В Калмыкии находятся старинные буддийские танки с изображением Пяти Дхьяни Будд
Живописные свитки были написаны художниками-монахами в Тибете в конце 19 – начале 20 веков на холсте минеральными красками.
В национальном музее им. Н.Н. Пальмова при поддержке Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» открылась выставка, на которой представлены старинные буддийские танки с изображением Пяти Дхьяни Будд.
Эти произведения тибетской иконописи связаны с именами выдающихся духовных лидеров буддизма – Халха Джебзун-Дамба хутухта Богдо-гэгэна VIII (1870-1924), главы буддистов и теократического правителя Монголии, и Далай-ламы XIII Тубдэн Гьямцо (1876-1933), и историческими событиями столетней давности. Известно, что свитки были подарены ему Далай-ламой XIII во время его пребывания в Монголии в 1904-1906 г.
До 1945 года эти изображения хранились в резиденции Богдо-гэгэна в Монголии. Однако в период гонений на буддизм и разрушения храма их чудом удалось спасти. Три из пяти танок хранились у выдающегося монгольского буддийского врача Гаваа Лувсана, который проживал в Москве. Две другие (Будда Амитабха и Ратнасамбхава) были вывезены в Германию. По просьбе Гаваа Лувсана нынешний владелец коллекции выкупил недостающие свитки в Германии и после смерти учителя по его завещанию является их хранителем. Сейчас они хранятся в частной коллекции в России.
Символические изображения олицетворяют свободу от захваченности пятью омрачениями. На них изображены пять будд созерцания в окружении свиты из двухсот миниатюрных изображений, образующих мандалу. Каждый элемент танки, как и цвет, имеют свое значение. Белый символизирует чистоту, синий – мудрость, темно-зеленый – противостояние зависти. Красный – означает помощь всем живым существам. А желтый - освобождение их из круговорота сансары. Они предназначены для созерцания и используются в процессе медитации для отождествления себя с изображенным божеством.
В течение года реликвии будут экспонированы в Национальном музее им. Н.Н.Пальмова. Открытие выставки состоялось 22 февраля, накануне национального праздника Цагаан Сар. На мероприятии был проведен ритуал Рад-не - обряд освящения, совершенного пребывания всех святых существ, их оживления именно в этом месте. Его провели Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и настоятель Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анжа гелюнг.
В сюжете: КалмыкиятанкабуддизмбуддистыБогдо-гэгэн