Наши студенты – наша забота
11 марта в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии в очередной раз принимали школьников из Булганского аймака Монголии.
Это участники традиционной экскурсии по вузу, которые заинтересованы в получении российского образования. «В нашей академии мы с удовольствием продемонстрировали специализированную аудиторию цифровизации сельского и лесного хозяйства, где ребята ознакомились с агродронами, VR-очками и другими цифровыми технологиями, применяемыми в сельском хозяйстве».
Об опыте работы со школьниками, абитуриентами и студентами из Монголии АРД рассказала проректор по научно-исследовательской работе и международным связям БГСХА Ольга Алтаева. Также она поделилась планами академии по работе с фермерами и сельхозпредприятиями.
- Каким образом БГСХА привлекает монгольских абитуриентов?
- Все-таки специфика нашего ВУЗа – это сельское хозяйство. И если раньше мы проводили профориентацию в Улан-Баторе, то мы впоследствии поняли, что это не совсем эффективно и привлечь большое количество студентов нам в городе не удастся. Наше – это все-таки территория страны, монгольские аймаки, там есть желающие заниматься сельским хозяйством и понимающие необходимость профильных знаний. Поэтому мы заезжаем в приграничные аймаки – Булаганский, Селенгинский, и едем дальше, рассказываем и, самое главное, находим отклик. Но при этом обязательно участвуем в образовательных выставках, проводимых Россотрудничеством (РЦНК, Русский дом) в Улан-Баторе. Этой весной планируем выехать с мастер-классами, продемонстрировать наглядно профессии, которым мы обучаем. В целом монгольские школьники заинтересованы в обучении в России. Для них Россия – это неизведанная страна, которая расположена близко, но в тоже время так далеко.
При этом, не буду скрывать, учителя из монгольских школ жалуются на плохое информирование о возможностях обучения. Но отзывы уже в процессе обучения самые положительные, хорошие условия проживания, близость к дому, удобный кампус, возможности для раскрытия творческого и спортивного потенциала у студентов – все это в совокупности дает результат. Поэтому мы делаем упор именно на расширение связей и повышение информирования об условиях обучения у нас среди монгольских школьников.
- В том числе о квоте, которую предоставляет Россия для монгольских абитуриентов?
- Да, Россотрудничество предоставляет достаточно большие квоты – от 18 до 50 мест в вузе. Но на деле мы столкнулись с проблемой – школы разбросаны, в отдаленных селах не всегда стабильный интернет. А перечень документов, которые необходимо собрать кандидату на получение квоты, достаточно большой, и не все школьники могут справиться с их загрузкой на сайт Россотрудничества. Или, например, многие не знают, что для учебы в России необходим загранпаспорт. Поэтому мы приняли решение, что во время своих визитов в монгольские школы будем не только представлять академию и возможности обучения, но и помогать в оформлении документов.
- Я знаю, что вы также проводите экскурсии для монгольских выпускников
- Активно это направление мы стали развивать в последние два года. Хотя школьники приезжали к нам и раньше, но в их программе были все вузы Бурятии, то есть визиты были достаточно скоротечными и поверхностными. Теперь мы договариваемся заранее (и та сторона тоже в этом заинтересована), что нужно посмотреть в академии: если мы хотим привлекать студентов мы должны показать как наши студенты живут, как они учатся, какие у нас специализированные классы и лаборатории, показать как налажены быт и отдых студентов, показываем обязательно общежитие. Кстати студенты из Монголии у нас живут бесплатно.
- Сколько студентов из Монголии сегодня учатся в академии?
- Если смотреть в разрезе иностранцев, то самое большое количество студентов именно из Монголии – 26 человек обучается по программам высшего образования, а также изучают русский язык в институте непрерывного образования. Основное большинство выбрали факультет ветеринарной медицины. Кроме того, в прошлом году мы заключили с администрацией Булганского аймака о целевом обучении по направлению «Ветеринария», по этому соглашению 8 ребят обучаются на очной форме. Могу отметить, что это очень востребованная специальность в Монголии. Также в последнее время большой запрос на агрономов. Есть несколько студентов которые изучают русский язык как иностранный, они хотят знать русский язык, планируют в дальнейшем получить гражданство Российской Федерации. Отмечу, что в академии фиксированная стоимость за обучение для всех граждан Монголии – 45 000 рублей в год.
Наши монгольские студенты хорошо себя зарекомендовали. Они участвуют во всех мероприятиях вуза и показывают очень хорошие результаты: очень хорошо поют, обладают театральными способностями, активно принимают участие в фестивале «Студенческая весна». В 2023-м году студент академии из Монголии Найрамдал Баттулга завоевал звание «Лучший иностранный студент аграрных вузов Российской Федерации» на международном молодежном форуме студенческого актива #АгроГрад в Кубанском ГАУ (г. Краснодар), а также взял номинацию «Творческая личность-2023». Он поет в ансамбле «Алтан Булаг». Это пример хорошей адаптации для будущих наших студентов.
Не скрою, основная сложность – адаптация студентов, в том числе в изучении русского языка. Академия ведет работу с иностранными студентами для ускорения адаптации, знакомства со студентами из других стран, вовлечения их в культурную и спортивную жизнь. Международный отдел активно проводит мероприятия для сплочения, организует чаепития, совместные походы на каток, в музей. И самое главное, мы не делим студентов, наоборот, максимально погружаем в среду, даем возможность взаимодействия с другими студентами. И в итоге наши студенты впоследствии уже работают волонтерами, когда мы встречаем делегации из Монголии - они берут на себя роль гидов, переводчиков, рассказывают об академии.
- Какие программы обмена и стажировок предлагаются для студентов из Монголии? И для ваших студентов в Монголии?
-У нас сейчас действуют 2 программы сетевого формата для студентов из Монголии. В этом году планируется расширить действие программ и для студентов из России, по направлениям подготовки «Зоотехния: частная зоотехния и технология производства продукции животноводства»; «Пищевая безопасность, производство и переработка животноводческой продукции» и «Лесное дело: Экосистемные услуги на особо охраняемых природных территориях» с МАУ (Монгольским сельскохозяйственным университетом (ныне – университет естественных наук или аграрный университет).
- Насколько тяжело конкурировать с другими российскими вузами?
- В современном мире у ВУЗов огромная конкуренция за абитуриента, в Монголии с нами конкурируют не только монгольские и российские ВУЗы, но и ВУЗы США и Европы. Конечно, конкуренции есть, она была и, наверное, будет всегда. Но ведь исходит она из того, как каждый ВУЗ будет себя позиционировать, заявлять о себе. И если говорить, что мы не можем конкурировать с западными вузами, мало что изменится. Нужно всё-таки что-то менять у себя - создавать условия для студентов. И тогда студенты понимают, что ближе есть точно такие же условия как в центральной Сибири или в центральных регионах России, то многие выбирают возможность жить и учится ближе к дому. Конечно, рядом с нами есть Иркутский аграрный университет, который пользуется большой популярностью среди монгольских студентов потому что когда они выезжают в Иркутск, как будто попадают в другую немного жизнь, где всё отличается. Но и мы показываем, Бурятия - это стык культуры, у нас есть Иволгинский дацан, Одигитриевский собор, старообрядчество и традиции буддизма. У нас можно увидеть всё. Кроме того, при принятии решения учитываются и финансовые возможности, и если у студента из Улан-Батора есть возможность поступать в вузы центральных регионах России, то студенты из аймаков будут рассматривать близлежащие регионы. А наличие иностранных обучающихся является большим имиджевым и аккредитационным показателем для университета.
- Какова история сотрудничества БГСХА с вузами Монголии?
- История сотрудничества Академии с вузами Монголии уходит корнями к советскому времени, когда еще академия представляла собой сельхозинститут, активное взаимодействие налажено с Монгольским сельскохозяйственным университетом (ныне – университет естественных наук или аграрный университет, МАУ). В 2001 г. был заключен первый договор, который предусматривал создание на базе Академии краткосрочной ознакомительной стажировки для монгольских студентов и преподавателей, командировании преподавателей академии и МСХУ для чтения лекций по спецкурсам, проведение совместных научных исследований, конференций и т.д. В настоящий момент с МАУ у нас действует 2 сетевых образовательных программы по направлениям подготовки «Зоотехния» и «Лесное дело».
Помимо МАУ действующие соглашения о сотрудничестве подписаны также с:
- Финансово-Экономическим университетом;
- Монгольским национальным университетом экономики;
- политехническим колледжем «Зуунхараа»;
- согласовывается договор о сотрудничестве с Монгольским национальным университетом.
- Какие проекты и исследования были проведены в рамках этого сотрудничества?
- Одним из последних значимых проектов, совместно реализуемых был проект LEATHUB (Кожевенный хаб), (МАУ и академия входили в консорциум из 13 вузов из 8 стран (Россия, Монголия, Турция, Греция, Италия, Румыния, Польша, Литва)). Проект, в который также входил и ВСГУТУ, по созданию четырех учебных и инновационных центров в четырех университетах России и Монголии, которые предоставляют услуги по обучению сотрудников для кожевенных предприятий, поддерживают разработку и реализацию университетских услуг по исследованиям и разработкам в соответствии с конкретными задачами и нуждами компаний, а также реализуют исследования по использованию экологически чистых технологий кожевенного сырья и переработки коллагенсодержащих отходов. Созданные центры направлены на решение проблем, которые остро стоят перед кожевенным сообществом ЕС, России и Монголии. Объем финансирования в 2022 г. составил порядка 13 млн рублей.
Мы планируем расширять список сетевых программ по разным направлениям подготовки, а также создание программы подготовки по русскому языку и программ стажировок по совместным приоритетным научным исследованиям. Также запланировано участие в мероприятиях от Россотрудничества, ознакомительные поездки в Булганский, Южно-Гобийский аймаки, с целью заключения соглашений, организация набора по квоте в Селенгинском, Булганском и других аймаках. Расширение взаимодействия по программам обмена студентами и стажировок НПР. Совместные научные исследования по приоритетным темам научно-исследовательских работ с научно-педагогическими работниками монгольских вузов.
Сотрудничество у нас в основном проходит всё-таки в области образовательных услуг, но мы надеемся, что это когда-то перейдёт в научно-исследовательскую деятельность. Научно-исследовательская деятельность сложнее. Если для образования можно открыть программы, проводить обмен студентами, стажировки и так далее. И это распространено во всех вузах. То наука предполагает более специфическое сотрудничество, которое больше завязано на профессорско-преподавательском составе. И важную роль играет не только знание языка, сколько именно профессионализм и совпадение интересов в приоритетных научных исследованиях. Если у нас эти интересы совпадают, то мы готовы сотрудничать. Но здесь возникает необходимость разработки программы мобильности наших преподавателей, мы должны согласовать ее с другим вузом, должны найти точки соприкосновения – что делается у нас в наших лабораториях, что делается там. И очень важная составляющая – пересечение границ: в связи с требованиями экспортного контроля мы не все объекты можем перевозить. Но в любом случае имеется взаимодействие в рамках научных интересов на конференциях, симпозиумах. Мы конечно выходили на монгольскую сторону они заинтересованы и в исследованиях по органическому сельскому хозяйству, растениеводству, ветеринарии.
- В связи с программой миллиард деревьев был какой-то запрос?
- Академия по просьбе министерства сельского хозяйства Бурятии активно участвовала в проекте – при кафедре лесного дела у нас имеется питомник, мы вывозили свои саженцы и получили хорошие отклики. После этого к нам пошли запросы на реализацию саженцев. Считаю, что это очень хорошая программа и мы будем продолжать в ней участвовать, причем не только в реализации саженцев и их выращивании, но и в рамках исследований почв, приживаемости тех или иных пород. Мы всё-таки находимся в одинаковых условиях, климатические и почвенные условия в некоторых районах совпадают полностью и, в принципе, можно составлять более локальные адаптированные программы и для Бурятии и для Монголии.
- Сегодня монголы все больше интересуются подсобным хозяйством, учатся вести огороды…
- Этот запрос актуален как в Монголии, так и у нас в Бурятии. И конечно, для того чтобы заниматься сельским хозяйством необходимо иметь навыки, знания для того чтобы понимать как и что выращивать. Нужно знать почву, на которой хотите выращивать, понимать климат и знать где приобрести семена, а главное все это сопоставлять - очень много аспектов, которые необходимо знать начинающему фермеру для того, чтобы встать на ноги. И я думаю бурятская сельскохозяйственная академия и монгольские ВУЗы могут помочь всем кто нуждается в этих знаниях. Например, фермеры могут обучатся у нас в институте непрерывного образования. Кроме того, мы готовы проводить дополнительные курсы для людей.
Фото: пресс-служба БГСХА
В сюжете: БурятиястудентыобразованиеБГСХАМонголия