Китай – теперь «указ» для Монголии?
Узкая колея или широкая? При всей, на первый взгляд, "специальности" этого вопроса, ответ на него для Монголии означает не только её экономическое будущее - благополучное или не очень. Но и в плане геополитическом определяет: "с кем" Монголия окажется завтра "в одной лодке". Монгольский автор АРД Наран Баатар анализирует, что стало причиной решения Великого Хурала о железных дорогах на протяжении нескольких лет бывших "яблоком раздора" для властных структур этой страны.
На фоне горячих политических событий в Монголии – начиная с «набега» экс-президента Н.Энхбаяра из Южной Кореи, последовавшей за тем «раздробленностью» правящей Демпартии, заканчивая провокационным якобы «антикитайским» СМС-сообщением с номеров депутатов ВГХ тысячам граждан – парламент страны проголосовал за принятие реализации государственной политики в области железнопорожного транспорта.
Как ранее сообщал АРД, 24-го октября на заседании ВГХ после третьего чтения был утвержден проект постановления «О принятии некоторых мер по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта». Большинством голосов (84%) депутаты действительно приняли закон в пользу «узкоколейки» с некоторыми поправками. В частности, это означает, что узкоколейные (1 435 мм) железные дороги будут построены в двух направлениях – Тавантолгой-Гашуунсухайт и Хоот-Бичигт, а широколейные (1 520 мм) в трёх – Тавантолгой-Сайншанд, Баруун-Урт – Хоот – Чойбалсан, и Хоот – Номрог.
Таким образом, нынешный парламент Монголии поставил точку в длительном споре о выборе российских или китайских стандартов в постройке новых железных дорог, соединяющих стратегические месторождения, будушие промышленные центры и пограничные пункты.
Вкратце можно сказать, что, согласно новопринятому решению, российские стандарты, которые используются в УБЖД с самого начала, выграли только в «длине», а не в геополитической стратегии. Это значит, что стратегические месторожения меди, золота, угля и нефти Оюу толгой, Таван толгой и Тамсаг, которые считаются надеждой и опорой развития Монголии на ближайшие годы, будут соединены с китайскими пограничными пунктами их же стандартами железной дороги, что противоречит «Комплексной политике национального развития» от 2008 года, где указано, что «...внутренная сеть железных дорог будет реализоваться единым стандартом» (т.е. ширококолейный стандарт – авт.).
Спор, продолжавшийся между крупными политическими группировками Монголии как минимум в последние пять лет, закончился как ни странно – тихонько и туманно.
На пике разногласий по этому поводу выбор стандартов данных железных дорог считался вопросом национальной безопасности и предпочтения той или иной геополитической стратегии. И, соответственно, разделились видные политики не по партийным идеологиям, а на пророссийские и прокитайские позиции. В конце предыдушего созыва ВГХ с 2008 по 2012 год этот вопрос становился чуть ли не индикатором определения “кто за кого” (за сближение с Россией – по широкой колее, или с Китаем – по узкоколейке).
Парадоксальность недавнего решения в том, что года четыре назад данная проблема стояла совсем иначе, можно сказать, даже наоборот. Тогда же сторонников узкоколейных железных дорог было мало, и они настаивали на том, чтобы рассмотреть вариант узкоколейных железных дорог в силу экономической выгодности. То есть, при транспортировке экспортного сырья из Монголии в Китай из-за широкой колеи государство будет платить плюс три доллара США за тонну продуктов при перегрузке товара на границе.
Изначально разногласие по поводу варианта узкоколейки публично возникало между президентом Ц.Элбэгдоржем и тогдашным премьером С.Батболдом еще в 2009 году. Тогда новоизбранный президент вместе с главой РФ Д.Медведевым подписали «Концепцию развития стратегического партнерства», где черным на белом указано «стороны договорились о развитии монгольских железных дорог по стандарту широких колеек». Что и нашло свое место в «Национальной политике развития железнодорожного транспорта», принятой ВГХ в 2010 году.
Тогда, в свою очередь, С.Батболд публично намекал на стратегическую зависимость страны от России и невыгодность ширококолейных железных дорог на границе с Китаем.
Однако в дальнейшем появились явные сторонники ширококолейных железных дорог – министр транспорта и дороги А.Гансүх и недавно добровольно ушедший с поста министра сельского хозяйства и промышленности депутат ВГХ Х.Баттулга.
Хотя во время принятия основного документа развития железных дорог в 2010 году сторонники ширококолейки и выиграли, долгий спор и разногласие дали о себе знать. И, в конце концов, «компромисс» сделал монгольские железные дороги разными.
Согласно принятому 24-го октября ВГХ проекту постановления «О принятии некоторых мер по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта» узко- и широколейные железные дороги пролягут через Монголию следующим образом. Обозначены жирным зеленые – существующие в Монголии ширококолейные железные дороги. Жирным синие – планируемые ширококолейные. Оранжевые - планируемые узкоколейные железные дороги. Фото автора.
А последователями и защитниками идеи узкоколейных железных дорог в эти годы выступали такие политические лидеры Монголии как бывший премьер-министр М.Энхсайхан, действующий ныне глава правительства Н.Алтанхуяг, а также члены парламента Д.Гарамгайбаатар, С.Бямбацогт и М.Энх-Амгалан. Как видно, здесь не имеет значения партийная принадлежность.
На прошедшем 24-го октября заседании ВГХ, к удивлению экспертов и журналистов, большинство присутствующих членов парламента (84 процента) «тихо» проголсовали за утверждение узкоколейных железных дорог в двух стратегических маршрутах – в пользу позиции правительства Н.Алтанхуяга.
Некогда казавшаяся «сомнительной и оппозиционной» идея узкоколеек уже нашла реализацию в политике правительства Монголии. Сильно растроенны этим решением остались “Женко” Х.Баттулга и независимый депутат Ц.Даваасурэн, которые раскритиковали действия правительства с позиций национальной безопасности и развития промышленности страны.
Х.Баттулга, который многократно выступал за ширококолейные железные дороги, оказался в конце концов практически в одиночестве, и на рещающем заседании ВГХ попытался хотя бы отложить вопрос на определенный срок. Хотя бы по той причине, что сейчас в правительстве нет министра, отвечающего за развитие транспорта.
Вне стен парламента также горячо дискутируют о стандартах железных дорог. Те, кто считает выбор стандарта новых железных дорог геополитическим решением – высказываются в пользу широкой колеи. А те, кто главным критерием считает экономический – на стороне нынешнего правительства.
Сторонники узкоколейных железных дорог выграли, в итоге, благодаря критике противников за бездействие и «тормоз» в развитии экономики. В частности, речь идет о строительстве стратегических объектов, которое должно было начаться еще в прошлом году.
Согласно плану мега-проекта развития «Новые железные дороги», в общей сложности будут построены около 1900 км железных дорог. Из них дороги, соединяющие стратегические месторождения с «выходом» на рынок (т.е. в Китай – авт.), должны эксплуатироваться к 2016 году.
Итак, мега-проект развития Монголии с новыми железнымим дорогами, как заявляет правительство Н.Алтанхуяга, сохранили выгоду с точки зрения экономии и экологии. Противники же активно винят правительство в «продаже» национальной безопасности ради «экономии трех долларов на тонну экспортного сырья».
Так или иначе, решение принято, продолжение следует...
Напоследок лишь резюмируем, как обозначают свою позицию каждый из значимых фигурантов в этом деле.
Президент Ц.Элбэгдорж:
Фото retina.news.mail.ru
Изначально разногласие по поводу варианта узкоколейки публично возникало между президентом Ц.Элбэгдоржем и тогдашным премьером С.Батболдом еще в 2009 году. Тогда новоизбранный президент вместе с главой РФ Д.Медведевым подписали “Концепцию развития стратегического партнерства”, где черным на белом указано “стороны договорились о развитии монгольских железных дорог по стандарту широких колеек”, что нашло свое место в “Национальной политике развития железнодорожного транспорта”, принятой ВГХ в 2010 году.
Но окончательно позиция президента Ц.Элбэгдоржа по стандарту планируемых железных дорог стала известна публике в июне 2014 года, когда он вызвал к себе министра сельского хозяйства и промышленности Х.Баттулга. Тогда как раз разгорелся скандал по поводу высказываний министра Х.Баттулги в телепрограмме «100 важных тем», где он раскритиковал правительство за недееспособность и склонности принимать китайскую сторону.
Х.Баттулга совсем недавно в интервью на АРД высказывал свои опасения тем, что «Монголия хочет навсегда остаться экспортером сырья?» вновь рассказывая о проблеме железных дорог. Фото info.mn
Во время встречи Ц.Элбэгдорж выразил свое недовольство вызказываниями Х.Баттулги и раскритиковал его самого в бездействии и намеренном искажении положения дел. Обращаясь к министру он заявил: «Монголия имеет свою политику по железным дорогам. Не надо показывать будто ее нет. Это ты сам виноват, что еще идут работы по постройке промышленных центоров и новых железных дорог. Мы будем поставлять экспортное сырьё через Китай в третьи страны, а не в Китай, как ты говоришь.
На чью территорию будем экспортировать – того и будет стандарт».
А.Гансүх. Экс-министр транспорта и дороги:
Фото gereg.mn.
Из интервью в журнале Mongolian mining journal, март 2013 года:
«Споры по стандарту новых железных дорог завершились еще в 2010 году. Все дороги будут ширококолейными. Это не личная моя позиция. Это позиция правительства, которая одобрена Советом национальной безопасности и утверждена ВГХ».
М.Энхсайхан. Экс премьер-министр, бывший председатель госкомпании “Монгольские железные дороги”:
Он впервые официально предложил правительству построить линию “Тавантолгой - Гашуун сухайт” узколколейной:
Фото gereg.mn.
Интервью от февраля 2013 года:
«Узкоколейные железные дороги – это международный стандарт. Он выгоднее по всем пунктам: с точки зрения технологии, экологии, экономики и рабочего потенциала. Мы стали зависимы не от горной промышленности, а от железных дорог».
Фото: Верхнее фото: mongolnow.com
В сюжете: депутаты Великого ХуралаВГХжелезные дорогижелезные дороги в Монголиистратегиягеополитикаэкономика