Тайна монгольской принцессы и лезвие разящего меча

«Ставший лезвием разящего меча, Украшением звенящего шлема, Чахарский тумэн!» - так в монгольских письменных памятниках восхваляли главную военную силу монгольских ханов 15-17 веков.
Чахары в Бурятии
Тот факт, что среди хоринцев поселились чахары, этнические корни которых помнили мухор-шибирские сказители в 1960 году, говорит в пользу реалистичности истории о чахарской принцессе в Бурятии. Сами по себе чахарские невестки не были чем-то удивительным для бурят. Например, у знаменитого Андахая из рода хурлад была жена-чахарка. Отец его был крупным вельможей в государстве Тушэту-хана, дед воспитывал ханского сына. Сам Андахай в начале 18 века ушел из Халхи и поселился совместно с отдаленно родственным атаганским родом на Селенге. Сын Андахая Амар стал старшим зайсангом, был переводчиком при графе Савве Рагузинском.
Андахай уходил из Халхи вместе с женой-чахаркой, четырьмя сыновьями и родственником-ламой. Очевидно, что в данном случае потомки Андахая образовали свой род, ведя генеалогию по мужской линии от предка Андахая. Отдельной чахарской патронимии по понятной причине там не образовалось. Соответственно и у хоринцев потомки чахарской принцессы должны были составить и составили подрод баршууха, названный по имени мужа этой чахарки, т.е. Баршууха (Баршухан). Кто же в таком случае те чахары, что составили патронимию Загдай у хоринцев?
Если супруга Баршухана действительно была знатной дамой-чингисидкой, то ей полагалось сопровождение (инджи/энжэ), т.е. какое-то количество людей, данных от отца. Не являются ли люди патронимии Загдай потомками того чахарского инджи?
Кроме восточных бурят есть кое-какие сведения о чахарах на западе. Там говорят, что несколько попавших в плен солдат Шухэр-нойона батрачили у бурят, а потомки одного из них составили маленький род. В этом тоже, конечно, нет ничего фантастичного, это вполне обычная история. Военнопленные у бурят обращались в крепостных, иногда им разрешали жениться на вдовах, а их потомки образовывали роды. Таким же образом появился род хан-хиргис у западных бурят.
Про Шухэр-нойона в бурятоведении почему-то укоренилось мнение, что это ойратский, или даже амдосский, феодал. Лет 20 тому назад я высказал мнение, что ближе всего к описанию Шухэра подходит халхаский Тумэнхэн Хундэлэн-сайн-нойон, сын Онуху-уйдзэна, внук Гэрэсэндзэ. Другое прозвище Тумэнхэна – Бурияд сэчэн-чохур. С той поры других версий идентификации широко известного в историческом фольклоре западных бурят персонажа так и не появилось. Я по-прежнему думаю, что это он и есть. Правда, мне не удалось найти информации о том, как к нему попали чахары, которых он будто бы взял с собой в неудачный поход на бурят. Нельзя исключить, что в целом правдоподобная история о пленных, в мотиве об их племенной принадлежности содержит какую-то ошибку.
Буряты в Чахаре
Чахарский тумэн – это название одного из самых сильных монгольских государств, образовавшихся на развалинах Монгольской империи. В стихотворной форме прославления тумэнов зафиксированы в ряде монгольских памятников 17-18 вв. О Чахаре в них говорится:
«Ставший лезвием разящего меча,
Украшением звенящего шлема,
Чахарский тумэн!»
Чахары – один из тех монгольских народов, что до 20 века сохранял воинственность. Несмотря на все ужасы, что ему пришлось перенести в период войн Лигдэна и в первые полвека после захвата маньчжурами, он и при их власти оставался серьезной военной силой.
Слово чахар по происхождению иранское, означает «челядь», «двор» (в смысле приближенных людей вокруг монарха). Современные чахары, как и халха-монголы, и большинство других монголов, это слово совершенно не помнят и не понимают, что оно значит. Оно сохранилось в некоторых ойратских диалектах, и – что интересно – еще лет 100 тому назад оно вполне активно бытовало в хоринском диалекте. Хоринцы произносили шахар. Выдающийся монголовед Н. Поппе переводил это «спешный гонец». С таким переводом, наверное, можно и поспорить, но к нашей теме это уже не относится.
В составе чахарского тумэна были известны группы, чье происхождение связано с Саяно-Ангарским и Восточно-Байкальским регионом. Некоторые из них, например, кэмджигуты, возможно, попали к чахарам еще при Даян-хане. Другие – значительно позже. Например, там имеется группа баргутов. Есть там и несомненные буряты-хоринцы, но время их включения в Чахарский тумэн пока не ясно.
Есть вероятность, что хоринцы довольно поздно там оказались, а именно в конце 16, или начале 17 века. Предположительно, сначала они попали под власть тумэтского Алтана, а потом уже их забрал к себе Буян Сэчэн-хан, или Лигдан. Такое мнение у меня предварительно складывается из-за того, что Алтан-хан неоднократно воевал с хоринцами и, по-видимому, всячески старался их к себе переселить. Так делали все феодалы в регионе. Это был не очень дальновидный, но зато быстрый способ увеличить численность податного населения и войска.
Казалось бы, в дальнейшем хоринцы должны находиться именно в составе тумэтов. Возможно, так оно и было, но совсем недолго. Очень скоро хоринцев вдруг стало много у чахаров. В 1620-х они точно там были и в немалых количествах. С другой стороны, если бы крупная их группировка в составе чахарского тумэна была давно, то это отразилось бы в летописях. Пока я такого не заметил.
Хоринцы на разные лады постоянно упоминаются в монгольских источниках в событиях времен правления Дайсуна, регентства Мандухай Мудрой и т.д., но не видно, чтобы они были связаны именно с чахарами. По некоторым косвенным признакам в общем можно и такое тоже допустить, но прямых данных я не смог найти. Китайские документы дают еще больше информации, относящейся к истории хоринцев почти с первых же десятилетий после падения Пекина. Но и там прямых указаний не нашлось.
Чахары – это единственный монгольский народ, кроме бурят, баргутов и дауров, который знал культ онгона Абагалдай. Как он попал на юг монгольского мира - вопрос очень актуальный для понимания бурятско-чахарских этнических связей.
Наконец, хорошо известна еще одна историческая личность, тоже женщина, история которой, быть может, проявит новые пути для исследований. Это последняя фактическая правительница независимого Чахара, ханша Сутай.


















