15 ключей к познанию монгольского характера. Семейственность и панорамное мышление
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Окончание.
Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера, Часть 2: Арга билэг, Часть 3: Интеллектуальный потенциал, Часть 4: Символическое мышление, Часть 5: Герб и закон, Часть 6: Мобильность, Часть 7: Коренное искусство и культура, Часть 8: Имущество и деньги, Часть 9: Монгол – сепаратист – на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
14.У кого много знакомых, тот широк как степь
Малая численность населения в Монголии приводит к двум удивительным явлениям. Одно из них — проявление семейственности, другое — большая нагрузка на одного человека. О последнем было сказано выше. Далее затронем проблему семейственности.
Монголы любит повторять: «У кого много знакомых, тот широк как степь». Это можно понять как выражение гостеприимства и помощи друг к другу. Но есть и другой смысл.
Из-за малого числа населения один монгол знаком с большим числом других людей. Такая сеть знакомств типична только для монголов. Это приводит как к позитивным, так и к негативным явлениям.
Негативным является то, что при частом использовании принципа «У кого много знакомых, тот широк как степь» в условиях гражданского общества человек забывает личный долг и обязанности, нарушает социальную справедливость, заботясь лишь о себе и родственниках, часто обменивается подарками, и, в конечном итоге, может попасть в сеть взяточничества, что на самом деле и происходит.
Незнакомые люди при первой же встрече в разговоре друг с другом о родных местах, предках, друзьях и знакомых, могут найти родственные связи и оказаться родственниками. Недаром в народе в шуточной форме говорят: «При основательном разговоре становятся родственниками».
При устройстве на работу или поступлении в вуз, при участии в выгодном тендере, получении лицензии или разрешения от государственных организаций, врачебном осмотре и т.п. люди, вместо того чтобы действовать в рамках закона и без посторонней помощи, начинают искать родственников, знакомых, друзей, которые могут повлиять на исход дела в свою пользу. Это доставляют неудобства и затруднения другим лицам, хотя последние тоже могут применять то же прием.
Одна из особенностей современного развития характеризуется наличием некоторых универсальных ценностей. Большинство монголов, хотя и знают свои закрепленные законами права, часто не могут применять их в жизни. Они не стали еще привычкой, поскольку живы старые обычаи – ко всякой проблеме относиться с подключением ресурсов семейственности, с «заднего» хода.
15.Панорамное мышление
Когда скотовод пасет стадо, выезжает на самую высокую возвышенность этой местности, потом слезает с коня, закуривает, осматривается вокруг себя и созерцает прекрасную природу родного края, он зачастую сидит, охваченный глубокими раздумьями о закономерностях Вселенной и сути жизни человека. Глубокая философичность мышления монгольского человека во многом определяется этим повседневным опытом.
Этот же опыт нашел свое отражение в монгол зураг (монгольский стиль рисования). Художники Европы и стран Востока чаще рисуют поляну, изгиб реки, единственный дом, конкретное событие, ветку дерева, цветы... А монгольская картина более объемна.
Жизнь монгольского человека проходит не в одном поселке или на маленьком клочке земли. Окружающие его горы, реки, озера и значительная часть степи становятся для каждого монгола особой активной жизненной средой — без больших пространственных ограничений.
Когда монгольский человек воспринимает какую-нибудь вещь, он ориентируется, начиная с общего, затем проникает внутрь. В этом особенность его мышления. Не случайно монгол считает дни и сутки в такой последовательности: начинает с большого – сначала год, потом месяц в конце день. Тоже самое – при счете времени: сначала часы, затем минуты и т.п.
Если рассматривать особенность панорамного мышления с его ориентацией на движение от общего к частному, то для образования монголов больше подходит не американская модель, а российская и германская система образования.
Список использованной литературы:
Балхаажав, Ц. (1992) Хуний хугжлийн онол, арга зүйн философи ундэслэл. Улан-Батор. (На монг.).
Баттогтох, Д. (2010) Малчин мэргэжил, малчны сэтгэл зуй. Оюуны хэлхээ. № 1(06). (На монг.).
Иванов, А. В., Фотиева, И. В., Шишин, М. Ю. (2006) Оюунлаг соёл иргэншил: хүлээлт ба ирээдүй. Улан-Батор. (На монг.).
Кимура Аяако (2008) Хорьдугаар зууны сүүлийн арваад жилийн монголын нийгэм. Улан-Батор. (На монг.).
Нагаанбуу, Н. (2011) Монголчуудын язгуур гүн ухаан. Улан-Батор. (На монг.).
Попков, Ю., Иванов, А. Шишин, М., Цоохуу, Х. и др. (2010) Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. Новосибирск.
Хавх, Н. (1995) Монгол хүний турхийг судлах диалектик арга зүй. Улан-Батор. (На монг.).
Цанжид, А. (2005) Монгол соёл иргэншил. Улан-Батор. (На монг.).
Цоохуу, Х. (2012) Квантын механик. Улан-Батор. (На монг.).