, Алчи и Толун-черби из числа командиров армии. Хасар покорил город Бэйгинг, заставил чжурчженьского Вукану подчиниться и покорил города, которые были на пути туда. Затем Хасар двинулся вверх по течению реки Таур и обосновался в главном базовом лагере.»
Как видим, река Ула фигурирует уже в ранних источниках, поэтому никак нельзя считать сюжет о соколе и переправе через эту реку корпуса Хасара чисто фольклорным мотивом. Как вариант можно допускать, что в сюжете только спутана последовательность событий, и в реальности он отражает историю не самого начала войны, а историю глубокого рейда корпуса Хасара.
Буряты в улусе Хасара
Если вы внимательно читали рассказ о бурятском соколе в летописи Саган Сэчэна, то, наверное, обратили внимание, что там описывается, как монголы переправлялись через реку, но в конце фразы неожиданно говорится об океане.
«Поскольку река Ула была непроходима без брода, сын багатур-тайджи Тогтанга, Андун чин-тайджи связал поводья десяти тысяч меринов, и они пошли с криком и, переправившись через океан, окружили город.»
Весь пассаж получился несколько странным: войска входят в реку, но выходят уже из океана. В двух других летописях, где содержится рассказ о соколе, ничего подобного нет. Такое изложение у Саган Сэчэна могло получиться в том случае, если у него был более длинный текст, в котором далее действительно упоминается океан. В предыдущей статье уже высказывалось предположение, что существовала какая-то хорчинская, или во всяком случае, хасаридская (возможно, горлосская) летопись. Не исключено, что именно там находилось развернутое описание рейда корпуса Хасара, представляющее собой нечто среднее между сюжетом о соколе из «Алтан тобчи» и рассказом о завоевании приморских городов из уратских летописей. Точнее, в источнике, которым пользовался Саган Сэчэн, в одном пассаже, по-видимому, находились и сюжет о соколе, и история приморского похода Хасара.
Состав корпуса Хасара известен. Помимо его личных войск, т.е. войск его улуса, там были тысяча Толуна из хонхотанов, тысяча Алчи из хунгиратов, 4 тысячи урутов Джурчедэя. Не вполне понятен состав войска улуса самого Хасара. Изначально ему было выделено 4 тысячи, но позднее Чингисхан заподозрил его в амбициях и сократил улус Хасара до 1400 воинов. Однако точно неизвестно, когда это произошло. В летописи об этом сокращении сказано, что Чингисхан устроил его не во время разбирательства с мнимыми интригами Хасара (около 1210 г.), а несколько позже. Вполне может быть, что улус Хасара все еще выставлял 4 тысячи воинов в период войны (началась в 1211 г.) с Золотой империей чжурчженей.
Мы достоверно знаем, что в улусе хасаридов было довольно много бурят, но это данные, относящиеся к более позднему времени. В послеимперскую эпоху там оказались, например, горлосы, которые сами по себе были старинной ветвью хори-туматов, но еще позже они были пополнены собственно хори-туматами с Ангары (монголы называли эту группу алагчутами). Однако, мне пока не удалось выяснить, попала ли хотя бы часть «старых» горлосов в улус Хасара при его жизни. Это вполне вероятно, и некоторые так и предполагают, но прямых подтверждений нет. Зато есть сведения о том, что горлосы частично вошли в состав улуса матери Чингисхана Оэлун, но их там было, судя по этим данным, не более двух тысяч. Между тем, горлосы не самое маленькое племя. В период междоусобиц они нанесли поражение икиресам, а те имели три тысячи воинов. Как бы то ни было, тех горлосов не называли бурятами во время войны с Цзинь.
Имеется информация о том, что Чингисхан собрал еще особую тысячу для сыновей Хасара (распространено мнение, что к тому моменту Хасар умер). Эта тысяча была сформирована по принципу «отовсюду понемногу», в том числе там могли и буряты оказаться. Сложность в том, что, если формирование этой сборной тысячи произошло действительно после смерти Хасара, то она соответственно не могла принимать участие в его походе к океану. Хотя в научной литературе высказывалось отождествление этой тысячи с тем улусом в 1400 воинов, что имел Хасар ранее, я с этим не согласен. Полагаю, что это была добавочная тысяча к основному уделу. Очень может быть, что именно её прозвали муу-минган, т.е. в прямом переводе - «плохая тысяча», но это название не следует понимать буквально. Позднее известна особая этническая группа муу-минган, жившая в южной половине современного Забайкальского края, и ушедшая оттуда во Внутреннюю Монголию. Эта группа также управлялась князьями-хасаридами.
Давний спор о смысле этнонима бурят
Суммируя имеющуюся информацию, мы можем существенно дополнить выводы предыдущей статьи. Во-первых, гораздо более вероятным следует признать участие бурят не в мелком пограничном инциденте или набеге на территорию чжурчженей (хотя это и нельзя исключить), а в глубоком рейде корпуса Хасара к Ляодуну. Сопоставление целого ряда источников показывает, что существовал рассказ об этом рейде, из которого корпус возвращался в том числе вдоль реки Ула (Сунгари). Позднее, вероятно, в летописи, составленной в одном из хасаридских аймаков, к этому рассказу был добавлен иносказательный сюжет о посылке на Ула бурятского сокола, т.е. об отправке туда отряда, сформированного из бурят.
Во-вторых, изложение этой истории в летописи Саган Сэчэна таково, что позволяет предположить, что в его распоряжении был свой, причем письменный, источник, отличающийся от того, которым пользовался автор «Краткой Алтан тобчи». Этот источник был полнее по содержанию и в нем сюжет о соколе связывался не с началом войны, а с рейдом Хасара. Хотя этот гипотетический текст еще не найден, но даже без него вырисовывается достаточно серьезная возможность того, что в корпусе Хасара присутствовал какой-то контингент из бурят. Другое дело, что это не могло быть крупное формирование, потому что известные ранние источники не дают прямых свидетельств о наличии, например, бурятской тысячи под началом Хасара. В то же время, источники и не показывают конкретного родоплеменного состава личного его улуса.
В «Сокровенном сказании монголов» изложение истории появления уделов братьев, сыновей и матери Чингисхана выстроено таким образом, что следует буквально встык за историей начала хори-туматского восстания. В свое время у меня была дискуссия с коллегами из Австралии и Внутренней Монголии, которые пришли к выводу, что все эти уделы были сформированы из числа пленных хоринцев. Мы обратились за советом к такому крупнейшему западному монголоведу, как Игорь де Рахевильц, который переводил «Сокровенное сказание» на английский язык. Поначалу тот не поддержал версию коллег, но уже через день, снова придя в университет (АНУ), он сказал, что после раздумий над вопросом склонен согласиться с ними. По его словам, текст летописи таков, какой он есть, и в этом виде его безусловно можно понять именно таким образом, однако исследователи вправе вносить свои корректировки. Думаю, великого ученого не могло не насторожить количество людей, распределяемых в улусы родственников Чингисхана. Там общее число превышает 40 тысяч человек, и все они не могли быть приведены из одного похода монголов на хори-туматов, да еще и похода, в котором с трудом одолели лишь одну группировку этого племени в горах. Мы можем предполагать, что какие-то хоринцы в тот период действительно попали в улус Хасара, но я, например, не готов признать всю эту массу людей во всех восьми улусах только хоринцами.
Наконец, третий важный момент заключается в том, что, согласно трем летописям, иносказательно передавшим информацию о бурятах в корпусе Хасара, они происходили из людей князя по имени Ору. В свою очередь, это историческое лицо фигурирует, как минимум, в трех немонгольских письменных памятниках, из которых два созданы в 13 веке. В них имя князя передано Орус, Урус, или Олус, но во всех случаях с ним связан эпизод дарения Чингисхану белого сокола (или кречета), и во всех случаях он носит кыргызский титул инал. Это позволяет исключить большинство протобурятских этнических групп из потенциальных участников рейда Хасара. В сюжете о соколе не могли подразумеваться «старые» горлосы, или, например, баргуты, которых в летописях никогда не связывали с Орус-иналом.
Остаются лишь те группы, которые были территориально и, отчасти, политически, связаны с енисейскими кыргызами. Согласно источникам такой группой были хори-туматы. Логично предположить, что буряты Орус-инала это и были хори-туматы, точнее, их часть. Важно не забывать о том, что Орус-инал не выступал против Чингисхана, а верные ему люди, очевидно, не поддержали восстание. Буряты упомянуты в «Сокровенном сказании монголов» в числе лесных народов, покорившихся Джучи в 1207 году.
В целом совокупность собранных к текущему моменту данных создает впечатление, что у монголов 13 века название бурят ассоциировалось с покорившейся им частью хори-туматов, тогда как этноним тумат, а также прозвище булга, для монголов несли смысловой оттенок непокорной, мятежной части лесных народов. Это очень сильно противоречит давно устоявшейся точке зрения на смысл этнонима бурят, практически разворачивает ее наоборот. Полтора столетия, или даже больше, бытует мнение, что термином бурят издавно обозначали тех, кто «уходил от монголов». Однако каждый желающий на протяжении нашего цикла статей мог прочитать летописные строки, написанные самими монголами. В этих строках нигде не содержится ничего подобного!
В сюжете: бурятыХасаристория бурятмонголы