Железная логика буддистов
О своем посещении одного из знаменитых диспутов монастыря Сера в Индии, давшей начало потрясающего феномена в буддизме, рассказывают корреспонденты журнала "Рис и мускатный орех". Они дают свой ответ на вопрос: почему никто не спорит с Далай Ламой.
Зайдя во внутренний дворик монастыря Сера, мы застыли в недоумении: здесь стоял шум и гам, десятки монахов кричали друг на друга и хлопали руками . Мы видели такое впервые. Постояли, помолчали. Зашли в храм, где сидел монах и читал себе под нос тибетские тексты, стуча в большой барабан. Моя подруга, говорившая по-китайски, спросила, что означают те крики на улице. Монах захохотал и ответил: «Мы, буддийские монахи, ведем очень тихий образ жизни, поэтому иногда нам хочется покричать». Мы поулыбались, понимая, что над нами шутят, и отравились дальше, так и не найдя ответ.
Только на территории Индии мы узнали, что споры монахов называются «дебаты» и проходят уже не первую тысячу лет. Они возникли еще до нашей эры и известны нам по Древней Греции, трудам Сократа и риторике. В Индии дебаты были не менее популярны: мудрецы из разных школ встречались на «поле боя», отстаивая свои убеждения и пытаясь победить оппонента. Буддизм появился в Тибете благодаря дебатам. В VIII веке н.э. в монастыре Самье состоялись дебаты между индийскими и китайскими буддистами – тибетский правитель выбирал религию для своего народа. Индийские учителя одержали победу, и в Тибет пришел буддизм в индийской традиции, который уже потом впитал в себя религию Бон, существовавшую здесь до этого.
По легенде, когда-то давно в Тибете два монаха участвовали в дебатах. Они заспорили, забыв обо всех правилах и дав волю эмоциям, так что один монах ударил другого, и тот упал замертво.
Буддистское монашеское образование подразумевает заучивание текстов, выполнение несложных ритуалов и служение в храме. После успешного прохождения всех ступеней «высшего образования» (около десяти лет), монах получает степень геше , которая приравнивается к доктору наук. Монахи изучают философию и заучивают наизусть сложнейшие тексты. Для закрепления этих знаний и служат дебаты, которые построены на законах логики. Монахи начинают спорить на простые темы, оспаривая такие очевидные утверждения, как «кирпич красный». Постепенно они идут все глубже и глубже, подвергая сомнению не только окружающую действительность, но и само учение Будды, как он сам и говорил: «Не верьте моим словам, но проверяйте их».
Дебаты практикуют группами. Один монах сидит, второй задает ему вопросы, остальные слушают. Потом задающих вопросы монахов становится трое. Иногда кто-то из окружающих выскакивает в центр, выкрикивает свои вопросы и оспаривает сказанное остальными. После каждого вопроса один из монахов топает ногой и хлопает в ладоши, а в конце сессии вся группа выкрикивает вместе одно слово. Потом участники расходятся, шумно переговариваясь, вспоминая лучшие моменты дебатов, и только что спорившие, орущие друг на друга, они идут бок обок, весело смеются и шутят.
Мой друг-монах рассказывал, что после занятий они приходят к своему учителю, куратору группы. Многие из участников дебатов чувствуют смятение, так как то, что еще утром казалось понятным, становится перевернутым с ног на голову. Тогда учитель помогает восстановить понимание предмета и выйти из ступора, находя логические ошибки, подкрепляя верное знание примерами из текстов.
«Но в итоге, – сказал мне монах, – ты все равно уходишь к себе и много думаешь, споришь сам с собой, пока не приходишь к какому-то пониманию вещей, которое все равно изменится через год».
С буддийскими монахами бесполезно спорить. У них, что называется, железная логика. Если вы послушаете учения буддийских учителей, таких как Далай-лама XIV, то услышите, как четко они выстраивают свои выступления, как точно ведут линию повествования. Ум простого мирянина, если тот ввязывается в спор, с непривычки быстро устает, задавленный аргументами.
Справка
Сэра́ или Сера́ (тиб. སེ་ར) — монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Сера был одним из трёх государственных монастырей. Монастырь Сэра был основан в 1414 учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. Ранее в монастыре находилось более пяти тысяч монахов. Сейчас монастырь продолжает функционировать, в нём проживает более сотни монахов, монастырь также является музеем, который посещают многочисленные туристы. Регулярно монахи проводят оживлённые философские диспуты.В Индии тибетские беженцы организовали новый университет-монастырь Сэра в Байлакуппе около Майсура. Так как никто из тантрического факультета Нгагпа-Дацана не пережил китайского вторжения, в Индии имеются только два факультета — Сэра Мэй и Сэра Чже. Как правило, именно в Сэра направляют китайцев, европейцев и американцев, желающих стать тибетскими монахами (тогда как выходцы из России и Монголии направляются в Дрепунг).