15 ключей к познанию монгольского характера. Монгол - сепаратист
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Продолжение.
Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера, Часть 2: Арга билэг, Часть 3: Интеллектуальный потенциал, Часть 4: Символическое мышление, Часть 5: Герб и закон, Часть 6: Мобильность, Часть 7: Коренное искусство и культура, Часть 8: Имущество и деньги – на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
12.Краевое (местническое) мышление
Монголы больше предпочитают родной край, чем Родину.
Японец при встрече говорит сначала «Я выпускник такого-то университета» или «Я принадлежу к такой-то компании», а не «Я – преподаватель или работник трудовых резервов». Аналогично этому, когда монгол представляет себя, он не забывает сказать: «Я родом оттуда-то». Его собеседник-монгол тоже хочет знать, откуда он родом, из какого аймака, города, сомона.
Это сохранились до сих пор. После приветствия монгол обычно спрашивает у нового знакомого, откуда он родом. Он гордится родным краем, его ставит вровень с родителями, семьей, Родиной. Причиной этого является то, что именно там находится стойбище, где он родился, там и камень, ставившийся на его пуповину. Если у кого-нибудь дела идут плохо или он заболевает, то за несколько тысяч километров приезжает на свою малую родину и на стойбище, где родился.
В столичном городе Улан-Баторе функционируют крупные общественные и престижные организации — краевые советы 21-го аймака, внутри них — советы сомонов. Эти организации большое внимание уделяют развитию родного края, его пропаганде, популяризации выдающихся людей из родных мест.
Они организуют сборы средств от деловых людей и бизнесменов, выходцев из своего края, направляют их на созидание определенных объектов или памятных вещей, что стало доброй традицией. Ученые и художественные деятели, живущие в столице, делают интеллектуальные инвестиции в развитие родного края. Когда произносят хвалебные оды победившему борцу, обязательно говорят, откуда он родом.
Но есть и другая сторона. Если слишком развито краевое мышление, то появляется местничество. Народ разделяется по этому принципу, что приведет к негативным последствиям. Небезосновательна точка зрения о том, что если кто-то выдвигается на высокую должность в госаппарате, то он приглашает на работу тех, кто родом из его родной местности.
13. Монгол – сепаратист
Монгольский человек связан тесными узами с семьей, детьми, родными и родственниками, заботится о них. Но это правило не срабатывает в отношении работников одной компании, учреждения и т.п. Во многих случаев люди «бесколлективны», преследуют личную выгоду.
Как у народа с древними традициями кочевой культуры, людей, занимающихся скотоводством и живущих отдельно друг от друга в течение нескольких тысяч лет, у монголов широкого коллективистского воззрения мало.
В исключительных случаях, когда стригли шерсть скота, заготавливали сено, устраивали наадом и т. д., возникали необходимость в трудовой кооперации. Однако такая потребность бывает разовой, эпизодической, что недостаточно для формирования развитого коллективистского сознания в силу малого опыта совместной жизни, организованности и ответственности.
Животноводческое производство практически не зависит от других, кроме хозяина, для его ведения достаточно одной семьи. Необходимость в социально-экономических отношениях с другими незначительна. Можно полагать, что все это приводит к монгольскому сепаратизму.
При социализме со стороны властей прилагались немалые усердия для формирования коллективизма, но успехов в этом деле было немного. Социализм исчез, не успев привить коллективизм на монгольской почве. Сегодня редкий монгол работает с полной отдачей, если это не его собственная компания. Даже в фирме, где руководят его хорошие друзья и знакомые, он работают не так усердно. Поэтому в нынешней жизни возникает новая необходимость научиться работать командой, группой, опираться на общественное мнение и формируя привычку коллективистского поведения.
На фото – группа монголов на ежегодном фестивале народного монгольского костюма “Дээлтэй монгол наадам”, где собираются представители родов, племен и народностей со всей страны. Пожалуй, здесь наиболее ярко представлено всё этническое разнообразие Монголии.
Справка
Хинаятын Цоохуу - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской Академии наук, секретарь Национального совета Монголии по науке и технологиям, директор Института исследований монгольского Алтая (Монголия).
Фото: bgd.mn
Источник: tuva.asia
В сюжете: ключинациональный менталитетнациональный характермонголыменталитет