Русского в Монголии за "гринго" не считать?
Тарас Журба, новый автор АРД – русский шаман, получивший посвящение от тувинского Учителя, и многое в мире видит особым взором. Однако одной из самых больших загадок в какой-то момент для него стала Монголия. Мы публикуем его записки о том, какой предстала пред этим особенным взором Страна Вечного Неба, когда шаман из России пытался разгадать её.
Продолжение.
Начало – “Монгола не обманешь, или секреты длинной воли для русского шамана“ и “Чем лешие и русалки отличаются от монгольских духов местности” на АРД.
Дураки и дороги
Коль скоро мы определили отношения России и Монголии как вполне родственные, то интересно было бы поинтересоваться, а не известны ли в стране «Вечного Неба» те же болезни, что хорошо известны в стране «Небесной Росы», если мы хотим не просто наслаждаться этой страной, но также и изучать ее «устройство»?
Такое название предполагается для России, раз оно происходит он названия реки «Рось» в правом притоке Днепра, т.е. Священной Реки, прямо-таки «Ганги» – той, которая соединяет Небо с Землей.
Кстати сказать, монголы и жители Саянского кольца – те народы, которые сохранили шаманизм в качестве своего основного мировоззрения – утверждают, что все они произошли от духов Небес, Белых Драконов, иначе тенгриев, лха, а все русские произошли от духов Земли и Воды, Черных Драконов, или лусов, нагов и сабдагов.
Русские болезни хорошо известны. Помимо тяги к огненной воде, которая вполне объяснима «водянистостью» самих русских, присуща нам, как известно, лень-матушка, и проистекающая из нее неспособность ума навести порядок в собственной голове и на обширных территориях земли.
Глупо, конечно, жить на такой богатой земле, и не уметь ее достойным образом культивировать. И дороги так себе, и машины по ней передвигаются по большей части так себе. Да и послушаешь иной раз, что по телевизору говорят или в метро, и болезнь «хронической глупости» кажется вполне явственной.
Если говорить о Монголии, то пьют там заметно меньше, чем у нас, но дорог в привычном для русских значении там практически нет совсем. Асфальт только в Улаанбаатаре. Зато сама она сплошной Путь.
Отправляется из глубинки какой-то транспорт в центр, шаманы провожают его с подношениями духам, кропят Небесам, чтобы все хорошо было. И не напрасно. Правильные пути легкими не бывают.
Иной раз, правда, приходит мысль, а не дурак ли я набитый, в самом деле, что сюда поехал? Сломайся этот УАЗик в степи – помощь будет за тысячу безлюдных километров. Возможность реально «сгинуть» нисколько не преувеличена.
Иногда так же возникают и другие вопросы. Почему эти милые люди бросают мусор на эту удивительную неиспорченную землю прямо-таки рядом с оваа, субурганами и другими культовыми местами, к которым ты так долго стремился, и проехал более 10 тыс. км? И это вместо того, чтобы хоть раз грейдером пройтись на подъезде к ним?
Почему нужно запарывать последний УАЗик на подъеме в гору, топить его в разлившейся реке? Почему водитель берет с вас тройную цену за плату провоза к святому месту, шантажирует тем, что бросит посреди дикой местности, почему он не понимает никаких слов от скромного паломника, кроме ножа с лезвием 20 см, который демонстрируется ему в качестве пояснения, что его ждет в случае чинения препятствий адепту шаманизма на пути к месту поклонения?
Почему лама в удаленном горном монастыре утверждает, что иностранцев в него не пускают, хотя монастырь построен на иностранные, в том числе русские пожертвования? Почему он не понимает, что Бурхан Багш, Будда Шакьямуни, урожденный гражданин Индии, тот, кому собственно и посвящен храм – тоже иностранец в Монголии, и его тоже в монастырь не пускают, стало быть?
Почему постоянно сначала вам говорят одно, делают совсем другое, а сумма к оплате оказывается совсем в несколько раз третьей в результате. Я понимаю, что среди аборигенов дураков нет, а вот тупых гринго Великий Дух Маниту обязывает раздевать на любое количество баксов, имеющихся у них в бумажнике.
Почему только эти мудрые милые люди небесного происхождения забывают собственное правило – русского за «гринго» не считать?
Молодые, наверное, не слушают отцов, которые знают, кто им русские на самом деле. Не слушают настолько, что забывают даже, где, собственно, этот сравнительно недорогой автомобиль с весьма скромными требованиями к комфорту произведен.
В Монголии много всяких автомобилей, и с правым рулем, и с левым. Только «Буханка» проходит там, где остальные, комфортные, экономичные или совсем навороченные не проходят. Потому что цель определяет содержание дороги. На УАЗе путешествуют по делу. К святым местам, например, или к месту боевых действий за эти места.
Улан-Батор, конечно, культурная столица. Там асфальт. И высшей точкой этого города пока еще остается монумент советскому воину-освободителю на пару с Буддой Майтреей.
Улаанбаатар
Какой прекрасный город! Он чем-то сродни Саратову и множеству российских провинциальных городов. Та же растительность. Та же земля, выбивающаяся из-под растрескавшегося асфальта, как проявление невластности достижений современной цивилизации над естественной стихией бытия. Он также похож на древний тибетский монастырь и сверхсовременную азиатскую столицу, на творческий архитектурно-художественный эксперимент.
Город-новостройка множащихся в фавеллах окраин, где крыши проявляют жизнерадостные узоры, и город подземных гаражей в модных кварталах из стекла и бетона. В домах европланировки жители убирают стены внутри своих квартир, и их благоустройство, таким образом, становится архитектурным продолжением просторной юрты.
Простор и уют присутствуют в каждом из кварталов Улаанбаатара, заботливо прорисованных шаманскими «узлами бесконечности», которые лежат в основе монгольской традиционной эстетики. Скромность и изысканный вкус отличают создателей этого города, успевших позаботиться и о функциональных аспектах муниципального пространства, и том, чтобы стены домов украшали высокохудожественные граффити.
Город длинной истории, несущий в себе странное радостное спокойствие и звонкую энергию горно-степного темперамента, уверенно прыгающего в свое светлое «завтра». Коренные жители считают нормой опоздание на два-три часа. Не торопясь к бытовым стрелам, они успевают, похоже, к главному. К непрерывному ощущению того, что они «дома» в каждом из мгновений присутствия. Для иностранца это реальное ощущение «дома» подчеркивается вложенным в него кодом «на другой планете».
Надписи на заборах
Как известно, глас народа — Глас Божий. Трудно не согласиться с тем фактом, что внимание к горнему не может проявляться без внимания к дольнему.
Например, однажды схиигумен Санкаксарского монастыря, старец Иероним, отказался во время ремонта обители стирать граффити с ее стен. Будучи в советские времена помещением автоколонны, она терпеливо хранила на своих стенах многочисленные надписи «здесь был Вася» и великое множество ей аналогичных. Старец был против того, чтобы стирать реальные молитвы людей, выцарапанные гвоздем поверх древних фресок.
Сколько ни ходил я по Улаанбаатару и ни исследовал его заборов, было очень трудно найти аналогии традиционных для России трехбуквенных комбинаций. Такое ощущение, что в столице Монголии живут исключительно лауреаты государственных премий в области буддийской живописи и национальной культуры.
Продолжение – “Монголия буддийская глазами русского шамана“ на АРД.
Справка
Тарас Борисович Журба. Практикующий шаман и целитель, автор и ведущий семинаров по философии шаманизма, теории первоэлементов и астрологии Зурха, председатель религиозной группы шаманов «Кузунгу –Ээрен», Россия, Санкт-Петербург. Родился в 1971 году в Саратове. Выпускник Саратовского Государственного Университета, кандидат философских наук. Автор книг и статей о шаманизме, религиозном искусстве, духовных основах общественной безопасности. Автор фильма «Белый Дракон». Работал в Центре Политического Консалтинга при Президенте РФ, звонарем Свято-Троицкого Собора г.Саратова, креативным директором Творческого Объединения "3D FILM", специалист в области социальной рекламы и политического PR. Изучал различные духовные системы, в том числе на основе передач от Его Святейшества Далай-Ламы 14, Намкхая Норбу Ринпоче, Оле Нидала Ринпоче, Ело Тулку Ринпоче, православных старцев Николая Саратовского, Иоанна Угличского, Иеронима Санаксарского и других и других духовных мастеров. В 1997 году получил шаманское посвящение от Таш-оола Бууевича Кунга с духовным именем Черный Сокол. С этого времени по настоящее время занимается шаманской практикой и теорией шаманизма.
Фото: Кацура Манчжурская
В сюжете: Тарас ЖурбазапискиМонголиярусские в Монголиишаманизм в МонголиишаманУлаанбаатар