Базар Барадийн. Особый путь бурят-монгола
Представьте, что в единой, общей Бурят-Монголии дружно и сплоченно живут и работают все, без трайбализма и национализма. Это было сто лет назад. Может, стоит повторить?
Он находил компромиссы между Европой и Азией, «иркутскими» и «агинскими», «белыми» и «красными».
В начале XX века в среде нарождавшейся бурятской интеллигенции развернулась дискуссия о дальнейшей судьбе народа. Яркими представителями двух течений были повидавший просвещенную Европу Михаил Богданов (боханский) и упертый традиционалист Цыбен Жамцарано (агинский). Но был человек, который решил не противопоставлять Восток и Запад, а синтезировать культуры и цивилизации, вобрав все новое, лучшее из Европы, но сохраняя и развивая азиатскую идентичность.
Это был Базар Барадийн, чья жизнь протекла в этой двойственности. Которая даже отразилась в написании его фамилии – с «й», на монгольский манер, или без нее, как часто пишут в русскоязычных источниках.
Барадийн не был маргиналом. Он имел свое мнение – не «иркутского» или «агинского», «белого» или «красного». А мнение бурят-монгола.
Старший – «ахай»
16 июня по старому стилю 1878 года в местности Могойтуй Агинского аймака в семье скотовода Баради родился первенец. Позже у него появилось еще десять братьев и сестер. Родители знали монгольское письмо, и в школу Базар пошел более-менее грамотным.
Известный врач и советник императора Николая II Петр (Жамсаран) Бадмаев, также родом из агинских степей, открыл в Санкт-Петербурге частную гимназию для бурятских детей. В числе посланных на учебу, были Базар Барадийн и еще один смекалистый парень, на два года младше.
В Петербурге Базар с упоением постигает математику и другие науки, но вскоре гимназистов поставили перед выбором – принять православие и продолжить учебу, или – прощай, столица!
Барадийн и его однокурсник резко воспротивились и покинули гимназию, занявшись разными делами. Но судьба сведет их вновь в 1902 году во второй попытке покорить Питер.
Тогда буряты Аги на «полном суглане» постановили послать двух человек на учебу в Санкт-Петербургский университет с выделением восьмисот рублей обоим ежегодно в течение четырех лет.
Так Базар Барадийн и Цыбен Жамцарано поступили вольнослушателями на Восточный факультет. Вместе ездили в этнографические экспедиции по этнической Бурятии. Будучи старше Жамцарано, и более рассудительным, Барадийн часто подтрунивал над фантазиями коллеги-романтика.
- Стал засыпать на телеге и вижу приятный полусон: едет к нам навстречу черный высокий лама на темном коне, встречает нас. Немного погодя - докшит Дамдин встречает и обходит. Я приглашаю мысленно его сесть рядом, но он косится на Базара и уходит дальше.
За ним едет к нам кто-то в прозрачном белом, красивом нарядном костюме. Никак не могу узнать его - Сагаан yбyгyн? … нет, дакини какая-то? Не видно лица. Удивляюсь своим грезам, и хочется раскрыть глаза и сказать Барадину о видении. Но он ведь не поверит и подумает, что я шучу… Б. снимает мою шляпу, и я просыпаюсь. Рассказываю, но ничего, конечно, кроме шуток, не вышло, - вспоминал Жамцарано об одной из таких поездок в своем дневнике.
И когда младший друг и однокурсник Барадийна сцепился в дискуссии с «европейцем» Михаилом Богдановым, Базар был как бы в стороне, но уже наматывал кое-что на ус.
Он уже успел побывать в Европе, как Богданов, где в 1890 году, еще совсем мальчишкой, сопровождал некоего агинского купца. Но также как и Жамцарано, любил все родное, бурятское. Он не критиковал огульно все религии как первый, но и не увлекался буддийским мистицизмом, как второй. Так начался свой путь Барадийна.
Язык, религия, культура
До 1917 года Барадийн особо не вникал в политику, занимаясь наукой и творчеством. Посетил Тибет, куда направился с делегацией Далай-ламы из Урги, и получил разрешение Его Святейшества на проживание в монастыре Лавран с научно-исследовательскими целями.
После восьми месяцев на «крыше мира» он вернулся в Петербург с лаврами, ему присудили премию имени Пржевальского от Русского географического общества.
Вскоре он стал преподавать монгольский язык в своей альма-матер. Там, в столице, Базар Барадийн сделал шаг, повергший многих соплеменников в «культурный шок» - предложил в 1910 году ввести монгольскую письменность на основе латинского алфавита. По мнению Барадийна, классическая вертикальная вязь уже не отвечала современным условиям. Да и печатать книги и периодику на латинице было бы гораздо проще.
- Алфавит это внешний, условный изобразитель языка, не поскольку он национален, оригинален…а служит орудием распространения грамотности, - отмечал Барадийн.
Простота техники усвоения и воспроизведения ставилась им во главу угла. Он упорно продвигал свою идею, выпустил книги и букварь на новом алфавите. В 1926 году, уже будучи членом Центрального исполкома Бурят-Монгольской АССР, Барадийн отмечал, что необходимо даже создать новый литературный язык, на халхасском наречии с вкраплениями всех остальных монгольских диалектов.
Так, благодаря его усилиям в 1931 году была введена латиница в Бурят-Монголии, на сонгол-сартульской, читай – монгольской основе.
В 1912 году Базар Барадийн подготовил программу для изучения буддизма в светских бурятских школах. Сошедшись во время поездки из Урги в Тибет с советником Далай-ламы Агваном Доржиевым, лидером буддистов-обновленцев, Барадийн и религию думает перестроить на современный лад.
Начав с введения чтений молитв на бурятском вместо тибетского, заканчивая признанием Советской власти и тезисом о тождестве учения Маркса и буддизма, он и цанид-хамбо Доржиев добились многого.
Культура народа для Барадийна была абсолютом. За нее он боролся и в составе Бурнацкома, и в правительстве Бурят-Монголии, и в Бурятском ученом комитете. Но, будучи приверженцем сохранения национального компонента, выступал и за духовное обогащение мира бурят-монгола, перевел несколько произведений Льва Толстого, сам написал ряд пьес.
1918 год, кругом война, хаос, страна разваливается. А Барадийн…основывает в Аге народный театр!
Власть, просвещение, наука
В начале марта 1917 года, почти сразу после падения монархии, образовывается Временный организационный национальный комитет под председательством Михаила Богданова. «Для усиления» в состав приглашаются Агван Доржиев, Гомбожаб Цыбиков, Цыбен Жамцарано, Николай Преловский и Базар Барадийн.
23 апреля в Чите открывается I Общенациональный съезд бурят-монголов. Председательствует Барадийн. Был избран постоянный высший орган власти – Бурнацком («Буряад-Монгол улсын чогулган»), который возглавил Элбек-Доржи Ринчино. На первом же заседании де-факто правительства первой бурятской государственности организован училищный совет, дабы заниматься вопросами образования, под руководством профессора Цыбикова и его заместителя профессора Барадийна. Время рассуждений на тему сохранения бурятского языка и культуры прошло, пора действовать – в ведение Бурнацкома поступают все средства и помещения для школ.
30 апреля выходит постановление о проведении в Аге бурятских курсов. С 1 июня по 15 июля лекции читают Богданов, Ринчино, Цыбиков, Жамцарано, Барадийн и другие, в общем – все правительство Бурят-Монгол улс.
4 мая Бурнацком рассматривает вопросы о создании библиотеки при нем, организации съезда учителей в Иркутске, и средствах на школы.
Тогда «отцы-основатели» бурятской государственности прекрасно понимали, что образование – это вопрос национальной безопасности.
После октября 1917 года начинается кавардак. Бурнацком стоит на позиции безусловной поддержки Учредительного собрания, и не сотрудничает с Советами депутатов.
В 1918 году Барадийн отмечает:
- Надо выразить благодарность [Цыбену Жамцарано, председателю Бурнацкома] за самоотверженную деятельность по отстаиванию национального самоуправления от покушений Советской власти.
Но вскоре такому покушению бурятская государственность подверглась от атамана Семенова. Убит Михаил Богданов, из правительства уходят ключевые фигуры, включая Барадийна, который уезжает в Агу. Там он возглавляет Цугольский хошунный исполком, и одно время даже заразился идеей возрождения Великого Монгольского государства. Он пишет японскому императору просьбу принять бурятскую делегацию из состава съезда панмонголистов в Чите.
При образовании Бурят-Монгольской автономной области ДВР Барадийн учреждает общество бурятской культуры – Бурнацкульт. А при образовании в 1923 году единой Бурят-Монгольской республики, он сперва входит во временный ревком, а затем – в Центральный исполком и назначается наркомом просвещения.
Свой среди чужих
В должности министра образования и культуры Барадийн пробыл недолго, всего три года. Все это время, особенно в конце, он был объектом критики «пламенных революционеров». В условиях гегемонии иркутских бурят-коммунистов, установившейся после 1923 года, беспартийный агинец Барадийн казался чужеродным телом.
Впрочем, это не помешало ему и профессору Гомбожабу Цыбикову (тоже из Аги) учредить Бурят-Монгольский ученый комитет, где плечом к плечу они работали с председателем Центрального исполкома республики Матвеем Амагаевым и писателем, бывшим главой Буравтономупра ДВР Петром Данбиновым (оба – боханские).
Наркомпрос тогда занимался всеми делами просветительской и культурной жизни республики. Только закончилась гражданская война, кругом нищета, очень мало не то, что образованных людей – умеющих читать и писать меньше четверти населения.
К уходу Барадийна с должности в 1926 году, грамотность населения за шесть лет увеличилась с 21.7 до 34 процентов, из них бурят – от 15.3 до 27.
Оставив пост в Совнаркоме, он продолжает возглавлять Буручком, предтечу Бурятского научного центра Сибирского отделения Академии наук СССР. Но его оппоненты не успокоились, продолжая нападать на Барадийна, обвиняя его в отсталых немарксистских взглядах, в национально-буржуазном видении развития образования и культуры.
- Если национальность приобщается в целом к чужой культуре, помимо своей культуры, то это может произойти только путем денационализации, т.е. потери своего языка, своей национальности, - предостерегал уже в то время Барадийн.
Что любопытно, за него вступилась глава Бурятской парторганизации Мария Сахьянова, в свое время отрицавшая самоуправление бурят-монголов и призывавшая «строить башни мировой революции».
- Назначение представителя беспартийной интеллигенции Базара Барадийна на пост наркома просвещения не было ошибкой. Его надо использовать, борясь с его ошибочными взглядами, - заявила секретарь обкома РКП (б) на партийной конференции в 1928 году.
Но уже на следующий год Барадийна убирают, назначив его замдиректора института культуры. А его заступницу Сахьянову переводят в Москву инструктором ЦК.
Как сломали наркома
Барадийна арестовали 20 февраля 1937 года в Ленинграде, где он преподавал монгольский язык в институте языка, истории и литературы. Вал обвинений в панмонголизме еще не достиг своего апогея, который наступит в конце сентября, Но маховик стал раскручиваться уже зимой.
Из справки 3 отдела УНКВД по Ленинградской области:
- Была вскрыта контрреволюционная повстанческо-шпионская организация, возглавляемая представителем Тибета в СССР Агваном Доржиевым и профессором Цыбеном Жамцарано.
В группу, по данным госбезопасности, входили Базар Барадийн, предподаватель ЛИФЛИ, Лубсан-Гарма Гомбоин, аспирант АН СССР, художник Очир Будаев, ламы Цырен-Даши Абидуев и Лубсан-Оцор Одонов. Им инкриминировали подготовку к свержению Советской власти в Бурятии и объединения БМАССР и МНР в единое государство под протекторатом Японии.
25 февраля, 3 марта, 20 апреля велись допросы, на которых Барадийн все отрицал. Мы только можем догадываться, какие методы применяли к нему, но 25 апреля бывший нарком подписал признание.
К тому времени НКВД выявил уже 13 членов панмонгольской группы. Сам Барадийн, дескать, был завербован японской разведкой еще в 1918 году – аукнулось его письмо императору Японии. И все это время он, якобы, занимался саботажем, вредительством, шпионажем, терроризмом и антисоветской агитацией. По пяти пунктам 58 статьи его осудили 24 августа и расстреляли.
В то время, пока Барадийн ждал приговора, дело о панмонголистах развивалось. 18 марта арестован Петр Данбинов, писатель и поэт, известный под псевдонимом Солбонэ Туя, с которым Барадийн работал в Буручкоме, 19 июля схвачен Элбек-Доржи Ринчино, в августе – Цыбен Жамцарано. «Руководителя» панмонголистов Агвана Доржиева вели до 1938 года, после ареста он долго не прожил.
К концу сентября 1937 года группа разрослась до 53 человек, включая первого секретаря обкома БМАССР Ербанова и всю партийно-советскую верхушку республики. Судьба их сложилась по-разному, но одинаково трагически. Многих расстреляли, Жамцарано, Матвей Амагаев, экс-председатель Бурнацкома Даши Сампилон умерли в ГУЛАГе.
Для карателей не было разницы – иркутский ты, баргузинский, тункинский, селенгинский, агинский…
В 1939 году упразднена латиница. Закрыты все дацаны, несмотря на поддержку коммунистических идей.
…19 сентября 2012 года перед Хранилищем восточных рукописей Института буддологии, монголведения и тибетологии БНЦ СО РАН был установлен бюст Базару Барадийну.
PS: Представьте, что весь состав правительства Бурятии поехал по селам читать лекции. Что бюджет на образование, науку и культуру возрос в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Что министр образования говорит об обязательности не просто изучения бурятского языка, но и литературы, истории, культуры и искусства. Что в единой, общей Бурят-Монголии дружно и сплоченно живут и работают все, без трайбализма и национализма. Это было сто лет назад. Может, стоит повторить?