Издан сборник пьес на бурятском языке "Шэнэ зүжэгүүд"
Республиканский центр народного творчества издал сборник лучших пьес на бурятском языке.
Министерство культуры Республики Бурятия и Республиканский центр народного творчества в 2020 году провели 4-й конкурс на создание пьес на бурятском языке для любительских театральных коллективов Бурятии. Конкурс проводился в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия «Культура Бурятии».
В октябре 2020 г. были определены итоги конкурса. И в конце октября РЦНТ издал сборник «Шэнэ зүжэгүүд» (Новые пьесы), куда вошли лучшие, по мнению жюри, 5 пьес: «Төөриһэн мүшэнэй толон» Даримы Башкуевой (1 место конкурса), «Долоон үдэр» Дугармы Цыреновой (2 место), «Һэшхэлэй тэнсүүри» Цырегмы Сампиловой (3 место), «Yйлын үри» Жаргала Жербаева (3 место) и «Ямар айлшан манайда ерэбэ гээшэб?» Сергея Баяндуева.
Член жюри конкурса, известный режиссер Баярма Жалцанова, высказала свое мнение о конкурсе и пьесах:
«Надо сказать, что уровень конкурса, по сравнению с предыдущими годами, значительно вырос. Сам процесс прочтения жюри пьес, без имени автора, очень правильный: никаких предвзятостей.
Во всех представленных пьесах есть темы, которые цепляют, заставляют сопереживать. Но есть и моменты недодуманные, которым не хватает развития, действие как бы топчется на мессе.
Пьеса – все-таки сценическое произведение. То есть богатство языка кроется не в описательных, красивых фразах, а в точности выражения речи конкретного персонажа, которая строится исходя из предложенной ситуации. Мне кажется, главным, «уязвимым» звеном в построении «жизни» пьесы является действенный диалог.
Были пьесы, которые очень заинтересовали с самого начала. К примеру, одна пьеса была просто на уровне фола, но на самом деле это пронзительная история молодых людей, помещенных в безысходные условия провинциальной «глухой» действительности. Она, к сожалению, не попала в финальный отбор, не набрала баллов. Жюри, конечно, понимает, что это написано профессиональным драматургом, но такой жанр как «чёрная комедия» предполагает смелость выбора и замысла постановки.
Так как это конкурс не только новых пьес и драматургов, но и предполагает дальнейшую работу над спектаклями, получился такой итог:
Больше всех голосов получила светлая, лирическая мелодрама «Төөриһэн мүшэнэй толон». Пьеса читается очень легко, как будто пьешь чистую воду, настолько она душевно и тепло написана. Без сомнения, она будет востребована режиссерами, и актерам будет интересно в ней существовать.
А вот открытием для меня стали две пьесы: «Долоон үдэр» и «Ямар айлшан манайда ерэбэ гээшэб?»
Обе пьесы затрагивают волнующую тему семейных ценностей, но раскрывают совершенно по-разному. Мне очень понравилось то, что с первых же фраз попадаешь в некую атмосферу, с интересными образами, метафорами, интригой.
Первая пьеса о сложных конфликтных отношениях самых близких родственников. Сюжет непредсказуем, и в то же время очень узнаваемые характеры и все сюжетные переплетения.
И вторая пьеса о «новых гостях», которую надо разгадывать. За кажущейся простотой сюжета, и в особо не проявляющихся событиях, есть некая загадка, как перелом жизни, код времени. Я бы даже сравнила ее с пьесами Вампилова. Чувствуется в ней некий «аромат времени», тревога о будущем: что нас ждет дальше?»