Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
30 октября 2014 21471

Китай – теперь «указ» для Монголии?

Автор: Наран Баатар

Узкая колея или широкая? При всей, на первый взгляд, "специальности" этого вопроса, ответ на него для Монголии означает не только её экономическое будущее - благополучное или не очень. Но и в плане геополитическом определяет: "с кем" Монголия окажется завтра "в одной лодке". Монгольский автор АРД Наран Баатар анализирует, что стало причиной решения Великого Хурала о железных дорогах на протяжении нескольких лет бывших "яблоком раздора" для властных структур этой страны.

Реклама

На фоне горячих политических событий в Монголии – начиная с «набега» экс-президента Н.Энхбаяра из Южной Кореи, последовавшей за тем «раздробленностью» правящей Демпартии, заканчивая провокационным якобы «антикитайским» СМС-сообщением с номеров депутатов ВГХ тысячам граждан – парламент страны проголосовал за принятие реализации государственной политики в области железнопорожного транспорта.

Как ранее сообщал АРД, 24-го октября на заседании ВГХ после третьего чтения был утвержден проект постановления «О принятии некоторых мер по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта». Большинством голосов (84%) депутаты действительно приняли закон в пользу «узкоколейки» с некоторыми поправками. В частности, это означает, что узкоколейные (1 435 мм) железные дороги будут построены в двух направлениях – Тавантолгой-Гашуунсухайт и Хоот-Бичигт, а широколейные (1 520 мм) в трёх – Тавантолгой-Сайншанд, Баруун-Урт – Хоот – Чойбалсан, и Хоот – Номрог.

Таким образом, нынешный парламент Монголии поставил точку в длительном споре о выборе российских или китайских стандартов в постройке новых железных дорог, соединяющих стратегические месторождения, будушие промышленные центры и пограничные пункты.

Вкратце можно сказать, что, согласно новопринятому решению, российские стандарты, которые используются в УБЖД с самого начала, выграли только в «длине», а не в геополитической стратегии. Это значит, что стратегические месторожения меди, золота, угля и нефти Оюу толгой, Таван толгой и Тамсаг, которые считаются надеждой и опорой развития Монголии на ближайшие годы, будут соединены с китайскими пограничными пунктами их же стандартами железной дороги, что противоречит «Комплексной политике национального развития» от 2008 года, где указано, что «...внутренная сеть железных дорог будет реализоваться единым стандартом» (т.е. ширококолейный стандарт – авт.).

Спор, продолжавшийся между крупными политическими группировками Монголии как минимум в последние пять лет, закончился как ни странно – тихонько и туманно.

На пике разногласий по этому поводу выбор стандартов данных железных дорог считался вопросом национальной безопасности и предпочтения той или иной геополитической стратегии. И, соответственно, разделились видные политики не по партийным идеологиям, а на пророссийские и прокитайские позиции. В конце предыдушего созыва ВГХ с 2008 по 2012 год этот вопрос становился чуть ли не индикатором определения “кто за кого” (за сближение с Россией – по широкой колее, или с Китаем – по узкоколейке).

Парадоксальность недавнего решения в том, что года четыре назад данная проблема стояла совсем иначе, можно сказать, даже наоборот. Тогда же сторонников узкоколейных железных дорог было мало, и они настаивали на том, чтобы рассмотреть вариант узкоколейных железных дорог в силу экономической выгодности. То есть, при транспортировке экспортного сырья из Монголии в Китай из-за широкой колеи государство будет платить плюс три доллара США за тонну продуктов при перегрузке товара на границе.

Изначально разногласие по поводу варианта узкоколейки публично возникало между президентом Ц.Элбэгдоржем и тогдашным премьером С.Батболдом еще в 2009 году. Тогда новоизбранный президент вместе с главой РФ Д.Медведевым подписали «Концепцию развития стратегического партнерства», где черным на белом указано «стороны договорились о развитии монгольских железных дорог по стандарту широких колеек». Что и нашло свое место в «Национальной политике развития железнодорожного транспорта», принятой ВГХ в 2010 году.

Тогда, в свою очередь, С.Батболд публично намекал на стратегическую зависимость страны от России и невыгодность ширококолейных железных дорог на границе с Китаем.

Однако в дальнейшем появились явные сторонники ширококолейных железных дорог – министр транспорта и дороги А.Гансүх и недавно добровольно ушедший с поста министра сельского хозяйства и промышленности депутат ВГХ Х.Баттулга.

Хотя во время принятия основного документа развития железных дорог в 2010 году сторонники ширококолейки и выиграли, долгий спор и разногласие дали о себе знать. И, в конце концов, «компромисс» сделал монгольские железные дороги разными.

Согласно принятому 24-го октября ВГХ проекту постановления «О принятии некоторых мер по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта» узко- и широколейные железные дороги пролягут через Монголию следующим образом. Обозначены жирным зеленые – существующие в Монголии ширококолейные железные дороги. Жирным синие – планируемые ширококолейные. Оранжевые - планируемые узкоколейные железные дороги. Фото автора.

А последователями и защитниками идеи узкоколейных железных дорог в эти годы выступали такие политические лидеры Монголии как бывший премьер-министр М.Энхсайхан, действующий ныне глава правительства Н.Алтанхуяг, а также члены парламента Д.Гарамгайбаатар, С.Бямбацогт и М.Энх-Амгалан. Как видно, здесь не имеет значения партийная принадлежность.

На прошедшем 24-го октября заседании ВГХ, к удивлению экспертов и журналистов, большинство присутствующих членов парламента (84 процента) «тихо» проголсовали за утверждение узкоколейных железных дорог в двух стратегических маршрутах – в пользу позиции правительства Н.Алтанхуяга.

Некогда казавшаяся «сомнительной и оппозиционной» идея узкоколеек уже нашла реализацию в политике правительства Монголии. Сильно растроенны этим решением остались “Женко” Х.Баттулга и независимый депутат Ц.Даваасурэн, которые раскритиковали действия правительства с позиций национальной безопасности и развития промышленности страны.

Х.Баттулга, который многократно выступал за ширококолейные железные дороги, оказался в конце концов практически в одиночестве, и на рещающем заседании ВГХ попытался хотя бы отложить вопрос на определенный срок. Хотя бы по той причине, что сейчас в правительстве нет министра, отвечающего за развитие транспорта.

Вне стен парламента также горячо дискутируют о стандартах железных дорог. Те, кто считает выбор стандарта новых железных дорог геополитическим решением – высказываются в пользу широкой колеи. А те, кто главным критерием считает экономический – на стороне нынешнего правительства.

Сторонники узкоколейных железных дорог выграли, в итоге, благодаря критике противников за бездействие и «тормоз» в развитии экономики. В частности, речь идет о строительстве стратегических объектов, которое должно было начаться еще в прошлом году.

Согласно плану мега-проекта развития «Новые железные дороги», в общей сложности будут построены около 1900 км железных дорог. Из них дороги, соединяющие стратегические месторождения с «выходом» на рынок (т.е. в Китай – авт.), должны эксплуатироваться к 2016 году.

Итак, мега-проект развития Монголии с новыми железнымим дорогами, как заявляет правительство Н.Алтанхуяга, сохранили выгоду с точки зрения экономии и экологии. Противники же активно винят правительство в «продаже» национальной безопасности ради «экономии трех долларов на тонну экспортного сырья».

Так или иначе, решение принято, продолжение следует...

Напоследок лишь резюмируем, как обозначают свою позицию каждый из значимых фигурантов в этом деле.

Президент Ц.Элбэгдорж:

Фото retina.news.mail.ru

Изначально разногласие по поводу варианта узкоколейки публично возникало между президентом Ц.Элбэгдоржем и тогдашным премьером С.Батболдом еще в 2009 году. Тогда новоизбранный президент вместе с главой РФ Д.Медведевым подписали “Концепцию развития стратегического партнерства”, где черным на белом указано “стороны договорились о развитии монгольских железных дорог по стандарту широких колеек”, что нашло свое место в “Национальной политике развития железнодорожного транспорта”, принятой ВГХ в 2010 году.

Но окончательно позиция президента Ц.Элбэгдоржа по стандарту планируемых железных дорог стала известна публике в июне 2014 года, когда он вызвал к себе министра сельского хозяйства и промышленности Х.Баттулга. Тогда как раз разгорелся скандал по поводу высказываний министра Х.Баттулги в телепрограмме «100 важных тем», где он раскритиковал правительство за недееспособность и склонности принимать китайскую сторону.

Х.Баттулга совсем недавно в интервью на АРД высказывал свои опасения тем, что «Монголия хочет навсегда остаться экспортером сырья?» вновь рассказывая о проблеме железных дорог. Фото info.mn

Во время встречи Ц.Элбэгдорж выразил свое недовольство вызказываниями Х.Баттулги и раскритиковал его самого в бездействии и намеренном искажении положения дел. Обращаясь к министру он заявил: «Монголия имеет свою политику по железным дорогам. Не надо показывать будто ее нет. Это ты сам виноват, что еще идут работы по постройке промышленных центоров и новых железных дорог. Мы будем поставлять экспортное сырьё через Китай в третьи страны, а не в Китай, как ты говоришь.

На чью территорию будем экспортировать – того и будет стандарт».

А.Гансүх. Экс-министр транспорта и дороги:

Фото gereg.mn.

Из интервью в журнале Mongolian mining journal, март 2013 года:

«Споры по стандарту новых железных дорог завершились еще в 2010 году. Все дороги будут ширококолейными. Это не личная моя позиция. Это позиция правительства, которая одобрена Советом национальной безопасности и утверждена ВГХ».

М.Энхсайхан. Экс премьер-министр, бывший председатель госкомпании “Монгольские железные дороги”:

Он впервые официально предложил правительству построить линию “Тавантолгой - Гашуун сухайт” узколколейной:

Фото gereg.mn.

Интервью от февраля 2013 года:

«Узкоколейные железные дороги – это международный стандарт. Он выгоднее по всем пунктам: с точки зрения технологии, экологии, экономики и рабочего потенциала. Мы стали зависимы не от горной промышленности, а от железных дорог».

Фото: Верхнее фото: mongolnow.com

В сюжете: депутаты Великого ХуралаВГХжелезные дорогижелезные дороги в Монголиистратегиягеополитикаэкономика

Похожие материалы

12 ноября 1549

В октябре инфляция в Монголии достигла 9,2%

Уровень инфляции в Монголии, измеряемый индексом потребительских цен, достиг 9,2 % в октябре 2025 г., что на 2,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период 2024 г.

12 ноября 1520

Экспорт монгольского угля сократился на 1,4%

За первые десять месяцев 2025 года экспорт каменного угля из Монголии достиг 65 миллионов тонн, что на 1,4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

11 ноября 988

Объем внешней торговли Монголии с января по сентябрь текущего года составил 18,1 млрд долларов

Общий объем торговли сократился на 5,7 процента (1,2 млрд долларов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

31 октября 2043

S&P повысило кредитный рейтинг Монголии до рекордного уровня за последние 13 лет

Международное рейтинговое агентство S&P объявило о повышении кредитного рейтинга Монголии на одну ступень с "B+, позитивный" до "BB, стабильный".

Первая полоса

11 ноября 1631

Глава Бурятии проведет «прямой эфир» с жителями республики

Сегодня 503

27 предприятий Бурятии отмечены знаком «100 лучших товаров России». ВИДЕО

Награждение победителей Всероссийского конкурса «100 Лучших товаров России» состоялось в пятницу, 14 ноября в Улан-Удэ.

Сегодня 478

«Цвети, моя Бурятия!» - в республике прошел конкурс-этнофестиваль народного творчества. ВИДЕО

Участники представили песни и танцы, праздники и обряды, кухню и творчество народов, проживающих в республике.

Реклама
Вчера 670

В этом году отмечается 500-летие начала освоения Россией Северного морского пути

Мультимедийный проект «Неизвестные герои Севера» рассказывает о людях, чьи судьбы были связаны с освоением Арктики и Северного морского пути.

Вчера 656

Впервые в Туве состоится Кубок России по спортивной борьбе среди мужских команд

Турнир состоится в командном зачете и охватит десять весовых категорий от 57 до 125 кг.

Реклама

Популярное

  • 11 ноября 1631

    Глава Бурятии проведет «прямой эфир» с жителями республики

  • 8 ноября 1620

    В Онохое Заиграевского района открыли обновленную центральную площадь

  • 8 ноября 1582

    БГУ и ВСГУТУ представлены на «Форуме школьников» в Национальном центре «Россия»

  • 12 ноября 1485

    В октябре инфляция в Монголии достигла 9,2%

  • 11 ноября 1476

    Посол РФ в Монголии принял участие в передаче «Capital Talk»

  • 12 ноября 1453

    Экспорт монгольского угля сократился на 1,4%

  • 10 ноября 1442

    В Эрхирике откроется новая амбулатория

  • 12 ноября 1402

    The Diplomat: Монголия остро нуждается в реформе образования

Вчера 640

Внесены поправки в республиканский бюджет-2025

Депутатский корпус на сессии одобрил изменения в закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

Вчера 638

Монголия запускает новую платформу для подачи заявлений на визу

В настоящее время платформа находится на переходном этапе, поскольку операции постепенно переносятся из существующей системы evisa.mn.

Вчера 605

«Земский доктор» в Бурятии: более 1500 медиков уже работают в районах республики

В октябре-ноябре этого года команда районных медиков пополнилась 34 новыми специалистами. Прибыли 26 врачей и 8 фельдшеров.

Вчера 742

Запрещен ввоз мяса и сельхозкормов из Забайкальского края в Бурятию

На всех дорожных направлениях выставлены круглосуточные санитарные посты в связи с введением на территории Забайкальского края режима «Повышенная готовность» из-за пастереллёза - инфекции, поражающей сельскохозяйственных животных.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Вчера 661

Герой России Владимир Сайбель стал участником графических новелл Общества «Знание»

Новый тираж графических новелл о Героях Российской Федерации, участниках и ветеранах СВО, подготовленный Обществом «Знание», включает 15 историй мужества, патриотизма и силы духа.

Статьи
Вчера 610

Буряты и монголы Внутренней Монголии. Род хангин на Ангаре и Хуанхэ

В бурятском шаманизме очень хорошо известен род хангин, поселившийся на Ангаре. В Ордосе, в огромной излучине Хуанхэ, живет род с таким же названием хангин. Цыбен Жамцарано считал, что между ними есть связь.

Самое важное

10 октября 2024 49512

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 49501

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 49306

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 50343

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок