Монголия буддийская глазами русского шамана
Тарас Журба, новый автор АРД – русский шаман, получивший посвящение от тувинского Учителя, и многое в мире видит особым взором. Однако одной из самых больших загадок в какой-то момент для него стала Монголия. Мы публикуем его записки о том, какой предстала пред этим особенным взором Страна Вечного Неба, когда шаман из России пытался разгадать её.
Продолжение.
Начало – “Монгола не обманешь, или секреты длинной воли для русского шамана“, “Чем лешие и русалки отличаются от монгольских духов местности” и “Русского в Монголии за "гринго" не считать? на АРД.
Искусство как религия
Жил да был однажды в средневековой Монголии Дзанабадзар. Его избрали высшим сановником в буддийской традиции гелуг. Лама, украшенный множеством духовных достоинств, свидетельствующих о его предыдущих выдающихся перерождениях. Вдруг влюбился он в одну земную женщину, и покой совсем потерял.
Все ламы были в шоке и растерянности. Разве может священнослужитель так пристрастно относится к миражам сансары? Разве можно так держаться за женскую юбку, когда нужно подавать пример отрешенности? А Дзанабадзар никого не слушал. И все мысли его были о своей любимой. Но вот покинула она его насовсем. И оставшийся в опале среди своих коллег, и брошенный роковой страстью, Дзанабадзар ищет образ своей любимой в скульптуре.
Дзанаба́дзар (монг. Гомбодоржийн Занабазар, тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ — ye shes rdo rje; 1635 25-е 9 лун. мес. — 1723 14-е 1 лун. мес.) — первый монгольский Богдо-гэгэн, правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин; выдающийся скульптор, основатель монгольской портретной живописи, изобретатель письма соёмбо.
Бронзовое литье, мастером которого он становится, в его руках превращается в священнодействие. Монахи опять в недоумении. Главное же в храме – не образы божеств, которые там изображаются, а дисциплина преданного ума того человека, который на них взирает, чтобы усмирять страсти.
Икона или храмовая скульптура должна намекать лишь на некоторые атрибуты Божества, в первую очередь, на его сострадание ко всему живому, и на его пустотную нетварную природу. Она не должна быть слишком красивой и отвлекать практика медитации от состояния непрерывной требовательной бдительности. Как же можно путать прикладные ремесла и медитацию?!
Мало того что бабник, еще и идолопоклонец! Махнули рукой совсем на Дзанабадзара.
А потом пригляделись внимательнее к его храмовым миниатюрам – и обомлели. Будды – как живые, если их кто-то и видел воочию. Среди всех образов выделяется Богиня Тара, которую Дзанабадзар ваяет вновь и вновь. И увидели они однажды, что скульптура ее иногда и в самом деле оживает. Догадались они тогда. Та женщина, в которую Дзанабадзар был влюблен, и была сама богиня милосердия, приходившая в мир людей.
Таким образом, стал этот скульптор создателем канона духовного монгольского искусства. Неудивительно, что ему удалось создать канон, включая стилистические правила, определенную систему выразительных средств, рождающих тонкое и определенное переживание. Этот художник изображал то, чему обычно поклоняются умозрительно и предположительно, — «с натуры».
Созерцая светоносную пустотную Природу Реальности, как свою единственную привязанность, он получил от нее вполне конкретный и понятный по-человечески дар «взаимной любви». С тех пор, как принято считать, Дзанабадзар перерождается вновь и вновь как Богдо-гэгэн, живое воплощение Будды, духовный наставник всех монголов.
Белая Тара работы Дзанабадзара.
Музей монгольского искусства Дзанабадзара в Улаанбаатаре полон удивительных артефактов, собранных из различных монастырей Монголии. Сокровищница содержит храмовую живопись и скульптуру, атрибутику, ритуальные предметы и одежду.
Поражая своей красотой, эти предметы распространяют вокруг себя мощный фон невещественного присутствия мистической силы.
Эта сила, распространяющаяся от древних реликвий, пропитывает каждого, кто к ней прикасается. Священный трепет и деликатное переживание радости пропитывают каждый уголок сердца всякого посетителя.
Мекка астрологов
Улаанбаатар является центром дефицитного в других районах земного шара знания — астрологической системы «Зурхай». Эта система представляет собой разветвленную философскую доктрину, которая охватывает множество уровней человеческого быта, вплетенного в величественные тайны мироздания. Она так же известна в Калмыкии, Бурятии, Тыве и в Тибете.
Ламы преподают эту систему, основываясь на тексте «Калачакра тантра раджи», шаманы изучают ее, основываясь на наблюдениях за миром.
Одним из наиболее известных зурхачей является профессор Монгольского народного Университета Лхасрангийн Тэрбиш, корифей академической школы. В качестве его оппонента выступает астролог Намсрай, выдвигающий альтернативные интерпретации этой науки.
В Улаанбаатаре очень много лам-астрологов, дающих консультации по «Зурхай». Некоторые из них считают, что Зурхай — это закрытое знание, существующее исключительно в пределах монастырских библиотек.
Некоторые, как наш коллега, лама Энхболд Диваа, астрологическим расчетам которого мы отдаем безусловный приоритет, понимают открытый статус этого знания.
Лама Энхболд, духовное имя которого означает «Мирное Железо», исповедует возможность диалога различных линий передачи духовного знания в поисках практической пользы для конкретных людей.
Следование тысячелетним традициям в этом ключе предполагает активную исследовательскую позицию в большей степени, нежели сухое воспроизводство архивных манускриптов.
Небеса Радости
Так называется главный монгольский монастырь – по-тибетски «Гандан». В действительности, это целый храмовый комплекс, организующий несколько дацанов, вмещающих в себе тысячи монахов и приезжих братьев по разуму.
Центральную часть этого комплекса венчает совершенно удивительный памятник духовной архитектуры, или, правильнее сказать, объект религиозного поклонения. Это ноги Будды. Как известно, одно из обращений к Будде Шакьямуни - «так пришедший», Татхагата – то есть тот, кто не испачкался, проходя через мир его дольним прахом. Гигантские стопы Шакьямуни в монастыре Гандан — удивительный культурный артефакт, который посредством демонстрации проявленной материальной формы указует на определенное невещественное содержание.
Абсолютно гениальный памятник ногам Победоносного в вопросах формы и содержания. Будда — это такой большой великан, который не умещается в трехмерное пространство как таковое, только намек его. И свидетельство его бесконечной мудрости и милосердной чистоты — это потертое множеством поколений людей золото человеческой веры.
Прикоснувшись к этим безразмерно большим золотым стопам, любое эго чувствует себя безраздельно маленьким, любые страсти и страдания неактуальными, и любая душа поет бесконечно защищенной и свободной.
Спасибо тебе, Добрый Великан с ногами, которые никогда не пачкаются! Пусть деяния победоносных преумножаются и наполняют миры благополучием! Пусть и все обитатели миров отстирают наконец-то свои носки, и их место жительство станет Небесами Радости!
Продолжение – Шаманы Монголии не склонны к шарлатанству на АРД.
Справка
Тарас Борисович Журба. Практикующий шаман и целитель, автор и ведущий семинаров по философии шаманизма, теории первоэлементов и астрологии Зурха, председатель религиозной группы шаманов «Кузунгу –Ээрен», Россия, Санкт-Петербург. Родился в 1971 году в Саратове. Выпускник Саратовского Государственного Университета, кандидат философских наук. Автор книг и статей о шаманизме, религиозном искусстве, духовных основах общественной безопасности. Автор фильма «Белый Дракон». Работал в Центре Политического Консалтинга при Президенте РФ, звонарем Свято-Троицкого Собора г.Саратова, креативным директором Творческого Объединения "3D FILM", специалист в области социальной рекламы и политического PR. Изучал различные духовные системы, в том числе на основе передач от Его Святейшества Далай-Ламы 14, Намкхая Норбу Ринпоче, Оле Нидала Ринпоче, Ело Тулку Ринпоче, православных старцев Николая Саратовского, Иоанна Угличского, Иеронима Санаксарского и других и других духовных мастеров. В 1997 году получил шаманское посвящение от Таш-оола Бууевича Кунга с духовным именем Черный Сокол. С этого времени по настоящее время занимается шаманской практикой и теорией шаманизма.
Фото: Кацура Манчжурская
В сюжете: Тарас Журбашаманрусский шаманрусские в Монголиибуддизм в МонголииЗанабазарДзанабадзарУлаанбаатарГанданГандантэгченлин