Депутат Баттулга: «Монголия хочет навсегда остаться экспортером сырья?»
Политик высказался против проекта узкоколейных железных дорог в стране. По его мнению, этот проект преследует интересы группы лоббистов во главе с бывшим премьер-министром страны Батболдом и намекнул на «руку Пекина».
1 октября в Улан-Баторе состоится сессия Великого государственного Хурала, на которой будет решаться вопрос – строить ли узкоколейную железную дорогу в сторону угольного месторождения «Ухаа Худаг». Заседание планируется провести в закрытом режиме. Против этого строительства и проведения закрытой сессии резко высказался 29 сентября экс-министр промышленности и сельского хозяйства, депутат ВГХ Халтмаагийн Баттулга. По его мнению, следовало бы строить дорогу в сторону месторождения «Таван Толгой», по нынешним стандартам железных дорог в Монголии, совпадающих с российскими.
Напомним, «Таван Толгой» разрабатывается путем «народного акционирования». По сути дела, все 2 млн. 900 тыс. населения страны имеют акции этого месторождения. А проект «Ухаа Худаг» разрабатывается консорциумом олигархов. Которых Баттулга заподозрил в лоббировании своих интересов в ущерб гражданам страны.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в свое время писал премьер-министру Монголии Норовын Алтанхуягу о том, что решение о строительстве узкоколейных дорог в Монголии является ошибочным.
- Усилившаяся зависимость сырьевого сектора Монголии от предпочтений одного покупателя в итоге перечеркнет возможность получения краткосрочной выгоды, - подчеркнул Якунин.
Баттулга также считает, что передел железнодорожной сети страны негативно скажется на экономике. Но главный его довод – то, что из-за интересов ряда олигархов может пострадать все население Монголии. Особое негодование политика вызывает то, что многие депутаты ВГХ, во главе с Сухбаатарын Батболдом, экс-премьером Монголии, пытаются протащить явно антинародный законопроект.
Газета «Өдрийн сонин» приводит некоторые высказывания господина Баттулга на эту тему:
- Не надо строить узкоколейные железные дороги. Депутаты решают этот вопрос на закрытом заседании Хурала, это преступление. Если мы решили навсегда остаться экспортером сырья, то тогда можно строить узкоколейки. Если дальше всё пойдет такими темпами, нет разницы, какая политическая партия выиграет.
- Батболд имеет акции «Ухаа Худаг»... Если строить новую железную дорогу по политике государства, тогда упадет цена акций «Ухаа Худаг», так что он имел секретные замыслы, чтобы мешать политике государства.
- Поэтому была создана группировка, чтобы опережать народный проект «Таван Толгой», и выпустить акции«Ухаа Худаг» на IPO . Они хотели только деньги, поэтому мешали строить новую железную дорогу на «Таван Толгой».
- Сегодня думаю, что тогда был наивен... (Непонятно из контекста, возможно Баттулга имеет в виду время, когда был министром, и сам принимал участие в разработке проекта узкоколеек – прим. АРД)
Баттулга даже привел исторический пример, когда сырьевые ресурсы Монголии стали предметом прямой военной агрессии.
- В свое время японцы напали на Халхин-гол, это было связано тоже с ресурсами. Они следили за месторождением нефти в районе Тамсаг Булаг. Японцы рассчитывали построить нефтяной завод и хотели построить железную дорогу. Они думали, что в будушем заполнят топливом свою военную технику.
Как отметил Баттулга, понятно, в чьих интересах проводится политика узкоколеек.
- Китайская доктрина - это Гонконг, Макао, Тайвань, Монголия. Это не секрет.