Выживший Буха-нойон
О том, как чиновник из царства мертвых залез в тушу быка и получил способность превращаться в оного. Но не смог из-за этого вернуться на место службы.
Те, кто уже посмотрел фильм «Выживший», наверняка были впечатлены натурализмом сцены, в которой герой Леонардо Ди Каприо, чтобы спастись от холода, вспорол брюхо упавшего с горы коня и залез вовнутрь. Разумеется, конь был декорацией, а кишки – реквизитом из латекса, но не в этом суть. Понятно, что авторы не сами придумали такой ход. В действительности, такой способ спасения имел место быть, и не только в месте событий фильма и книги о выжившем.
Подобное знали и народы Сибири, в частности монголы. На это есть косвенное указание в легенде о Буха-нойоне, тотемном первопредке булагатов и эхиритов. По одной из них, он убил быка, вынул его внутренности и залез в него, правда, с немного другими целями. Также схож с таким способом сохранившийся до наших дней обряд «жэн». Когда больному прикладывают к телу внутренности барана.
Соответственно – легкие к легким, печень – к печени, почки – к почкам, заворачивают в шкуру барана и оставляют на несколько часов в хорошо натопленном помещении.
Писал ученый-этнограф Матвей Хангалов, собиравший легенды бурят:
Предание балаганских бурят о происхождении племени булагатов, эхиритов и о Буха-нойон-бабае во многих местах совершенно расходится с кудинским; некоторые балаганские буряты говорят, что Буха-нойон-бабайпрежде был самый приближенный чиновник при Эрлэн-хане; его тогда звали Эльбитэ-Хара-нойон, а кудинские буряты говорят, что Буха-нойон-бабай был сынам западного тэнгэри заян Саган-Бохо-Муя; есть также балаганские буряты, которые говорят, что Буха-нойон-бабай был сыном Будургу-Саган-тэнгэри.
Тот, кто не хотел умирать
В глубокой древности жил некто Молонтой, который остался от своих родителей круглым сиротою; он вырос и получил воспитание у трех больших лам, которые выучили его тайнам ламской мудрости. Средний лама, не любя его и не желая, чтобы он знал все тайны их мудрости, выругал, т. е. проклял Молонтоя, а также и старшего ламу, который выучил его ламской мудрости. Старший лама, узнав об этом, велел Молонтою немедленно идти к морю, на берегу которого растут три березы, из них среднюю березу сломать и принести ему. Эти три березы означали душу этих трех лам. Молонтой исполнил в точности приказание старшего ламы, принес и отдал ему сломанную среднюю березу. В это время старший лама начал читать священные книги, посредством которых проклял среднего ламу до смерти.
Впоследствии Молонтой женился и имел много детей, от которых было множество внуков и правнуков. Сам Молонтой жил до глубокой старости и не умирал, как другие. Эрлэн-хан неоднократно посылал посланников немедленно привести и представить ему Молонтоя, который по закону Эрлэн-хана давно должен бы умереть и явиться к нему; но посланные по ошибке всегда приводили кого-нибудь из потомков Молонтоя, а не его самого. Наконец, Эрлэн-хан послал за Молонтоем самого большого и приближенного своего чиновника Эльбитэ-Хара-нойона, которого Молонтой не мог обмануть, потому что он обладал большими таинственными силами и знанием; посредством этих знаний он безошибочно поймает самого Молонтоя и представит его самому Эрлэн-хану.
Когда Молонтой узнал, что Эрлэн-хан послал за ним Эльбитэ-Хара-нойона, которого прежними способами невозможно обмануть, он придумал новый. Он сел на темно-синего пороза и поехал с книгою в руках навстречу с Эльбитэ-Хара-нойону; кроме книги, в одной руке он держал железный молот, которым понужал своего темно-синего пороза. Когда Молонтой встретился с Эльбитэ-Хара-нойоном, последний узнал его и говорит ему: «Добрый человек! Приехал по желанию!» Потом спросил: «Куда ты едешь?» «Еду к Эрлэн-хану, – отвечает Молонтой. «Когда ты доедешь на этом порозе до Эрлэн-хана?» – спросил Эльбитэ-Хара-нойон. «Не догонишь моего пороза на своем коне», – сказал Молонтой.
Древний GPS
Тогда они оба заспорили, кто кого выбежит; после долгого спора они согласились бежать в бег вокруг земли; Молонтой на своем порозе, а Эльбитэ-Хара-нойон на своем коне, на котором приехал от Эрлэн-хана; кто из них наперед прибежит на это место, где они теперь стоят, за тем останется победа. Потом они встали рядом и Эльбитэ-Хара-нойон убежал вперед на своем коне, а Молонтой остался на месте на своем порозе. Как только Эльбитэ-Хара-нойон убежал вперед, Молонтой соскочил со своего пороза и три раза провел пороза по солнцу вокруг себя; потом сел на пороза и смотрит в книгу, где находится Эльбитэ-Хара-нойон и наблюдает за ним, как он бежит, с кем встречается по дороге. Молонтой видит в книге, как Эльбитэ-Хара-нойон встретил на пути одного человека, утопающего в воде; утопающий, видя его, кричит: «Спаси меня из воды!» «Некогда мне спасать тебя, бегу в бег с Молонтоем»,– ответил Эльбитэ-Хара-нойон; сказавши это, он бежит далее. На том же пути одна лошадь лежит в грязи и не может выйти из нее, эта лошадь, увидав Эльбитэ-Хара-нойона, кричит ему: «Вытащи меня из грязи!» Эльбитэ-Хара-нойон говорит лошади: «Не время мне! Я бегу в бег с Молонтоем!» – сказавши это, он бежит далее.
Когда Эльбитэ-Хара-нойон возвратился на место, объехав вокруг земли, Молонтой стоит на прежнем месте и говорит ему, что он давно уже приехал и ждет его, так как он вперед объехал вокруг земли. Но Эльбитэ-Хара-нойон не поверил ему и сказал: «Ты вовсе не бежал, а простоял на одном месте». Тогда Молонтой сказал ему: «Я ехал впереди тебя по таким-то местам», – и рассказал, по каким местам ехал Эльбитэ-Хара-нойон и как он встретил одного человека, который утопал в воде и также лошадь в грязи; и как, когда они обратились к нему за помощью, он сказал им: некогда, бегу в бег с Молонтоем. Тогда только Эльбитэ-Хара-нойон поверил Молонтою и предложил ему перемениться бегунцами; Молонтой согласился и отдал Эльбитэ-Хара-нойону своего темно-синего пороза, а взял от него лошадь. Потом Молонтой сказал Эльбитэ-Хара-нойону: «Я поеду, а твой пороз отстанет от меня; тогда ты слезь с него и ударь его этим молотом между рогами; он упадет на землю; в это время скорее распори ему брюхо и влезь туда, потому что он побежит так скоро, что ты иначе не в состоянии будешь удержаться на нем».
Стал оборотнем-быком
После этого Молонтой уехал на коне Эльбитэ-Хара-нойона, а тот остался от Молонтоя на своем порозе, он соскочил с него и ударил его железным молотом между рогами; пороз упал мертвым; Эльбитэ-Хара-нойон как можно поскорее распорол брюхо пороза и влез туда, как ему говорил Молонтой. И когда влез в пороза, то каким-то таинственным образом сам обратился в темно-синего пороза, сделавшись порозом, он уже не мог возвратиться обратно к Эрлэн-хану; поэтому он ходил по берегу моря. В это время на южной стороне моря мычит пестрый пороз Тайжи-хана и говорит: «Кто может со мною бодаться на этом свете, тот пусть придет попробовать мои силы». Эльбитэ-Хара-нойон, который теперь обратился в темно-синего пороза и ходил по берегу моря на северной стороне его, услышал слова пестрого пороза и мычит ему в ответ: «Теперь мне только второй год! Когда будет третий год, тогда буду с тобою бодаться»! После этого Эльбитэ-Хара-нойон, т. е. темно-синий пороз, удалился на Тункинские горы, откуда поднялся на небо к Эсэгэ-Малан-тэнгэри, где он соединился с рогатым скотом Эсэгэ-Малан-тэнгэри, у которого все коровы были белого цвета шерсти; перед тем все коровы не телились в продолжении трех лет. Когда темно-синий пороз присоединился к коровам Эсэгэ-Малан-тэнгэри, все коровы отелились, но только теленки были темно-синего цвета шерсти.
Видя все это, Эсэгэ-Малан-тэнгэри приказал своему пастуху немедленно прогнать неизвестного пороза. Пастух, сев на черную кобылу, прогнал неизвестного темно-синего пороза, который спустился на землю в царство Тайжи-хана и вызвал на борьбу пестрого пороза, а на место себя поставил свое изображение из камня; сам, сделавшись красивым молодым человеком, ухаживал за дочерью Тайжи-хана.
Хитрый план Буха-нойона
Пестрый пороз, не узнав, что перед ним стоит каменное изображение темно-синего пороза, боднул его изо всей силы, но от сильного напора испортил свои рога, после этого пестрый пороз удалился прочь, считая себя побежденным. В это время Эльбитэ-Хара-нойон ухаживал за дочерью Тайжи-хана, она впоследствии сделалась от него беременною. Отец её, Тайжи-хан, узнав, что его дочь сделалась беременною от неизвестного человека, начал притеснять её, она обратилась к Эльбитэ-Хара-нойону за советом, что делать теперь, он сказал ей: «Когда родится сын, то передай его мне»! Скоро родился сын от дочери Тайжи-хана, она тайно завязала ребенка в железную люльку и отдала Эльбитэ-Хара-нойону, который снова возвратился на северную сторону моря, где и кормил своего сына.
В это время на северной стороне моря, т. е. Байкала, жили 10 домов атагатов и 20 домов хотоготов (арбан өрхө атагат, хорин өрхө хотогот); в том числе были две большие шаманки Асухан и Хусыхэн; родственники и соседи хотели умертвить их и разделить их имущество между собою по обычаю того времени, но шаманки отговорили родных и соседей, сказав им, что у них еще будут сыновья, которые скоро должны родиться. Однажды старшая шаманка шаманила и во время действия сказала, что на северной стороне моря, на горе лежит темно-синий пороз с ребенком в железной люльке, этим Асухан кончила шаманское действие; после этого младшая шаманка начала шаманить и во время действия сказала, что темно-синий пороз есть Буха-нойон-бабай, которому нужно принести в жертву большого белого барана с большими рогами; тогда, если Буха-нойон-бабай примет жертву, то уступит им ребенка в железной люльке. С этими словами младшая шаманка окончила свое действие.
Эти две шаманки не имели детей, а потому сильно обрадовались, что у них будет сын, которого так давно они ждали, они немедленно принесли в жертву Буха-нойон-бабаю большого белого барана с рогами, курунгу и тарасун. Тогда Буха-нойон-бабай, т. е. Эльбитэ-Хара-нойон, принял жертву от этих шаманок и уступил им своего сына в железной люльке, а сам удалился на тункинские горы, которые он выбрал для своего местопребывания, на пути он выделял жидкость, как обыкновенно делают порозы на ходу, на этих местах впоследствии выросли пихта и вереск, которые буряты считают священными и чистыми растениями.
Как Булагат Эхирита нашел
Когда обе шаманки взяли ребенка, то не могли развязать ремни железной люльки, в которой был спеленат ребенок, тогда шаманка Хусыхэн начала шаманить и во время действия говорила, что нужно взять правую лытку с задней ноги (барун хойто шата сөмөгөн) и большой нож и исполнить обычай өлгөдө урулха; после этих слов она перестала шаманить. Шаманки взяли правую лытку от задней ноги и большой нож, положили их на люльку и таким образом исполнили обряд өлгөдөурулха; тогда ремни железной люльки сами развязались, после этого шаманки взяли ребенка и начали воспитывать как родного сына и дали ему имя Булагат «буха дорхо олдоhон Булагат» (под порозом найденный Булагат).
Когда Булагат немного вырос, тогда он ходил на берег моря играть с неизвестным мальчиком, который выходил из воды, а потом опять уходил в воду. Однажды Булагат пришел домой и сказал обеим шаманкам: «Когда я прихожу на берег моря, то из воды выходит неизвестный мальчик, с которым я играю на берегу моря, когда возвращаюсь домой, то он уходит обратно в воду; там он остается до моего прихода, я несколько раз просил его придти к нам, но он отказывается».
Тогда обе шаманки из своего молока приготовили кушанье бөн (бөн приготовляется ныне следующим образом: зерновой хлеб жарят в котле, потом толкут в ступке, когда немного истолкут, то толченый хлеб смешивают со сметаною или с маслом; это называют «бөн»), дали его Булагату и сказали: «Ешьте этот бөн оба вместе». Булагат, взявши бөн, отправляется на берег моря играть с неизвестным мальчиком.
Из воды вышел его товарищ и оба мальчика начали играть вместе; во время игры Булагат предложил своему товарищу бөн, который дали ему шаманки, чтобы поймать этого неизвестного водяного мальчика; оба они пополам съели бөн, после чего неизвестный мальчик лег спать на берегу моря, в это время Булагат прибежал домой и сказал обеим шаманкам, что его товарищ уже спит; тогда шаманки пришли и взяли неизвестного мальчика; его усыновила младшая шаманка Хусыхэн, впоследствии дали ему имя Эхирит.
От этих двух мальчиков произошли нынешние буряты, живущие в Иркутской губернии. Вот почему Буха-нойон-бабай считается покровителем бурят булагатов, а Ухан-хат – покровителем бурят эхиритов.
Впоследствии Буха-нойон-баабай перешел в западный хат, следовательно, Эльбитэ-Хара-нойон более не возвращался к Эрлэн-хану.
Фото: картина Солбона Ринчинова