Как учат в Монголии
Сейчас многие выпускники задумались о выборе ВУЗа. Известно, что учеба в Монголии весьма популярна среди молодых бурят. А многие монголы выбирают учебу в России. Для бурят это возможность пожить в ближайшей степной стране, недалеко от родного Улан-Удэ. Для монголов, живущих рядом с Россией, - возможность получить новые профессии, не столь широко преподающиеся в Монголии.
Учитывая, что образование всегда имело огромную роль для монголов, в современных монгольских семьях часто всеми силами стараются дать образование детям. Причем, максимально качественное, начиная уже с дошкольного образования. В монгольской прессе, к примеру, несколько лет назад писали о семье монгольских интеллигентов - преподавателей, которые предпочли жить в юрте и сдавать свою квартиру, чтобы дать возможность детям получить образование в Англии.
Основательно учили лам До того момента, как Монголия стала независимым государством, там действовали духовные школы при монастырях. В них преподавалось буддийское богословие и медицина. Как такого классического образования в Монголии не было до начала двадцатого века. Ламы подготавливались в специализированных школах, которые находились при монастырях, для того чтобы стать учителями. . Первая школа была открыта в городе Урге (Улан-Батор) в 1864 году. Ее было разрешено посещать местным детям. Там обучали нескольким языкам, в которые входили: монгольский, китайский и маньчжурский. Эти школы были двух типов: индивидуальный и домашний. Обычно обучение монгольской и тибетской грамоте проводили либо учителя, либо сами чиновники. Духовная система образования, которая сложилась в шестнадцатый и семнадцатый век, не потерпела никаких изменений ни в этот период, ни в период маньчжурской власти. Кроме того, школы-монастыри оставались главными и, можно сказать, единственными заведениями для получения хоть какого-то просвещения. Именно поэтому жители Монголии, желая чтобы их ребенок был образованным, отправляли его в монастырь. Следствием этого стало высокое развитие так называемого института-монастыря. Советский период образования в Монголии Монголия начала развиваться в социалистическом направлении в 1921 году. Потому следующие 70 лет культура и образование находились под сильнейшим влиянием Советского Союза. При детальном изучении документов тех лет прослеживается, что в образовании Монгольской Народной Республике были заложены такие же принципы обучения, как и в СССР. Были введены такие законодательные акты, как «Закон об отделении школы и церкви», «Постановление правительства об основании начальной школы». Множество советских учителей в то время работали в Монголии. Вследствие этого изменилась сама постановка школьного дела: они оказали значительный вклад в устройство системы школьного образования. Значительное изменение качества образования наблюдалось после того, как в 1933 году Министерством просвещения МНР был введен план по советскому типу обучения. Его начали использовать в начальных и средних школах. В тридцатых годах старомонгольский был заменен русским, в основе которого была кириллица. Вследствие того, что учебников, пособий и литературы на монгольском языке не было, в тридцатых годах было принято решение ввести русский язык в учебную программу средних школ Монголии. Впрочем, некоторые ученые, как уже писал АРД, считают это краеугольным камнем в системе образования и жизни бурят- монголов. Впрочем, уровень грамотности в связи с этим повысился. По статистике, у людей в возрасте от тринадцати до сорока пяти лет он стал составлять 93 %. А к семидесятым годам Монголия получила статус страны сплошной грамотности. В связи с тем, что в начале девяностых годов Монголия переходила на рыночную экономику, а в это время в России, из-за распада Советского Союза, были значительные социальные, политические и финансовые проблемы, сотрудничество стран терпело немалые испытания. Потому в 1987 году в Монголии был отменен государственный экзамен по русскому языку при поступлении в ВУЗ, а в 1988 - при окончании средней школы. Впрочем, тот факт, что очень многие монголы зрелого возраста весьма неплохо говорят и пишут по - русски, говорит о несомненном качестве преподавания в Монголии русского языка в советский период. К примеру, автор АРД, монгол Майдар Сосорбарам отлично читает и переводит с русского языка, хотя, как он сам признается, просто учил русский в обыкновенной сельской школе, и русский язык ему и многим монголам кажется простым. Школьное образование Нынче один из монгольских законов запрещает обучение детей в садиках иностранному языку. Он гласит, что все дошкольные учреждения должны вести занятия исключительно на монгольском. Несмотря на это, в Улан-Баторе насчитывается немало детских дошкольных заведений, в которых преподают русский язык. Как делилась впечатлениями русский преподаватель Ирина, приехавшая поработать в Улан-Батор из Улан-Удэ, русский язык осваивается монгольскими дошколятами удивительно быстро. “1 сентября в моем подготовительном классе никто не говорил по- русски. А к маю говорили все! И очень бегло. Почти как я”, – рассказывает учитель. Она серьезно считает, что у монголов способность к языкам - на генетическом уровне. Вообще, в монгольской системе языкового образования чрезвычайно ценятся квалифицированные педагоги – носители языка – будь то руусский, английский или немецкий языки. Современный уровень образованности населения Монголии равен 80-90%. Такой высокий показатель обусловлен тем, что образование после всех реформ стало более универсальным, но по-прежнему осталось бесплатным. В школах монголы обучаются в течение 11 лет. Жители районов, в которых нет школ, отправляют своих детей в так называемые школы-интернаты. Там ребята находятся все время. Они возвращаются домой только на зимние каникулы на две недели, или летние – на три месяца. После принятия новой реформы 2008 года, ученики Монголии перешли на 12-летнее образование. Кроме основных направлений, на которые сделан акцент - математики и монгольского языка, дети нередко усиленно обучаются рисованию и музыке. Высшее образование Первое высшее учебное заведение – Монгольский государственный университет, был открыт в 1942 году. В течение следующих десяти лет было создано множество частных институтов. Направления в них были, начиная от вычислений, заканчивая традиционной медициной. В Улан-Баторе на данный момент насчитывается около трех десятков государственных и сорока частных учебных заведений. Высшее образование в Монголии – платное. Только в случае, если у абитуриента оба родители пенсионеры или отсутствует один из них государство должно полностью оплатить образование. Еще на одну уступку идут сами ВУЗы, они снижают плату на 20% и более, если студент в течение трех семестров получал оценки «отлично». Студенты, которые учатся на «отлично», имеют весомые привилегии. При желании они имеют права отправиться на обучение в Америку, Россию, Германию за счет государства. Статистика показывает, что на данный момент этим правом воспользовались более 30 тысяч студентов. Основное количество из них получают образование в Китае. Многие поступают в аспирантуру в российских вузах. Сейчас около тысячи студентов обучаются тридцати различным специальностям в двадцати разных российских высших учебных заведениях. Самым популярным у монголов долгое время считался Иркутский политехнический университет. Существует также «президентский фонд России», где обычно число мест выделяемых для монгольских абитуриентов равнялось 210, но в последние годы это количество увеличивается. Также в Улан-Баторе есть несколько филиалов российских высших учебных заведений, среди которых одно из ведущих мест занимает филал Бурятского Государственного Университета. В монгольских же соцсетях и форумах сейчас весьма обсуждаема тема обучения техническим специальностям в Японии. Это кажется современным молодым монголам наиболее перспективным. Впрочем, большинство студентов страны, естественно, обучается в отечественных вузах Монголии. Университеты Монголии Монгольский Государственный Университет был открыт в 1942 году. Изначально в нем насчитывалось всего три факультета. Впоследствии многие из факультетов стали отдельным учебными заведениями. Например, факультет зоологии и ветеринарии стал Аграрным университетом Монголии. Медицинский факультет в 1961 году отделился и стал Медицинским Университетом Монголии. После преобразования в 1969 году открылся Политехнический институт Монголии, который ранее был факультетом техники и технологии. Сейчас в Монгольском Государственном Университете насчитывается около двенадцати кафедр, он играет важнейшую роль в подготовке специализированных кадров страны. Число студент обучаемых там равняется 10600, кроме них еще около 1600 магистров и 600 аспирантов. Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии был открыт в 1969 году. В нем основали факультет архитектуры, геологии и инженерии, факультет энергетики. В данный момент там функционируют пятнадцать факультетов, в которых обучаются 21 000 студентов и 10 000 магистров.
|
В сюжете: учебаобразование