Президент ОАО "РЖД" предостерегает монголов от ошибок
По мнению Владимира Якунина, решение о строительстве узкоколейных дорог в Монголии является неверным.
Господину Норовыну Алтанхуягу, Премьер-министру Монголии
Уважаемый господин Алтанхуяг,
В продолжение нашей встречи 23 мая 2014 г. в рамках Петербургского международного экономического форума хочу выразить признательность за Вашу заинтересованность в укреплении стратегического взаимодействия в сфере железнодорожного транспорта, которое сегодня является одним из ключевых направлений сотрудничества Монголии и России и поддерживается лидерами наших стран.
Хочу подчеркнуть, что совместное развитие железнодорожной системы Монголии и реализация ее транзитного потенциала отвечает нашим общим интересам. Однако нам пока не удается серьезно продвинуться на этом направлении несмотря на то, что российская сторона продолжает четко следовать двусторонним договоренностям и одобренной Правительством Монголии Концепции развития железных дорог. Предполагалось, что проводником Концепции станет российско-монгольское совместное предприятие. Для этого в ходе визита Президента России Д.А.Медведева в Монголию в 2009 году было создано КОО «Развитие инфраструктуры», задачи которого отражены в Декларации о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией.
Тем не менее, за истекший пятилетний период КОО «Развитие инфраструктуры» так и не удалось приступить к реализации поставленных задач ввиду отсутствия поддержки со стороны Министерства транспорта Монголии. Более того, на практике имеют место действия, противоречащие интересам сбалансированного развития совместного акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога». Конкретным примером этого является явно ангажированный подход в проведении конкурса на проектирование, поставку и монтаж оборудования СЦБ, мобильной радиосвязи и системы связи для АО «Улан-Баторская железная дорога» (тендер UBT-2014/03), что не может не вызывать сожаления.
Кроме того, сегодня ряд монгольских СМИ распространяет информацию, что ОАО «РЖД» якобы с пониманием относится к намерениям строительства в Монголии железных дорог стандарта колеи 1435 мм. В связи с этим считаю необходимым отметить, что принципиальная позиция ОАО «РЖД» как управляющего российским пакетом акций АО «УБЖД» и представителя Российской Федерации в железнодорожном сотрудничестве с Монголией заключается в том, что решение о строительстве узкоколейных дорог в Монголии является ошибочным.
Несмотря на кажущееся снижение транспортных издержек на отдельном направлении, обслуживание двух систем неизбежно увеличит нагрузку, а усилившаяся зависимость сырьевого сектора Монголии от предпочтений одного покупателя в итоге перечеркнет возможность получения краткосрочной выгоды. В итоге введение второго стандарта железной дороги в Монголии окажет негативное влияние на устойчивое развитие эффективной сети железных дорог и поставит под угрозу возможность создания привлекательного транзитного маршрута, который обеспечит Монголии в перспективе ключевую роль в евразийской интеграции.
Для реализации этого потенциала, на наш взгляд, необходимо соблюдение принципов, заложенных в Декларации о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией 2009 года. В данном контексте наиболее актуальной задачей является осуществление полномасштабной модернизации АО «УБЖД» с участием КОО «Развитие инфраструктуры», а также принятие решения о продлении Улан-Баторской железной дороги посредством строительства северо-западного маршрута Эрдэнэт-Мурэн.
Еще раз подчеркиваю, уважаемый господин Премьер-министр, особую важность соблюдения принципа единства сети железных дорог Монголии путем передачи вновь построенных линий в оперативное управление АО «УБЖД» как наиболее стратегически и экономически целесообразного подхода в долгосрочной перспективе.
С уважением,
Владимир Якунин,
Президент
ОАО «РЖД»
В сюжете: Монголияжелезная дорога