15 ключей к познанию монгольского характера. Герб и закон
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Продолжение.
Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера, Часть 2: Арга билэг, Часть 3: Интеллектуальный потенциал, Часть 4: Символическое мышление на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
7.Помилуйте герб государственный
Монгольское государство создавалось в эпоху Хунну, а в период правления Чингисхана нашло свою совершенную форму. Об отношениях монголов к государству можно судить и по обычаям символизма. В частности, ставя в одном ряду с молитвой «Помилуйте, Мунх тенгри», монголы молятся «Помилуйте, герб государственный».
Почитание государства является одной из психологических особенностей монгольского человека. «Не из существования “мы” существует государство, а, наоборот – существует государство, поэтому мы проживаем и существуем» — так понимали и осознавали монголы, так формировался народ с политическим мышлением «государствоцентричности».
В истории Монголии внутри дворца ханы и аристократы боролись за ханский престол, но не было случая, чтобы народ восстал против государства. Здесь не было восстаний, подобных восстанию под предводительством С. Разина или Е. Пугачева в царской России. Народ не захватывал и не казнил ханов.
Феномен почитания государства монголами нашло, в частности, отражение в именах людей. В Монголии многие имена образуются с терминоэлементом «тур» (т.е. государство). В различные исторические времена и ныне популярными являются, например, такие имена: Турбат, Турболд, Энхтур, Турмунх, Тувшинтур, Турмандах, Баттур, Мунхтур, Туртогтох.
В Монголии бытует поговорка «Исправив тело, исправьте юрту, исправив юрту, исправьте государство» (Биеэ засаад гэрээ зас, гэрээ засаад туруу зас), что является подтверждением унаследованного с давних времен воззрения неразрывной связи государства и гражданина, об их взаимной ответственности.
Обязанность государства, как она была охарактеризована в Сокровенном сказании монголов, отражена в выражении, что Угедей хан «установил полный покой и благоденствие для всего государства». В этом и проявляется статус государства в монгольской цивилизации (Цаанжид, 2005).
Даже ныне монголы под словом «государство» больше всего понимают какого-нибудь великого индивидуума, нежели некий высший институт. Это, видимо, связано с нашей историей и с существованием такого великого и властного вождя, как Чингисхаан. Поэтому, когда социальное и экономическое положение страны ухудшается, народ ностальгирует о сильном руководителе, который может эффективно управлять и навести порядок.
8.Монгольский закон на три дня
Монголы ценили и соблюдали обычаи и привычки больше, чем нормы законодательных актов. Превалирующая часть ценностей традиционно соблюдаемого ими порядка не соответствует критериям цивилизованного общества, основанного на субъективизме демократической системы по обеспечению прав человека, относящейся к европейскому рационализму.
В характере и типичном, исконном от роду интеллекте и мышлении монгола превалируют самостоятельность и вольготность, а чувства собственной ответственности и совместной, коллективной ответственности явно недостает (Иванов, Фотиева, 2006).
Изучение законопорядка и его строгое соблюдение слабо развиты у монголов. Везде по стране это можно наблюдать: нарушение плавил водителями и пешеходами на дорогах, работниками частных кампаний, сферы услуг и даже чиновниками государственной администрации.
С рациональной точки зрения, монгол не прагматичен, он опирается на символизм и фетишизм, но обладает феноменальным сознанием. Может быть, поэтому распространено выражение «Монгольский закон на три дня». Когда выходит какой-то закон по урегулированию социальных отношений, то его реализация оказывается ограниченной. Время его действия является очень кратким.
Нередки случаи, когда люди, обычно не покупающие газеты и журналы, чтобы получать из них полезную информацию – делают это тут же, если в них содержится реклама о том, что вместе с покупкой газеты вы будьте участвовать в лотерее, и вам, возможно, выпадет выигрыш. Человек с рациональным мышлением не идет на такие уловки.
Для рационалиста газеты — это поставщик информации, а лотерея — риск, что совсем другое дело. Для нас, монголов, подобные примеры служат предостережением о том, что менталитет такого типа весьма уязвим перед нечистоплотными людьми, нацеленными на промывание мозгов, на попытки прямым или косвенным образом повлиять на сознание и мироощущение для удовлетворения своих низменных материальных интересов.
Приведу еще один пример. В последние годы Законы об иностранных инвестициях и о полезных ископаемых неоднократно менялся в течение короткого времени, что отрицательно воздействуют на устойчивость той деятельности, которую он регулирует. Данный факт является объектом частой критики со стороны иностранцев.
Справка
Хинаятын Цоохуу - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской Академии наук, секретарь Национального совета Монголии по науке и технологиям, директор Института исследований монгольского Алтая (Монголия).
Источник: tuva.asia
В сюжете: монголыменталитетнациональный характергерб МонголииЗакон Монголииключи
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook