Закаменские буряты по обе стороны границы
Вид на сомон Тэшиг. Аймак Булган, Монголия
Закамна – крайняя восточная часть Горной Бурятии, где заканчивается ареал хонгодорского диалекта. В то же время Закамна – это крайний юг расселения тунгусо-маньчжуров Восточной Сибири. Здесь же образовался самый западный район расселения некоторых селенгинских бурят.
Так сложились исторические судьбы весьма различных по происхождению этносов, что они сошлись в этих горах и образовали территориальную общность со своими особенностями культуры. Закаменские буряты как степняки славятся гостеприимством, как горцы – воинственностью, а как жители лесов – столярно-плотницкими навыками.
По сей день улан-удэнцы, делающие ремонт в городской квартире, или планирующие построить дачу, стараются найти мастеров из Закамны. Считается, что никто лучше них не умеет работать с таким сложным деревом как лиственница. Кроме того, закаменские подрядчики сохранили старую бурятскую честность. Бытует мнение, что устный уговор для них вполне равнозначен подписи под документом.
В бурные годы гражданской войны и репрессий закаменцы, как и многие другие буряты, уходили за границу, образовав совместно с выходцами из Тунки бурятский островок в Булганском аймаке Монголии. Изначально, он, кстати, не был таким уж маленьким. В 1923-24 годах тункинские и закаменские буряты занимали смежную территорию в Монголии в хошунах Урянхай и Дайчин-ван. В современных административно-территориальных границах это приблизительно можно очертить как сомоны Ханх и Цаган-ур Хубсугульского аймака, и Тэшиг Булганского аймака. Их численность там приближалась к одной тысяче человек, из них в сомоне Тэшиг современного Булганского аймака проживало 77 семей, или 330 человек. Поскольку переселения через границу продолжались до конца 1920-х годов, можно думать, что после 1924 г. бурятское население Тэшига несколько выросло.
Широкой общественности Бурятии тэшигские соотечественники были малоизвестны до Алтарганы-2024, которая проходила в Булгане. Мне не удалось побывать на фестивале, но за полгода до него я посетил конференцию в Тэшиге. В той поездке не было возможности заняться этнографическими исследованиями, что компенсировалось интересными докладами. Между делом коллеги подсказали кое-какие подробности о родовом составе местных бурят, о котором до сих пор мы имеем довольно скудные сведения. По теме бурятских этнических групп разных таксономических уровней придется говорить много и не в одной публикации.
Пока отмечу любопытный факт из рассказов коллег. Упоминался род с названием сойх. Мне было особо радостно узнать о нем, потому что это один из тех родов – точнее, наверное, племен – которые вполне многочисленны, широко расселены, но о которых крайне редко пишут. Подобная же судьба у западно-бурятского племени сэгэнут, у шошолоков и многих других. Они не входят в состав крупных племенных союзов, их постоянно забывают упомянуть, а между тем, их роль в истории и этногенезе бурятского народа весьма велика.
Тэшигский род сойх, несомненно, та же этническая группа, что известна в Бурятии под названием хойхо (hойhо) в Тунке и Закамне. На Ангаре она же называется сайгутским родом, а в Ольхонском и Качугском районе ее название преобразилось в соёд (hоёд). Ветви этого крупного племени волею бурной истории оказались разбросаны по гигантской территории – от Восточной Азии до Хакасии и эвенкийской тайги в верховьях двух Тунгусок.
Очень своеобразный этноним этого племени многие годы ставил в тупик самых крупных этнографов, порождая удивительные научные заблуждения. Даже в Монголии, где представителей хойхо (hойhо) не так уж много, звучание этнонима может сильно различаться – от сойх до хойход. В Закамне, где это племя составляет крупнейшую бурятскую этническую группу, на протяжении всего лишь одного столетия разброс в произношении названия происходил в диапазоне от сойцуу до hойhо. В общем, мы еще уделим внимание истории этого племени, а теперь надо хоть немного сказать о природе Тэшига.
Поздняя осень в Тэшиге
Первое, что меня удивило в сомоне, это абсолютное преобладание среди деревьев лиственницы. В Монголии ее называют не шэнэhэн, как буряты, а хар мод (черное дерево, в переносном смысле «крепкое дерево»).
Лиственничные леса Булгана
В домах там всюду наталкиваешься на скамьи и даже тумбы, сделанные из этого крайне нелегкого в обработке дерева. Некоторые образцы самодельной мебели заставляют отдать дань уважения местным столярам. В работе с таким материалом они стараются изготовить арочные филенки и вообще подходят к делу максимально творчески. Мне рассказали, что во всем аймаке и даже дальше на запад сосна совершенно не растет, а кедр здесь люди, очевидно, очень берегут.
Этот сомон не зря считается одним из красивейших районов Монголии. Красота Тэшига впечатляет даже бурята, привыкшего к видам горной и озёрной тайги. Здесь, посреди сопок и покрытых лесом холмов находится удивительное озеро Харгал. В солнечный безветренный день вид Харгала как бы подавляет суету мыслей и забот. Не отрывая взгляд от озера с вершины Лебединого мыса, в какой-то момент перестаешь понимать, кто на кого смотрит. Возникает ощущение, что это природа внимательно и неторопливо изучает тебя, отбрасывая лишнее. Вода Харгала и кроны лиственниц делятся с человеком их спокойным величием. Харгал совсем не крупный водоем, но впечатление он производит очень сильное.
Вид на озеро Харгал
Озеро Харгал
Местные буряты думают, что в названии Харгала скрыт тот же формант -гал, что содержится в гидрониме Байкал (правильное название – Байгал). Природа Тэшига, конечно, далеко не идентична природе Бурятии, отличия видны, но, надо признать, что монгольские буряты, по-видимому, старались расселяться приблизительно в тех же горнолесных ландшафтах, которые были им привычны на родине. Позже я побывал в Дзабхане, где живет много бурят, потомков беженцев из Приангарья и Ольхона. Там сразу бросается в глаза, что наиболее лесистые места как раз и стали новой родиной для ашаабагатов, хори-туматов и других бывших жителей горной тайги.
Мне показалось, что и в Тэшиге, и в Дзабхане, но особенно в первом, мужчины отличаются рослостью. Помню, что в какой-то момент в комнату, где мы сидели компанией, вошли двое местных и сразу как будто стало тесно и темно. Позже, когда мы встали, выяснилось, что те двое ростом были точно не менее 180 см. В тот момент в уме всплыла информация о том, что польско-литовский антрополог Ю. Талько-Гринцевич в начале 20 века проводил замеры физических параметров народов Сибири и Монголии и отмечал, что закаменские и хоринские буряты отличались самым высоким ростом. У закаменцев, кроме того, чаще встречался светлый оттенок глаз. С чем это связано, еще предстоит выяснить, но в отношении тэшигских бурят некоторые поверхностные наблюдения действительно заставляют признать, что среди них встречается и рост выше среднего, и светлая пигментация.
Закаменские буряты имеют множество и других особенностей, проявляющихся в культуре. Их традиционное жилище, сельское хозяйство, исторические предания несут на себе печать как великих миграций по просторам Азии, так и связанных с этим этнических связей с отдаленными от Бурятии регионами. Историю этой общности необходимо изучать, потому что она являет собой срез истории всего бурятского народа, а также истории байкальских тунгусов, особенно 16-17 веков.
Фото: Дорж Цыбикдоржиев