Происхождение, развитие и наследие моринхура обсудили на научной конференции
Происхождение, развитие и наследие моринхура стали главной темой научной конференции, состоявшейся под эгидой президента Монголии в Государственном дворце 25 марта.
В своей вступительной речи глава Администрации Президента Монголии Гомбожавын Занданшатар подчеркнул, что моринхур является ценным культурным наследием человечества и вершиной монгольского музыкального искусства, полностью отражающим особенности монгольской идентичности и мышления. С момента своего появления этот музыкальный инструмент играл ключевую роль в народных песнях, танцах и праздниках Монголии, о чем свидетельствует тот факт, что без него невозможно представить монгольские народные песни, эпосы и фольклорные представления.
В связи с этим государство уделило внимание развитию моринхура, и Указом президента Монголии №183 от 27 августа 2002 года этот музыкальный инструмент был объявлен “Национальным музыкальным инструментом". В ноябре 2008 года “Традиционное музыкальное искусство на моринхуре“ было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
1 февраля 2024 года президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух подписал указ “О почитании и популяризации моринхура“, который предусматривает внедрение программы обучения игры на данном инструменте в средних школах и культурных центрах как в стране, так и за рубежом, а также расширение Филармонического ансамбля “Морин хуур” в оркестр. Указ также включает поддержку и развитие производства и мастерства изготовления этого музыкального инструмента, поощрение каждой монгольской семьи к игре на моринхуре и передаче этого наследия будущим поколениям, популяризацию национального искусства и монгольского наследия. Кроме того, планируется регулярно организовывать Международный фестиваль “Морин хуур”.
Глава Администрации Президента также отметил, что в мае 2024 года под эгидой президента Монголии состоялась Первая конференция “Морин хуур”, целью которой было выявление проблем, препятствующих популяризации этого музыкального инструмента. Государственные и неправительственные организации совместно работают над созданием музыки для моринхура, увеличением человеческих и материальных ресурсов по его производству, поддержкой исследований и популяризацией этого искусства среди населения.
Заслуженный деятель искусства Монголии, профессор и доктор Л.Эрдэнэчимэг на мероприятии отметила, что ранее считалось, что моринхур появился в период гунну, но недавние находки позволяют ученым утверждать, что он был известен еще до этого времени.
По ее словам, развитие этого музыкального инструмента со струнами из конского волоса началось с его использования при дворе в средние века. В 17 веке, когда большая часть населения была неграмотной, моринхур развивался на основе народных песен. В 18-19 веках популярность небольших ансамблей способствовала появлению этого инструмента на театральных подмостках, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на развитие оркестра в Зеленом театре Бумбугура, так как моринхур стал главным инструментом в оркестре.
В настоящее время моринхур изготавливается с деревянным корпусом вместо кожаного, что улучшило качество звучания, оно стало более гармоничным и роскошным. С другой стороны, произведения европейской классики теперь стали лучше подходить для исполнения на этом музыкальном инструменте.
Известный композитор из Автономного района Внутренняя Монголия (КНР), носитель культурного наследия Чи Булаг рассказал о своей Международной школе моринхура, основанной в 2011 году при Профессиональном колледже провинции Шилийнгол.
Он отметил, что школа была создана под руководством главы Правительственного дворца Баатара, чтобы монголы, тувинцы, буряты и калмыки могли встречаться и учиться вместе, так как многие монголы, оставшиеся в разных местах после похода Великого Чингисхана, испытывали потребность в общении. Школа не взимает плату за обучение, учащиеся сами оплачивают свои расходы на проживание. Чи Булаг также сообщил, что в этом году школа планирует увеличить количество учащихся.
Он подчеркнул, что каждый человек рождается с одной недостающей струной, и благодаря усилиям и тренировкам может развиваться как личность. Музыка, исполняемая на моринхуре, которая сопровождает монголов на протяжении 2500 лет, трогает сердца всех монголов, которые ее слышат. Подчеркнув, что национальная гордость - чувство более ценное, чем золото, более тяжелое, чем камень, которое не тонет на дне морском и не сгорает в огне, Чи Булаг поблагодарил президента Монголии У.Хурэлсуха за его Указ о почитании и популяризации моринхура, который приносит ему огромную радость, поскольку он посвятил этому инструменту и народному искусству всю свою жизнь.
Ведущий профессор, доктор искусствоведения Государственного университета искусств Н.Жанцанноров отметил, что возрождение современной музыки на моринхуре началось в конце 1980-х годов. По его словам, период после распада Советского Союза можно считать временем национального возрождения, которое стало новой эрой для моринхура. Дух благородных монголов, который был и остается живым, находит свое выражение именно в этом музыкальном инструменте. Поэтому в 1989 году был организован первый Фестиваль “Морин хуур”, на котором одновременно выступили сто восемь музыкантов, что стало знаковым событием.
По инициативе Народного артиста, дирижера и исполнителя на моринхуре Ц.Батчулууна был создан ансамбль ”Морин хуур“. В первые годы своего существования выступление ансамбля не производило сильного впечатления на публику, так как музыканты были молоды, а произведения, возможно, не отличались высоким качеством.
Однако теперь Филармонический оркестр “Морин хуур” готов “атаковать” любую сцену, творческое наследие обогатилось, а музыканты достигли мастерства мирового уровня. Н.Жанцанноров считает, что пришло время конкурировать на международной арене, подчеркивая, что конкуренция - это не победа, а утверждение видения и менталитета монгольского народа в мире.
Он сравнил развитие моринхура с развитием гитары, объяснив это тем, что когда кто-то играет на гитаре, он не задумывается о том, что это испанский музыкальный инструмент. Н.Жанцанноров выразил надежду, что моринхур станет известен как совершенный музыкальный инструмент, и на нем будут играть по всему миру. По его мнению, для достижения этой цели должна быть использована государственная политика.
На научной конференции также были представлены доклады на различные темы, например, “Мета-мифология культа моринхуриста”, “Определение происхождения моринхура по наскальным рисункам, печатям и каменным надписям”. Эти темы подчеркивают важность моринхура как культурного и исторического символа Монголии.