Чем лешие и русалки отличаются от монгольских духов местности
Тарас Журба, новый автор АРД – русский шаман, получивший посвящение от тувинского Учителя, и многое в мире видит особым взором. Однако одной из самых больших загадок в какой-то момент для него стала Монголия. Мы публикуем его записки о том, какой предстала пред этим особенным взором Страна Вечного Неба, когда шаман из России пытался разгадать её.
Продолжение. Начало – “Монгола не обманешь, или секреты длинной воли для русского шамана“ на АРД.
Убсуу-Нур
Озеро по праву называющееся морем. Соленая, прозрачная, зелено-голубая зеркальная водная гладь, теряющаяся в своей незаконченной дали. Убсуу-нур отражает собой величественный покой радостных небес, или вторит им пенящимися штормовыми, грозовыми волнами. Местные жители почитают это внутреннее море как священное. Образ этого озера, в котором отображаются сокровенные для каждого монгола представления о смысле бытия, очень чутко и решительно описал шаманский поэт Ганджуржав Батжавхлан в своей романтической притче.
Передаю своим текстом, близко к оригиналу. Трудно придумать более емкую и лаконичную историю «о самом главном».
«Однажды странствующий в паломничестве лама нашел на берегу озера Убсуу-Нур грудного ребенка, оставленного родителями. Он лежал один-одинешенек под открытым Небом. Он назвал его Тенгурва, что значит, Небесный. В монастыре его воспитывали и растили. Мальчик считал ламу учителем, Небо отцом, а озеро – своей матерью. Когда мальчик вырос, то попросил монахов научить его искусству ламы. Ему сказали, внимательно посмотрев в его глаза, что его религией будет искусство. Он стал художником.
Скоро он прославился как блестящий мастер танкописи, буддийской храмовой живописи. Однажды к нему пришел человек и заказал ему танку, пообещав хорошую плату за ожидаемый шедевр. Тэнгурва долго писал эту работу. Он не взял денег за нее. Заказчик удивился, когда вместо иконы он увидел картину моря Убсуу. В некотором изумлении он остановил Тэнгурва вопросом, танку какого божества он хотел таким образом изобразить. В ответ Тэнгурва сказал, что он хочет стать одной из волн озера, у которого он провел свою жизнь.
Когда к нему пришли люди на следующий день, то нашли только озеро, в котором отражалось Небо, и плавающие по нему листы бумаги с рисунками.
Духи благословенной земли
Степь. Гора. На ней стоит субурган, ступа, буддистская «антенна для связи с космосом», или шаманское Обо, того же предназначения. Иногда оба стоят рядом.
Вы выходите из УАЗика, чтобы совершить подношение просветленным и всем живым существам как потенциально просветленным, и вдруг Вы ощущаете в верхней части груди легкое, радостное и мощное трепетание. Это трепетание распространяется на все ваше тело, снимает усталость, выпрямляет сгорбленный от усталости позвоночник. Бытовая психосоматическая сутулость уступает место странной тревожно-спокойной радости.
Это потому, что дух этого перевала пришел выполнить свое любимое предназначение. Он пришел, чтобы у человека была возможность, опираясь на доброкачественное, конкретное переживание радости, распространить эту радость на все моменты жизни. Из этого состояния естественно искать восхождения к новым уровням внимательности к самому себе, к окружающему миру. Из этого состояния хочется молиться и благодарить Небо, из этого состояния хочется жить, искать в жизни новые смыслы, дерзать.
Небо присутствует на монгольской земле духами местности, которые с великой щедростью и вниманием окормляют всех ее обитателей и посетителей.
Они очень добры и искренни, легкие, ироничные, непредвзятые, мудрые, видят главное в том, что волнует человека. Очень бескорыстные, естественные, игривые. Очень легкие на подъем, лишенные всякого натужного пафоса, светлые, мужественные, открытые. Они живут спонтанно, и их спонтанность, понимаемая людьми, состоит в том, чтобы укрепить свою веру в «счастливый исход», в то ощущение, что «Бог — это можно», которое присутствует в каждой мысли, в пространстве между мыслями.
Они несут с собой легкость бытия. Эта легкость не в том смысле, чтобы выбрать себе крест полегче, а в том, чтобы реально тяжелую ношу видеть в оптике радостной невесомости бытия. Они очень ответственны и очень беззаботны. Они создают «климат», они создают этот благословенный оазис «Монголия», они создают наполненный ощущениями бесконечности фон бытия.
Стоит только подойти к Обо, как он уже у вас на плечах. Они презирают чертей и гоняют их со всей возможной искренностью, принимая для этого образы традиционных для Монголии воинов. Тем самым, мне кажется, они реализуют свою материнскую потребность в заботе о детях. Они очень любят людей, они понимают пределы своей сферы влияния и будут рады, если их подопечные превзойдут эту меру, воспринимая жизнь как урок. Иногда по-матерински балуют своих подопечных.
Обычно в России духи земли и воды, наги и сабдаги, «русалки и лешие», похожи на электрические флуктуации. Это своего рода иньская, отрицательная энергия, достаточно влиятельная, мощная и инертная, которая может приобретать различные виды в моральном смысле этого слова. Великодушие и трепетная деликатная забота, а также глумливо-игривая брутальность по ту сторону добра и зла.
Зачастую это — эгоистическое намерение восполнить свой отрицательный заряд энергии положительным, который свойствен человеку. Танец страстей имеет некоторую тенденцию к сценарию «оставайся, мальчик с нами, будешь нашим королем».
Со стороны «леших и русалок» принято быть начеку, неизвестно, чем может закончится контакт. То ли вылечат болезнь, клад откроют, дадут меч-кладенец, то ли утащут в пучину праздного ничегонеделания.
В Монголии я почувствовал какую-то естественность, восхищение реальностью как таковой, и почувствовал, что это простое переживание является подарком духов этой земли людям.
Монголы воспевают духов Семи Гор, наделяя их универсальными потенциями. Возможно, это — божества другого класса, нежели чем духи земли-воды, возможно, это тенгрии, и они на самом деле могут распространить свое могущество далеко за пределы конкретного территориального урочища. Не знаю, не видел. То, что видел, осталось в сердце как искренняя, не имеющая никакой формальной основы благодарность.
Спасибо вам, духи Монгольской земли. Ваш подаренный клад — это чувство радости. Кроплю вам по-братски тем, что есть.
Продолжение на АРД – “Русского в Монголии за "гринго" не считать?”.
Справка
Тарас Борисович Журба. Практикующий шаман и целитель, автор и ведущий семинаров по философии шаманизма, теории первоэлементов и астрологии Зурха, председатель религиозной группы шаманов «Кузунгу –Ээрен», Россия, Санкт-Петербург. Родился в 1971 году в Саратове. Выпускник Саратовского Государственного Университета, кандидат философских наук. Автор книг и статей о шаманизме, религиозном искусстве, духовных основах общественной безопасности. Автор фильма «Белый Дракон». Работал в Центре Политического Консалтинга при Президенте РФ, звонарем Свято-Троицкого Собора г.Саратова, креативным директором Творческого Объединения "3D FILM", специалист в области социальной рекламы и политического PR. Изучал различные духовные системы, в том числе на основе передач от Его Святейшества Далай-Ламы 14, Намкхая Норбу Ринпоче, Оле Нидала Ринпоче, Ело Тулку Ринпоче, православных старцев Николая Саратовского, Иоанна Угличского, Иеронима Санаксарского и других и других духовных мастеров. В 1997 году получил шаманское посвящение от Таш-оола Бууевича Кунга с духовным именем Черный Сокол. С этого времени по настоящее время занимается шаманской практикой и теорией шаманизма.
Фото: Кацура Манчжурская
Источник: mesoeurasia.org
В сюжете: Тарас ЖурбамонголыМонголияшаманпутешествие в Монголиюсабдагрусалкидухи местностидухи