Ловкий ученик сайнэра
Монголовед Сергей Куваев, автор блога Уртон и партнер АРД, сохранил не одну историю о сайнэрах - ”Робин Гудах степи". Об этих лихих молодцах-удальцах монголы слагали легенды, сохранившиеся в веках. Порой похожие на сказку или небылицу, по-прежнему поучительные - они стали своего рода иллюстрацией к истории Монголии и одной из ярких страниц фольклора.
Читайте также статью Доржи Цыбикдоржиева – “Сайнэры – Робин Гуды степей” и “Самураи и ронины Великой Степи“ на АРД.
К одному сайнэру из хошуна Илдэн-бэйлэ, что в Сэцэн-ханском аймаке, Санжу по кличке Улцан, как-то пристал молодой парень из местных с просьбой принять его в ученики. Он докучал Санжу день и ночь, упрашивая сделать его настоящим сайнэром. До поры Санж оставался глух к просьбам парня, но вот однажды он, в ответ на очередную просьбу, сказал ему:
— Ты уже довольно долго просишь взять тебя в ученики и сделать таким же умелым и ловким сайнэром, как я сам. Сегодня ночью я устрою тебе испытание. Как только настанет темень, жди меня на перевале Бэрхийн.
В назначенное время они встретились на перевале, и Санж, указывая парню дорогу в непроглядной глухой тьме, поехал, ведя его за собой в направлении, только одному ему известном. Наконец он остановился и обратился к кандидату в ученики:
— Ну что, готов ты к своему решающему испытанию? Как поедешь отсюда вперёд, будет там одно стойбище. В нём несколько баранов и овец, и тебе нужно стянуть оттуда самого жирного барана. Если есть в тебе дух подлинного сайнэра, то пёс, который их стережёт, гавкнет на тебя только раз, а после сразу признает тебя, и замолкнет. А если сайнэр из тебя никудышный, то он зальётся лаем. Как заедешь на стойбище, езжай сразу к овечьему загону, выбери самого жирного барана, стукни ему легонько по носу ташуром, он обмякнет, тогда и перекидывай его через седло. Сделаешь всё шито-крыто — и назад ко мне.
Только подъехал парень к стойбищу, как заметивший его пёс подал голос.
— Тихо! —лишь только прикрикнул на него парень, как пёс тут же замолк, и больше не проронил ни звука. — А я-то, видать, прирождённый сайнэр! — пронеслось в голове у обрадованного парня. Он подъехал к загону, высмотрел самого упитанного валуха, ткнул ему в нос ташуром, да только тот вскочил и начал метаться по загону. Насилу ухватил его парень с седла, закинул на коня и помчался прочь от стойбища.
Они с Санжем на месте зарезали и разделали барана; Улцан-Санжу досталась туша, а парню — голова, внутренности и ляжки. Они упрятали добычу по своим мешкам, и немедля отправились рысью дальше. Они шли извилистым путём, то и дело пересекая какие-то реки. «Как много речек мы перешли, какой долгий путь проделали. Мы уж в хошунах южан, не иначе», — думалось парню. Наконец, перед самой зарёй, Санж остановился и сказал ему:
— Вот мы и приехали. Проехать отсюда немного — живёт там один толстый паренёк-бедняк, который, точь-в-точь как ты, постоянно просится ко мне в ученики. Езжай-ка, позови его сюда.
Новоявленный «ученик» заехал на стойбище и незаметно зашёл в юрту. Какая-то женщина пела колыбельную двум малышам, однако искомого толстяка, по-видимому, её мужа, нигде не было. Растерявшийся парень застыл было в проходе на мгновение, как вдруг услышал:
— Ты куда это, муженёк, повадился ездить по ночам? И что это такое было — приехал, схватил барана, и увёз его неизвестно куда? Кому ты его увёз, куда дел?
Это была его собственная жена! Парень, обокравший сам себя, сконфуженный донельзя, хотел было скрыться с её глаз долой — да снаружи юрты уже стоял, поглядывая на него, Улцан-Санж.
После этого случая «ученик»-недотёпа навсегда оставил Санжа в покое.
Фото: Уртон
Источник: Уртон
В сюжете: сайнэрыэкзаменбайкаБыли-небылицыбылинебылицымонгольский фольклор