Кайфынские евреи - иудейская община в Китае
По некоторым данным евреи впервые появились в Китае еще VI в. до н.э., по другой версии - при династии Хань в I в. н.э. Евреи живут в Поднебесной «с незапамятных времен» - писали мусульманские путешественники, побывавшие в этой стране в середине IX в н.э.
Достоверно известно о евреях в Китае не ранее VIII-IX вв. Они пришли по Шелковому пути. Евреи жили в Пекине, Ханькоу и других городах. Это были полноценные общины купцов и ремесленников, со своей особой жизнью – свидетельствуют китайские, арабские, персидские источники. Марко Поло писал в XIII в. о роли в торговле и политическом влиянии еврейских общин.
После XIV в. сообщения об еврейских общинах исчезают, лишь упоминаются община в Кайфыне и небольшая еврейская группа в Нинбо, южнее Шанхая.
Община кайфынских евреев появилась при династии Сун (X-XIII вв.). По легенде семьдесят семейств пришли с запада, поднесли дары императору, который разрешил поселиться в своей столице (впоследствии Кайфын), соблюдать свои традиции и веру. Первая синагога появилась в Кайфыне в 1163 году.
О Чингисхане в связи с иудеями упоминается, что он запретил евреям кошерную подготовку продуктов и практику обрезания.
При Минах кайфынская община состояла из 500 и более семей, численностью до четырех-пяти тыс. человек. Среди них были предприниматели, торговцы, ремесленники, земледельцы, врачи; потом появились чиновники и офицеры.
Кайфынские евреи в XVII веке были на государственной службе, занимая иногда высокие посты, и владели большой недвижимостью.
На стеле 1663 г., посвященной восстановлению и освящению кайфынской синагоги (разрушенной во время очередного восстания), начертаны имена тех, кто активно участвовал в ее воссоздании. Важную роль сыграли тогда еврей - офицер Чжао Чен-чин и его двоюродные братья мандарины Чжао Ин-чен (автор книги «Сообщения о неясных местах Священного писания») и Чжао Ин-ту (автор «Предисловия к Светлому пути»). Эти сочинения по иудаизму написаны по-китайски.
Все эти века кайфыньские евреи отмечали еврейские праздники, соблюдали посты, почитали субботу – религиозные взгляды и практика соответствовали основным положениям иудаизма.
Кайфынский еврей, вторая половина 19 в
Но китайское культурное воздействие нарастало, особенно после 1420 г., когда кайфынским евреям за заслуги перед императором было даровано право принимать китайские фамильные имена. На стеле 1663 г. есть утверждение, что нормы и принципы учения Конфуция не противоречат положениям Торы. От констатации равноценности до отказа от веры предков и принятия другой оставался один шаг, и многие кайфынские евреи его сделали.
Они все чаще стали жениться на китаянках, одевались и говорили по-китайски, усваивали традиции и нормы конфуцианской культуры. Детям давали одновременно китайские и еврейские имена. В XVII-XVIII вв. еще было немало знавших иврит, но после смерти в начале XIX века последнего кайфынского раввина ивритская грамотность была утрачена, как и соблюдение иудейских традиций. Ритуальный убой животных, некоторые заповеди, связанные с приготовлением и употреблением пищи соблюдались до середины XIX в. Обряд обрезания сохранялся еще в начале XX века.
Смешанные браки привели к изменению антропологического типа. Это видно по фотографиям XIX-XX вв.
В середине XIX века кайфынские евреи сообщали (на китайском языке) британскому консулу-миссионеру в Иерусалиме Джеймсу Фину, что их синагога в плачевном состоянии, что свитки Торы и другие религиозные тексты сохранились, но читать на иврите может лишь одна старая женщина, что религию свою они знают и понимают отрывочно, поверхностно.
Во время тайпинского восстания евреи сильно пострадали. А наводнение 1860 г. полностью разрушило синагогу. К концу XIX века община кайфынских иудеев насчитывала всего около полутора сотен человек.
Тем не менее, в конце XX в. в Кайфыне более 200 человек считали себя евреями.
Фото: diletant.ru
Источник: diletant.ru
В сюжете: евреииудеииудейская религияКайфынкитайские евреинароды Китая