Аутсайдер бурятского буддизма не стыдится собирать подаяние на улице
Недавно АРД публиковал статью, где упоминался этот человек. В сообщении одного из бурятских информагентств со ссылкой на источник в традиционной Сангхе России говорилось о том, что "мужчина в ламском одеянии, который собирает деньги у прохожих на Арбате, не имеет отношения к Сангхе". Ряд республиканских СМИ также опубликовали эту информацию. Новый автор АРД Алдар Гунтупов взял интервью у буддиста, от которого так легко "открестилась" Сангха. Оказывается, Еше Жамцо не только возмущен появлением в СМИ этой реплики и настаивает на восстановлении его репутации. По его словам, он является сторонником возрождения исконной традиции всех буддистов, идущей от Будды Шакьямуни.
Интервью также опубликовано на http://aldar-guntupov.livejournal.com/7268.html . В ближайшее время АРД планирует опубликовать интервью с нашим новым автором Алдаром Гунтуповым. Он интересен не только как один из немногих бурятских блогеров, отличающихся активной гражданской позицией. Как начинающий общественник, он уже известен в Бурятии своими идеями о возрождении национального бурятского колорита в архитектуре и о проблеме ВАРКа. Работает в направлениях ренессанса национального самосознания бурятского народа, а также поиска национального лидера и борьбы с трайбализмом. Как выяснилось, вопросы религии ему также не чужды...
Бадарчин Еше Жамсо: «Я являюсь полноценным членом Сангхи!»
Этот буддийский монах с недавнего времени стал достопримечательностью бурятского Арбата. Со спокойным, несколько отрешенным выражением лица на протяжении года он почти каждый день стоит полтора-два часа у музея истории города, держа в левой руке кружку. Люди проходя мимо, кто с любопытством, кто с улыбкой, а кто и подозрительно разглядывают его фигуру. Нет-нет да и оторвется от людского потока прохожий, подойдет к ламе и опустит пятачок, десятку или даже бумажную купюру в кружку, а он поблагодарит его и снова, не обращая ни на кого внимания, продолжает произносить вполголоса какие-то слова, вперив взгляд в одну точку - на уровне ног прохожих.
Я подошел к загадочному ламе, мы разговорились, а затем в кафе за чашкой чая он дал интервью.
- Представьтесь, пожалуйста.
- Мое духовное имя - Еше Жамцо. Я получил его 30 июля 2012 года от Еше Лодой Ринпоче, когда принял от него монашеские обеты гецула. Мое светское имя - Владимир Владимирович Духовников.
Буддийский просветитель Досточтимый Еше Лодой Ринпоче
- Ваш путь в буддизм, когда и почему стали буддистом?
- Я интересовался духовными вопросами достаточно давно. С десятого класса увлекался хатха-йогой. Постепенно по мере медленной эволюции познакомился с буддизмом. Это было в конце 80-х, в начале 90-х повстречал живых носителей буддизма, в 91-м поступил учиться в институт Даши Чойнхорлин. Мы практически были первым набором. После этого в 93-м году, когда пришлось оставить дацан из-за финансовых трудностей, занимался самостоятельным изучением и практикой, постепенно созревал до решения получить монашеские обеты, потому что, на мой взгляд, это качественно новый этап духовного развития, более серьезный.
3 года ходил, настойчиво просил, а мне отвечали – подожди. Видимо проверяли серьезность намерений. Кстати со мной должны были получать монашеское посвящение несколько человек, которые в результате по непонятным причинам отказались. В общем, я получал один.
- К какой общине вы принадлежите – «Зеленая тара», «Буддийская традиционная Сангха России», «Дхарма», «Ламрим», другая?
- Так как я получал монашеский обет от Досточтимого Еше-Лодой Римпоче, то естественно я отношусь к общине, концентрирующейся вокруг него.
Строго говоря, разделять верующих на общины не совсем правильный подход, потому что все люди, исповедующие буддизм, относятся к одной общине - Сангхе, будь это тантрическая линия, идущая от Далай-ламы или иная.
- Каких обетов вы придерживаетесь?
- Сейчас эти обеты рассекречены, любой может прочитать в Интернете, хотя в каноническом подходе говорится, что мирянам монашеские обеты не рекомендуется знать и изучать, потому что это может привести к ненужной критике монахов, что в свою очередь – к накоплению негативной кармы и т.д.
Я придерживаюсь 36 обетов. Из них основные: не убивать, не воровать, не лгать, целибат, т.е. обет на безбрачие.
- Я был свидетелем того, как девушка подала вам крупную сумму - 100 рублей и благодарила вас за успешно проведенный когда-то обряд. Можете об этой части своей деятельности рассказать. Видимо, вас часто просят проводить ритуалы?
- Меня просят не часто, но когда просят, я не отказываюсь, потому что я учился и кое-какие ритуалы знаю. Ну, допустим обряды по очищению негативной кармы усопших, помещения от негативной энергии, ритуалы долгой жизни, решение проблем с порчей, негативными воздействиями, 5 отводов. Это все те ритуалы, который любой лама должен знать.
Делая обряды, к сожалению, часто сталкиваюсь с проявлением мелкого землячества, дробления на районы, когда приходят люди и говорят, чтобы лама был только из Тунки, Кижинги и т.д., так как он уроженец этих районов.
На мой взгляд, это вопиющее непонимание, ведь главное, чтобы ритуал работал. Конечно же людей, которые переросли этот мелкий фактор, происхождение ламы не интересует.
- Кого можете назвать своим учителем?
- В первую очередь это мой непосредственный учитель Доржижаб Мархаев - первый бурятский геше, гелонг Дарма Доди из старой когорты, который прошел Магадан, ссылку. Я успел получить от него посвящение, однако старых учителей – Готовона, Бимбу Жамсо, у которых я бы хотел поучиться, не успел застать.
- В газете в статье о фальшивом Дид Хамбо ламе была затронута ваша персона. Что вы об этом думаете?
- Моя персона затронута в нескольких строчках, с которыми я категорически не согласен: «…мужчина в ламском одеянии, который собирает деньги у прохожих на Арбате, также не имеет отношения к Сангхе»». Причем слово «Сангха» было написано с большой буквы. Намек более чем прозрачен, так как помимо моей скромной фигуры на Арбате никого нет в ламской одежде.
Проясню следующий момент: Сангха - сообщество монахов и мирян, которые практикуют учение Будды. Так как я являюсь монахом, получившим благословение от Достопочтимого Еше Лодой Ринпоче, и соответственно являюсь полноценным членом Сангхи с большой буквы, то данная строчка является по сути ложью, если не сказать клеветой. Не понимаю, почему ко мне никто не подходил из этой газеты за разъяснениями. Обыватель, доверяя печатному слову, подумает, что стоит аферист, мошенник, не имеющий отношения к буддийскому вероучению.
Я полноценный монах, имею 100%-е отношение к буддийской Сангхе и поэтому напечатанное в корне противоречит реальному положению вещей и бросает тень на мою репутацию.
Испокон веков 3 драгоценности – Будда, Дхарма, Сангха являлись неприкосновенными святынями. В соответствие с каноном, тяжесть проступков относительно трех драгоценностей очень тяжела, может затронуть несколько поколений, тех людей, кто замешан. Человек, совершивший выпад против 3 драгоценностей, накапливает огромную негативную карму, которую придется изживать даже не жизни, а кальпы, поэтому надо быть предельно осторожными, высказываясь о духовных материях, чего многим людям не хватает, на мой взгляд.
- Казалось бы, вы - человек, которого мирская суета, слава, слухи должны мало интересовать. Так почему вам - продвинутому буддисту так важно восстановить доброе имя?
- Согласно обетам, практикующий махаяну, обязан сделать все возможное, чтобы восстановить репутацию. Другое дело, если это невозможно сделать, как, допустим, в оккупированном Тибете, но когда есть возможность, а мы живем все-таки в цивилизованном, демократическом государстве, где есть право голоса, вполне уместно восстанавливать попранную репутацию, честь и достоинство.
- На что идут деньги?
- Этих денег кое-как хватает на банальные бытовые нужды – еду, одежду, транспорт. Если голодный – бомж, нищий нуждается в еде и просит меня, я всегда откликнусь, кстати это не так часто происходит.
Однако я всячески избегаю давать деньги на виноводочные изделия – это очень тяжелая карма спонсировать алкоголиков. Рекомендуется давать пищу и одежду, но не деньги, в противном случае человек будет косвенно участвовать в грехе отравления человека.
- Почему так важно подавать, помогать буддийским монахам?
- Все что касается трех святынь, трех драгоценностей имеет бесконечное поле заслуг, я подчеркиваю бесконечное. Когда речь идет о помощи конкретному человеку, т.е. мирской заслуге, то она конечна. Если же речь идет о подаянии монаху, представляющему Сангху, то такой человек накапливает бесконечные заслуги, которые никогда не закончатся и не будут растрачиваться - вплоть до реализации.
- Насколько традиционной в бурятском буддизме является практика, когда монахи собирают деньги?
- Эта традиция идет от Будды Шакьямуни. Если внимательно посмотреть на некоторые изображения, то в руке он держит патру – монашескую чашу для подаяния. Во времена Будды монастырей не было, и он сам вместе с последователями путешествовал, распространяя вероучение.
Чаша для подаяний - патра (санск. patra-tantra ,тиб. lhung bzed). Традиционно чаша изготавливается из металла для долговечности, и чтобы служить посудой для приготовления пищи на открытом огне - http://vbuddisme.ru/wiki/патра/.
Будда Шакьямуни проповедовал учение, странствуя по Индии как простой монах.
В руках у Будды Шакьямуни патра с цветами (Бурхн Багшин алтн сүм, Элиста).
Кстати во всех традициях есть аналоги: дервиши в мусульманстве, садху в Индии, монахи-паломники в православии, даосы в Китае, горные отшельники-ямабуси в Японии наконец бхикшу в буддизме.
В досоветский период в Монголии и Бурятии странствующих монахов называли бадарчин, т.е. человек с патрой (санскр. патра – бур. бадара – чаша. Примеч. А.Г.), живущий на подаяние, после советского периода традиция была подзабыта (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бадарчин).
Я эту линию продолжаю, вернее вынужден продолжать, и не побоюсь слова – возрождать.
Уникальное фото Н. Чарушина - женщина-бадарчин. Одним из обыкновенных атрибутов бадарчинов была пара деревянных палок-посохов, служащих для защиты от волков и домашних собак (Сайт С. Тарасенко)
- Как ламы и миряне относятся к бадарчинам?
- На мой взгляд, на данный момент монашество в Бурятии имеет неустоявшиеся формы, оно очень слабое. Для мирян эта форма непривычна, хотя в дореволюционной Бурятии, повторюсь, была обычна, поэтому немногочисленные монахи находятся в некотором дискомфорте, на них оказывается давление.
Более того есть случаи снятия монашеских обетов, для чего придумали даже термин «размонашество». Это недопустимо, ведь обеты берутся на всю жизнь, и подобная практика вызывает у мирян недоумение, ненужные вопросы и разочарование.
В Таиланде, как и во всей Юго-Восточной Азии, монах, собирающий подаяние - обычная картина. Монахи при сборе подаяний в чашу-бат (от . санкср. патра - А.Г.) не надевают обувь, дающий так же разувается, кладет еду в котелок, становится на колени, соединяет ладони “бутоном лотоса” и склоняет голову для принятия благословения. Более подробно - http://www.dimaxblog.ru/kak-sobiraut-pozhertvovania/
- Будучи русским по национальности и в тоже время ревностным буддистом, наверняка сталкивались с глупыми вопросами, провокационным поведением и неприятием со стороны некоторых лиц бурятской национальности?
- Ну, естественно. По закону больших чисел, если мы имеем толпу больше тысячи человек, найдется примерно 1 такой на 2-3 тысячи. Бывают дни, свободно стоишь полтора-два часа - никто не подходит, не пристает, а бывает по 3-4 подходят. Большая часть «экстремистов» находится в нетрезвом состоянии, и у них всплывают наболевшие, глубинные проблемы.
В основном претензии идут по части – вот пришел какой-то парень, нарядился в одежды, не имея права, взял и украл у бурят нечто значимое, опозорил бурятский буддизм, и они остались без этой драгоценности. Такой вот примитивный подход.
Не понимаю, чем я могу опозорить других, я могу опозорить только самого себя. Что характерно, они уходят через 3-5 минут, потому что долгих дискуссий такие люди выдержать не могут, да и долго в таком раздраженном состоянии не могут находиться. Как правило, по ходу беседы они начинают понимать мои доводы, и мы расстаемся приятелями. Не всегда но часто.
Бывает и наоборот. Еду как-то в микроавтобусе на Восточный, слегка выпивший мужичок долго смотрел на меня и спросил:
- Парень, ты почему предал свою религию?
- Здесь не время и не место вести богословские беседы, – ответил я.
Он подсел ко мне:
- Я сам христианин, но в душе я язычник и когда проезжаю барисаны, перевалы, брызгаю бурятским богам, но когда возвращаюсь, становлюсь христианином.
- Если вы так гибко исповедуете свою религию, то почему обвиняете меня в предательстве?
Он долго думал и сказал:
- Ну, может я не точно выразился.
В общем, сколько людей столько и мнений. У всех людей разные кармические ситуации, кармические рисунки, способности, склонности, уровень понимания разный. Поэтому диалог и взаимопонимание не просто построить.
- Курьезный случай, произошедший на Арбате, можете рассказать?
- Их было так много, что брошюрку хотел написать, потом идею оставил - времени жалко, и все же я не устаю поражаться различным менталитетам людей. Вот, например, шел человек, остановился прямо передо мной и стал внимательно меня разглядывать, а я по канону должен стоять и смотреть перед собой, читая мантры, чтобы не терять время.
Он постоял, посмотрел и торжествующе сказал: «А я знаю, о чем ты думаешь!» - и быстренько ушел.
- Я вот не понял, он ясновидящий или кто, - смеется Еше Жамсо.
Однажды подходит человек и спрашивает
- Вы обладаете даром ясновидения?
- Нет.
- А я обладаю!
Дальше он долго и нудно рассказывал, что у Байкала есть 2-е и 3-е дно, а там находятся богатейшие месторождения нефти и газа.
Иногда подходит человек, не отягощенный воспитанием, корректностью, и начинает требовать отчет в режиме допроса. Одна молодая, агрессивно настроенная женщина пристала с вопросом:
- Признавайся, ты стоишь тут, чтобы накопить на машину и квартиру?
- Нет.
Под конец она резким ударом выбила из моих рук фарфоровую кружку, которая упала и разбилась на мелкие кусочки. С тех пор у меня металлическая.
- Правоохранительные органы вас беспокоят?
- 3 раза пытались задержать. Один раз 2 полицейских с автоматами подошли, стали допрашивать, почему здесь стою, а я ответил:
- Я не буду писать объяснительную, пока вы мне не объясните, в чем меня обвиняют.
Меня отвезли в Советский отдел, где дежурный продолжил допрос. Я спросил у него:
- Может человек идти по Арбату и пить из кружки лимонад?
- Может.
- А может он остановиться и задуматься?
- Может.
- Вот я в таком положении.
Он посмотрел на меня и неожиданно выпалил:
- Так можно оправдать и педофилию!
Вот это меня убило окончательно – я не увидел логики в том, каким образом кружка может оправдать педофилию! - смеется монах.
- Что говорят в жалобах на вас?
- Я все время спрашиваю, но так и не добился, в чем меня обвиняют, какую юридическую норму нарушил, ведь любой может гулять по Арбату, может стоять, сидеть.
- Вас обвиняют в попрошайничестве?
- Попрошайка - дергает за рукав, выражает свою просьбу устно. Я никогда никого прошу, в монашеских правилах это строго запрещено, можно только собирать. Кстати редко кто с первого раза понимает огромную разницу – просить и собирать.
Дело это добровольное, если человек - буддист или просто добропорядочный, и у него возникает мысль делать подношение, он подходит и делает это подношение добровольно, осознанно.
- Что скажете по поводу ложного Дид Хамбо-ламы?
- Я всего с ним пару раз встречался, о достоверности информации ничего не могу сказать.
- Это точно он?
- Другого я больше не видел. Это единственный человек, который ходит в зимней шапке как у геше.
- Что за шапка?
- Желтая шапака с наклоном вперед. Он подходил ко мне и рассказывал, что учился в Индии, Непале. Получил степень геше. Ему 27 лет. Строит в Красноярске дацан. Мать с Курумкана, а отец с Тувы. Он звонил и просил денег на карманные деньги для поездки в Москву, я не мог оказать помощь.
- Вы уверены, что это он?
- Он, по всей видимости. Информация в статье неконкретна, неясны ее источники, остается только строить догадки.
- Если все, что написано в статье - правда, а не вымысел, то почему такое поведение предосудительно?
- Если описанное – правда, то это не соответствует монашескому кодексу - виная. Монах не имеет право попрошайничать, тем более приписывать ложные звания.
- Как Вы считаете, буддизм на подъеме или есть кризисные моменты?
– Конечно, на подъеме: несмотря на ряд трудностей приезжают тибетские учителя, люди обучаются в Индии, все это не может не вселять позитивные надежды. О полноценном возрождении трудно говорить, ведь целое поколение выросло в атеистической пропаганде, но свет в конце туннеля забрезжил.
Бурятские хувараки в Дрепунг Гоман дацане (Индия) (http://savetibet.ru/2012/05/03/uchebnoe-palomnichestvo-iz-buryatii-v-indiyu-reportazh.html)
- Зачастую странно видеть священнослужителя, который поглощен занятием бизнесом. Ваше отношение к буддизму, соседствующему с коммерцией?
- Мне часто высказывают претензии, что некоторые ламы ездят на дорогих иномарках. Для определения таких явлений существует понятие дхарма-бизнес, когда человек занимается учением Будды, чтобы решить финансовые проблемы, в результате чего слабеет вера среди мирян, наносится прямой и опосредованный ущерб вероучению, прямой урон практике дхармы.
С другой стороны - это печальная неизбежность, так как мы живем в сансаре, где многие люди находятся в омраченном измерении.
- Что вы скажете о законе кармы, о необходимости очищать ее? Что можете посоветовать?
- Законы кармы и перерождения – краеугольные камни буддийского вероучения.
Закон кармы - очень сложный закон. Только просветленное существо - Будда может постигнуть его в полной мере и во всех деталях. На бытовом уровне – его можно охарактеризовать просто - как аукнется, так и откликнется.
Не покаялся в первый день, на следующий тяжесть проступка в увеличится 2 раза, на третий - в 3 раза и так далее по геометрической прогрессии. Поэтому все учителя настоятельно рекомендуют после негативного поступка постараться в этот же вечер очистить карму посредством молитв, покаяния и т.д.
- Любимое изречение буддийских учителей?
- Нравится изречение одного из 84 буддийских махасиддх Тилопы: «Сансара и нирвана есть проявление сознания».
- Исповедуя бурятскую форму буддизма, вы обурятились в каком-то смысле. Что можете сказать о менталитете бурят, их цивилизационном пути?
- Глобальный вопрос, – усмехнулся Еше Жамсо. - Для меня существенен один подход - буряты по природе кочевники, а у кочевой культуры есть ряд особенностей и достоинств по сравнению с оседлой: буряты и монголы легко снимаются с места, не боятся путешествий, легче переносят изменения, смену обстановки, легче перестраиваются, имеют меньше привязанностей, в этом я вижу большой плюс, достоинство. Такое качество, например, как не иметь привязанностей, очень важно для духовного пути.
В случае неудач буряты не будут сильно переживать, рвать волосы, т.е. тратить энергию попусту, они будут спокойно, искать пути выхода. Решили проблему - хорошо, не решили - надо смириться без негативных переживаний. Такое рациональное поведение диктовал кочевой быт.
- А буддизм оказал сильное влияние на менталитет бурят?
- Был в Казахстане и почувствовал разительный контраст между бурятами и казахами, близкими в общем-то народами. Буддизм уже на генном уровне создает склонность к обучению, поэтому у бурят всегда высокий процент образованности, что несомненно большой плюс.
В западных регионах России нет благоговейного отношения к образованности. Когда ходил в библиотеки в Перми или Ленинграде даже в читающее советское время всегда видел много редкой литературы, которая в Бурятии не залеживалась на библиотечных полках, потому что здесь интерес к книгам был в разы больше чем там.
- Интеллектуальный уровень бурят вы оцениваете в целом высоко?
- Безусловно!
- Мне очень приятно! Спасибо за интервью!
Мы вернулись с Еше Жамсо на Арбат. Гармонист, вставший неподалеку, наяривал "Одинокую ветку сирени". Прохожие - буряты и русские, толстые и худые, бедные и богатые, старые и юные, со своими радостями и горестями, проблемами и заботами плыли нескончаемым потоком по Арбату, а он застыл, необычный, притягивающий взоры, с выражением нирванического спокойствия на лице посреди многолюдного водоворота сансары.
Я подошел к ламе и со звоном опустил на дно пустой кружки-патры 10 рублей, совершив таким образом подношение, но не "мужчине в ламском одеянии", а члену Сангхи, соблюдающему кодекс виная монаху-бадарчину Еше Жамсо, сосредоточенно читавшего мантру о достижении всеми живыми существами просветления.
Комментарий АРД: Вот так неоднозначно можно расценивать то, что казалось бы, очевидно. Дхарма и отношение к ней – дело индивидуальное, и каких только поворотов не случается на Пути идущего. И все-таки как отнеслась бы к этому Сангха? Впрочем, мы надеемся, наши читатели могут непредвзято судить и высказываться об этом явлении...