Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
26 июня 2020 88427

Татьяна Бакальчук: я рискнула, и все получилось. Часть II

Гендиректор интернет-ретейлера Wildberries о западных каталогах, губной помаде, съемной квартире, родне и окнах роста.

Реклама

Продолжение. Часть I.

— Вы сразу сосредоточились на товарах из западных каталогов?

— Нет, сначала думала, что буду продавать вещи, которые куплю на какой-нибудь фабрике. Повторяю, стройной бизнес-идеи не было. Влад, конечно, что-то подсказывал. Обычно так говорил: "Вот этого делать не надо. Глупая затея, ничего не получится". Я шла и придумывала что-то другое.

Вспомнила студенческий опыт. Для нас с девчонками поездка в Москву была за праздник. Поскольку мы учились на инязе, то набрели на французские и немецкие каталоги, стали там покупать вещи. Центр приема заказов находился неподалеку от Пушкинской площади. Приходишь, платишь, примерно через месяц по почте получаешь сообщение, что посылка доставлена. Забираешь фирменный пакетик и едешь домой. Помню радость, что красивая обновка, как на фото в каталоге, стала твоей. Вещи, к слову, стоили дешевле, чем в магазинах.

Вот так и решила поработать с каталогами. Стандартная агентская схема. Вышла на французов из 3 Suisses. Едва наладила контакт, они "удачно" обанкротились и продались компании Otto. Стала наводить мосты с немцами...

— Читал, что первые заказы вы получали чуть ли не на дом?

— Сначала надо было съездить за ними на общественном транспорте. Хорошо, что ветка метро прямая: садилась на "Рязанском проспекте", выходила на конечной, дальше — на автобусе, потом немножко пешком. На каком-то складе забирала посылки и таким же путем возвращалась домой.

— У вас уже была своя квартира?

— Нет, арендовали. Одно время жили в Выхино, потом переехали на Рязанский проспект. Нам пришлось продать машину, возможности купить другую не было, при необходимости пользовались папиной, поэтому и решили снять квартиру в шаговой доступности от офиса Владислава.
 

Туда я привозила заказы, звонила клиентам и говорила, что товар доставлен. Часто слышала в ответ: "Хорошо, присылайте курьера, адрес такой-то". Я брала посылку и ехала. Сама у себя была курьером
 

— А дочка в это время с кем сидела?

— Оставалась с бабушкой. С моей мамой.

Никому не посоветую повторять мои ошибки. Все же нужно заранее просчитывать шаги. К счастью, этот период у меня продолжался недолго… Помню, как в первый день пришло три заказа. Какое это было счастье!

Я сразу решила, что не стану брать предоплату. Прежде подобного никто не делал. И агентское вознаграждение поставила десять процентов для всех. А тогда в Москве брали 15 процентов, и чем дальше от столицы, тем больше. Где-нибудь на Дальнем Востоке комиссия доходила до 30 процентов. Мне же казалось, что будет справедливо, если и в центре России, и в Южно-Сахалинске станут платить одинаковую цену.

Какое-то время все делала сама, пока Влад не сказал: "Хорош сидеть с посылками до трех часов ночи. Найди студента в помощники". И я позвала младшую сестру, потом привлекла сотрудницу Влада. Но заказов становилось все больше, мы не справлялись и бросили клич по знакомым, родным. Мой папа уже оформил пенсию, но вернулся на работу, когда мы зарегистрировали ООО. Тетя стала бухгалтером. Почти вся родня пришла на помощь.

Компания Wildberries расширялась, развивалась быстрее и быстрее...

— Почему такое название, кстати?

— Хотелось чего-то красивого и необычного. И фиолетовый цвет мне очень нравился. Первое время сайт был полностью залит фиолетом, на какую страницу ни зайди. Правда, примерно в 2006 году, когда делали редизайн, маркетологи объясняли, что надо уходить от этого цвета, мол, он агрессивный и нечитабельный, лучше использовать белый.

А я все равно искала что-то фиолетовое. Вот и слово wildberries сразу полюбила. Лесные ягоды — черника, ежевика... Хотя название мне тоже потом аукалось, даже коллеги долго критиковали, что русскому человеку невозможно его произнести, язык сломаешь…

Мы зарегистрировали домен wb, одно время реклама шла на него. А сейчас все уже привыкли, говорят, что я — молодец и Wildberries хорошо звучит, узнаваемо.

— Вам помогали деньгами на раскрутку?

— Нет. Правда, в 2006 году Владислав продал партнеру долю в совместном бизнесе. Все, что удалось выручить, мы вложили в компанию. Точную сумму не вспомню. Кажется, три миллиона рублей. Или четыре. Не астрономически много, но тогда эти деньги нам здорово помогли.

К 2009 году, когда случился первый серьезный кризис, мы уже крепко стояли на ногах, и покупатели дали понять, что Wildberries не игрушка. Аудитория у нас всегда была по большей части женская. И сейчас остается таковой. И девушкам, и дамам в возрасте нужно периодически делать себе подарки. Заказал какую-то красивую вещь и потом два-три месяца ждешь, предвкушаешь. Своего рода развлечение, психотерапия.

— Шопинг как лекарство от хандры.

— Именно! Кстати, в последние месяцы заметно вырос спрос на губную помаду. Читала, будто впервые подобное наблюдалось около 100 лет назад в Америке. Во времена Великой депрессии промышленное производство США сократилось вдвое, а продажи косметики увеличились. Экономический кризис вынуждает людей экономить на дорогостоящих вещах, но маленькие радости они могут себе позволить. Красивое средство борьбы со стрессом! Даже появился термин — "эффект губной помады".

Но вернусь к предыдущей теме. Мы почувствовали, что люди стали рассматривать интернет-торговлю как реальную альтернативу походу в магазин, однако нужно было добиться стопроцентной выполняемости заказов, а работа с каталогами такой гарантии не давала. Мы начали искать, обратились к дистрибьюторам известных европейских марок, которые на тот момент продавались в России.

Поначалу на нас смотрели со снисхождением, дескать, кто вы? Интернет-магазин? Что хотите купить? Мы называли примерную сумму оборота, которую можем сделать на их бренде, и отношение резко менялось
 
Правда, возникли другие сложности, пришлось задуматься о фотосессиях, чтобы красиво снимать одежду. Первые съемки, могу признаться, получились ужасными…
 

Нам стали частично давать товар с отсрочкой или с небольшой предоплатой. Помог кризис 2009 года, когда серьезные бренды наконец обратили внимание на интернет. С Wildberries все захотели сотрудничать, мы смогли набрать много народу в штат, кроме того, дешево сняли огромное помещение, которое одновременно служило и офисом, и складом. Проработали там девять лет.

— Это в деревне Мильково?

— Да, в двух километрах от МКАД. Перевезли туда наше имущество, включая товар и деревянные стеллажи. Оказалось, что занята лишь двадцатая часть помещения... Помню, рассуждали: "Значит, будем играть тут в футбол". Года не прошло, а нам стало тесно, все уже не умещались…

— В тот момент гадкий утенок и превратился в белого лебедя?

— Уже говорила вам, что не было волшебного перерождения. Все происходило постепенно. И без каких-либо сказочных чудес. Мы сами создали компанию. Шаг за шагом. Сразу ставили перед собой задачу сделать лучший сервис для покупателей, потом радикально поменяли схему работы с поставщиками. Могу прямо и открыто каждому смотреть в глаза, мне нечего стыдиться.

В 2019-м мы решили сократить свое комиссионное вознаграждение в два с половиной раза — с 38 процентов до 15. Было страшно, боялись — а вдруг не сработает. В итоге получилось очень круто, мы смогли вырасти, поскольку дали людям зарабатывать больше.

И бесплатную доставку так вводили, хотя потом нас обвиняли, что это навсегда изменило рынок.

— Демпинговали?

— Была нервная ситуация, онлайн-торговля росла, все хотели занять большую долю рынка. И компании начали играть: одни предоставляли бесплатную доставку на три дня, другие — на неделю. Маркетологи бегали друг за другом и смотрели, кто что делает. Это мешало нормальному бизнес-процессу.

Мы сели, посчитали и решили: а давайте включим бесплатную доставку на три месяца, на все лето, чтобы больше не дергаться. Так и сделали, а потом оказалось, что нормально пошло, не особо мы и просели. Наоборот, резко выросли заказы. И бесплатная доставка осталась навсегда.

У нас же теперь большая разветвленная сеть, пункты выдачи по всей стране. Из-за пандемии пришлось внести коррективы, но это временно. Мы всерьез занялись логистикой. Вариантов попросту не оставалось. Пробовали сотрудничать с известными на рынке компаниями, но нас не удовлетворяло качество. Если не отвечаешь за все процессы, не можешь гарантировать и результат, нет уверенности, что сделают, как нужно. Ведь мало привезти вещь клиенту, надо дать возможность ее померить, подождать, если что-то не подошло или не понравилось, забрать и вернуть нам. Для тех, кто занимается лишь логистикой, это unreal, они не привыкли так работать.

Вот и пришлось отлаживать собственную систему по всей стране. Первую удаленную точку открыли в Питере. Но этот город — абсолютно уникальный мир, непохожий ни на что.

— Расшифруете?

— Там по-другому покупают, если можно так выразиться. К примеру, питерцы не хотят, чтобы курьер приходил домой. Хотя, казалось бы, удобнее… Заранее подобные нюансы не предугадать, перестраивались по ходу дела.

Вторую логистическую точку открыли лишь через полгода. Это был Владивосток.

Зато за следующие шесть месяцев нам удалось охватить почти все крупные города России. Приобрели опыт и распространили на страну.
 

— И все на свои кровные?

— Да, именно поэтому и приходилось так быстро работать, иначе не вытянули бы финансово.

Году в 2010-м к нам впервые обратился крупный инвестиционный фонд, предложив продать ему часть Wildberries. Мы отказались. Ответили, что не интересуемся подобным, хотим развиваться сами.

С тех пор позиция компании не изменилась.

Конечно, без заемных средств жить нельзя. У нас был финансовый директор, который как-то сказал, мол, сейчас Wildberries деньги не нужны, но, когда заказов станет много, неизбежно возникнет кассовый разрыв. Поэтому лучше заранее потренироваться "на кошках", взять как бы в долг, чтобы появилась кредитная история.

С тех пор сотрудничаем с банками, активно пользуемся такими инструментами, как гарантии и краткосрочные займы, следим, чтобы не было сильной закредитованности. Заемные деньги у нас составляют примерно половину месячного оборота, это абсолютно нормальный риск. Ведь открытие новых пунктов самовывоза стоит денег. Как и закупка машин, строительство складов. При этом мы не стали брать инвестиционный кредит, банки помогают, что называется, закрывать операционные расходы. Можно сказать, мы живем и работаем только за счет своих денег...

У нас прибыльный бизнес и всегда таким был, не можем себе позволить работать в минус, и это одно из основных слагаемых успеха компании, которыми руководствуемся уже 16-й год кряду.

У многих стартапов (кстати, не только в России, а по всему миру) часто какая бизнес-модель? Создается предприятие, привлекаются инвесторы, сначала долгая работа в минус, зато компания растет, капитализация накапливается. Потом опять поход к инвесторам и так — по кругу до бесконечности. Но это не наша история. Не даю оценок, не говорю, что хорошо или плохо, но мы про другое.

Поэтому с нами и не было такого: хоп! — и миллиардеры. Wildberries росли постепенно.

— Зато уже четыре года подряд вы — крупнейший интернет-ретейлер в России. Что дальше, Татьяна?

— В 2020-м вышли в Европу. Начали с Польши, в мае открыли продажи в Словакии. Попробуем потягаться с коллегами из ЕС.

Но на самом деле больше всего хотим помочь российскому производству. Верим: это возможно, готовы оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, чтобы соотечественники сами начали делать достойные вещи.

— Сейчас, на ваш взгляд, подходящее для этого время?

— Период для предпринимателей — да и не только для них — трудный, спору нет, но народ потихоньку адаптируется к ситуации, ищет и находит варианты. С одной стороны, выросли курсы валют, но с другой — товары, произведенные в нашей стране, стали более конкурентоспособны в той же Европе. В этом видим окно роста. И люди охотнее идут на то, чтобы открывать свое дело.

Конечно, нужна поддержка федерального правительства, региональных властей. Мне трудно сравнивать, поскольку с чиновниками стала общаться относительно недавно, но вижу, что среди них много современных людей, которые не зашорены и понимают, что бизнесу в стране нужно помогать развиваться, причем размер компаний или их оборота не имеет значения
 
И на уровне руководства страны происходят перемены, убыстряются процессы принятия решений. Скажем, программа цифровизации пошла в разы энергичнее.
 

Мы тоже многое упрощаем. Должен, обязан произойти качественный скачок. Верю в это.

Напрямую обратилась к первым лицам государства с просьбой поддержать развитие сети технопарков для производителей легкой промышленности. Мы готовы вложить в каждый от двух с половиной до семи с половиной миллиардов рублей.

— Вы многое переверстали из-за пандемии?

— За полтора месяца произошел мощный прорыв в разработке, что позволило нам кардинально изменить ряд бизнес-процессов.  

— О чем речь?

— Смотрите. Мы считаем себя продвинутой IT-компанией. С другой стороны, кадровое делопроизводство как было в первобытном состоянии, так и оставалось. HR-отдел Wildberries давно испытывал определенные неудобства из-за бюрократизации многих процессов, но никто всерьез ими не занимался. А тут потребовалось одномоментно нанять большое количество сотрудников в логистические комплексы, в разы увеличить мощность курьерских услуг, и все — в условиях удаленки. Нужно было не только перестроить существующую систему, а взглянуть на нее под другим углом зрения.

Самое сложное — преодолеть стереотипы мышления.

Многие почему-то считают, будто у е-commerce не возникло никаких проблем из-за пандемии, похоже, и в правительстве не сомневались, что наша отрасль продолжит работать.

Тем не менее утро 28 марта, когда в стране объявили режим самоизоляции, началось в Wildberries с нескончаемых звонков едва ли не из всех крупных городов России. Люди пытались понять, что им делать. И в последующие две-три недели работа компании продолжалась нон-стоп практически у всех служб и отделов, включая разработчиков.

Сложности возникли еще и из-за того, что на момент начала карантина 90 процентов всех заказов наши клиенты забирали в пунктах самовывоза, практически отсутствовала предоплата. У нас она составляла менее одного процента, а у коллег по рынку доходила до 40.

Но мы справились.

— Даже объявили, что готовы временно взять к себе безработных, потерявших место в других компаниях.

— Да, классическая история win-win. Многие наши партнеры стали жаловаться, мол, вынуждены увольнять людей, не знаем, что с ними делать. А у нас, наоборот, возникла потребность в сотрудниках. Поговорила с коллегами из торговых сетей и предложила объединить усилия. Не знаю, как долго эта история продлится, но пока эффект положительный.

Пандемия многие процессы ускорила, всех заставила шевелиться.

Мы вот заранее наметили в 2020 году сильно прокачать внутренний туризм. Замечательно, если люди начнут ездить по родной стране! Хотим создать на Wildberries туристические сервисы, которые позволят многим открыть для себя путешествия внутри России: узнавать об уникальных местах и достопримечательностях, планировать маршруты, бронировать гостиницы, покупать билеты в музеи и многое другое. Уже запустили сервис по продаже авиабилетов. Начали обсуждать с регионами наш туристический проект, первой откликнулась Ульяновская область.

Недавно, кстати, запустили лекции, мастер-классы и прочие онлайн-продукты, например по фитнесу, образованию, досугу, питанию.

Столкнулись с тем, что процентов 60–70 самозанятых формально таковыми не являются, поскольку не платят налоги, хотя и работают. Если они официально начнут сотрудничать с нами, то автоматически выйдут из серой зоны, что называется, выбелятся. Для экономики страны это важно.

За время карантина — апрель и май — мы наняли более 20 тысяч человек. Из них восемь тысяч — временно, остальных — на постоянную работу. И это не только курьерская служба и распределительные центры. Скажем, айтишники заметно укрепились.

Продолжение

Источник: tass.ru

В сюжете: Татьяна БакальчукWildberriesбизнеспредприниматель

Похожие материалы

1 ноября 2446

Ветераны СВО запускают свой бизнес в Бурятии

В республике завершилась программа «СВОй бизнес» — 19 участников СВО и членов их семей защитили бизнес-планы и готовы начать собственное дело.

26 октября 5227

В Забайкалье создают новую точку роста для бизнеса: ход строительства промпарка «Кадалинский» оценен властями

Новый промышленный парк «Кадалинский» в Забайкалье планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.

24 октября 1244

Пять дальневосточных регионов получили собственные витрины на Wildberries

Специальные витрины, на которых собраны товары от региональных производителей, помогут пользователям сориентироваться в ассортименте, выбрать продукцию, созданную местным бизнесом, и открыть новые локальные бренды.

22 октября 941

Единственное на Дальнем Востоке производство надувных лодок находится в Бурятии

Компания «Ботленд» уже 10 лет радует клиентов качественной продукцией, включая катамаранные лодки «Байкат», аэролодки и другое.

Первая полоса

5 ноября 1851

Бурятия представлена в «Дальневосточном экспрессе» в московском метро

Сегодня 2

С начала года жители Улан‑Удэ потеряли более 300 млн рублей из‑за мошенников

В столице Бурятии зафиксировали 1614 случая кибермошенничества за 10 месяцев 2025 года — это на 10,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сегодня 137

Посол РФ в Монголии принял участие в передаче «Capital Talk»

Алексей Евсиков дал интервью для передачи «Capital Talk» на монгольском телеканале "Парламент.ТВ"

Реклама
Сегодня 129

Улан-Батор и Порён подписали меморандум о сотрудничестве

Соглашение закладывает основу для широкого сотрудничества между двумя городами в области культуры, туризма, образования, экономического развития и защиты окружающей среды.

Сегодня 133

Монгольские самбисты завоевали две золотые и пять бронзовых медалей на чемпионате мира

Под руководством заслуженного спортсмена и бронзового призёра Паралимпийских игр Ууганхуу Болормаа, Монголия впервые выставила свою команду по парасамбо.

Реклама

Популярное

  • 6 ноября 2540

    Иркутская область экспортировала в Монголию 200 тонн мороженого и 65 млн куриных яиц

  • 5 ноября 1851

    Бурятия представлена в «Дальневосточном экспрессе» в московском метро

  • 5 ноября 1599

    Международный конкурс «Монгольский каллиграф 2025» открыт для иностранных участников

  • 7 ноября 1516

    Опубликован отчёт об инвестиционном климате в Монголии за 2025 год

  • 6 ноября 1493

    В Улан-Баторе создана Монгольская Ассоциация русскоязычных образовательных организаций

  • 5 ноября 1492

    Дилемма перебежчиков в Монголии: как преодолеть разногласия с Кореей

  • 5 ноября 1466

    Посол Канады приступил к исполнению своих обязанностей в Монголии

  • 5 ноября 1416

    В Улан-Баторе построят 50 «умных» парковок

Сегодня 132

Правительство Монголии представило пятилетнюю программу развития на 2026–2030 годы

Ключевой особенностью новой программы является включение 10 национальных целей и восемь направлений политики.

Сегодня 134

Все районы Бурятии получили паспорта готовности к отопительному сезону

30 муниципальных образований, городских округов и городских поселений Бурятии получили паспорта готовности к очередному отопительному сезону.

Сегодня 138

В Национальном музее откроется выставка «Вахана» Зандана Дугарова

В экспозиции будут представлены: ранние графические работы, скульптурные работы из нефрита, знаковые скульптурные работы разных лет, портретные фотографии Зандана Дугарова.

Сегодня 142

В Закаменском районе завершен ремонт 10-километрового участка региональной дороги

В Закаменском районе завершили ремонт 10-километрового участка региональной дороги «Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск – граница с Монголией» – с 250 по 260 км. Он находится между селами Бургуй и Цакир.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 384

В Эрхирике откроется новая амбулатория

В пригороде Улан-Удэ состоялась встреча актива жителей ТОСов сел Дабаты, Эрхирик и Арбижил с депутатами Народного Хурала Бурятии Анатолием Кушнаревым, Мариной Рогачевой и Михаилом Итыгиловым.

Сегодня 379

Монголия и Кувейт повысят уровень сотрудничества до “Расширенного партнерства”

Чрезычайный и Полномочный Посол Монголии в Государстве Кувейт Пурэвийн Сэргэлэн встретился с помощником министра иностранных дел Кувейта по правовым вопросам г-жой Тахани Рашид Аль-Нассер.

Самое важное

10 октября 2024 48545

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 48529

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 48338

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 49382

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок