Не было идеологии на развитие, а было лишь паразитирование на народе, культуре и государстве. ВИДЕО
Выступление Бато Очирова на круглом столе "Стратегия развития бурятского народа" в Доме Правительства Бурятии.
Сайн байна хундэтэ нухэд!
Эхилhэн ехэ суглаанда урилга абаhандаа би ехэ баярлаа. Илангаяа утха шанраарашье, ерэhэн хун зоноороошье энэ хуралнай маш утхатай тусэбтэй байнаа.
Энээнhээ гадна монсогор шэрээгэй формат хээд, маанадтаа hанаhан hанамжаяа гайхангуй хэлэхэ арга угэжэ байhандатнай одоо минии haнаанда ехэ таараба. Тиибэлшье манай ушар муноо уе сагтаа одоо хэрэгтэй гээшаабдаа.
Тиигээд, буряад яриаан бугдэндэ ойлгомжотой бэшэ байжа болоно. Тиимэhээнь саашанхи захяагаа ородоор дамжуулхым зубшоогыт.
Итак, как мы убедились, проблематика изучения бурятского языка оказалась гораздо шире вопросов лингвистики, диалектных особенностей и других чисто методологических тем. Этот вопрос напрямую коснулся условий устойчивого развития бурятского общества, преодоления провинциализма, экономической ущербности и развития межнационального диалога в регионе.
Ситуация приобрела такой более фундаментальный формат потому, что буряты, как и сто лет назад, оказались на развилке истории. Тогда в 1919 году буряты создавали единый национальный орган.
В начале прошлого столетия в Чите Цыбен Жамсарано, Элбек-Доржи Ринчино, Михаил Богданов, Даши Сампилон и другие видные деятели учредили первый единый орган бурятского национального управления. Объединив таким образом Запад с Востоком, наши предки начали создавать бурятский народ.
Далее мысли и идеи бурятских деятелей набрали более масштабный формат: в 1923 году, спустя всего два года после исторической встречи наших деятелей с Владимиром Лениным, была образована Б-МАССР и вслед за ней в 1924 году - Монгольская народная республика.
Бурятия и буряты оказались в фарватере мировых исторических процессов, итогом чего стал мощнейший экономический и культурный рост республики. В 1940 году в СССР бурятский народ по значимости несколько уступал украинскому народу, но немного превосходил киргизов и таджиков.
Однако послевоенный период - это череда уступок и поражений, в том числе на геополитическом фронте. Вслед за переименованием в 1958 году Бурят-Монгольской АССР в просто Бурятскую АССР, в 1959 году Советский Союз внёс предложение включить Монголию в Организацию объединенных наций и в 1961 году МНР стала членом этой организации. Таким образом, Монголия становится формально независимым государством. И в то же время для Советского Союза Монголия приобретает более весомый формат, чем Бурятия для Москвы.
В дальнейшем Бурятия и буряты по статусу были приравнены к северным народностям, а по функционалу спустились до уровня хозяйственно-бытовой провинции. Бурятия стала республикой Завскладов и Управдомов. Следовательно, все мысли и идеи были сконцентрированы вокруг этих идеологем, то есть “Поел - Поспал”.
Таким образом, в республике укоренилась концепция потребительского примитивизма, в котором весь пласт многовековой культуры бурятского народа опускался до уровня народных промыслов.
А в политико-идеологическом формате некоторые бурятские партийные лидеры вообще доходили до абсурда. Они на полном серьёзе разделяли народ на генетически умных и генетически не способных мыслить. Бурятия впала в трясину своеобразного мутированного мракобесия.
Следовательно, наш народ начал стремительно деградировать и к концу 1980-х годов встал вопрос исчезновения бурятского языка.
Поэтому очень хорошо, что сейчас, в этот исторический период, поднимается данный вопрос, который в очередной раз вскрыл системные изъяны бурятского общества.
Вместе с тем, нужно понимать, что наши предки основали для современников мощнейший инструмент для эффективного развития - Республику. Как бы ни ругали российское государство, но на самом деле оно является одной из немногих систем в мире, которая даёт возможность народам обладать государственностью.
И благодаря этому у бурятского народа есть государственные институты, учебные и культурные заведения, общепризнанные религиозные центры. И, самое главное, - у нас богатейший исторический и культурный пласт, сопоставимый с ведущими народами мира. Однако этот фрагмент в существующем обиходе несправедливо занижен или даже растоптан.
Между тем, как бы мы ни украшали бытие Бурятии последних десятилетий, на практике мы не то что не смогли воспользоваться теми возможностями, которыми располагали, а полностью исковеркали ценности людей, создавших республику.
Квартира, машина, отдых и тому подобное для себя и родственников являлись основной базовой идеологией тогдашней так называемой элиты на протяжении многих десятилетий.
Считаю, что в современных условиях концепция примитивного потребления, причем паразитирования на государстве, народе, культуре и т.д., не только неприемлема, но и вообще невозможна.
И не только потому, что при таком раскладе в скором времени будут исчерпаны ресурсы. Но что ещё важнее - сама модель является неработающей, так как в её основе нет потенциала развития.
Мы постоянно находимся в детском возрастном промежутке - в состоянии беспомощности и просительности.
Вместе с тем все, что происходит сегодня - это следствие укоренившегося в подсознании этой самой концепции примитивного потребления. Грубо говоря, народ довели до ручки.
Что нужно сделать?
Популистские и неразборчивые требования отдельных бурятских политиков, звучавшие в последние несколько лет на митингах и т.д., на самом деле не решили ни одной проблемы. Однако, хочу заметить, именно благодаря этим событиям Бурятия встрепенулась и, вполне возможно, проснулась.
Тем не менее, мы продолжаем наблюдать почти ничем не сдерживаемое нагнетание обстановки. В результате, вместо комплексного решения проблем, Бурятия вступает в нескончаемое состояние противоборства, реваншизма и желания возврата в бездну прошлого.
Даже в Москве были попытки проведения альтернативного Сагаалгана в противовес тому, который проводился традиционно каждый год. Такие действия необходимо решительно осудить и не давать возможность дестабилизировать общество.
Убежден, что мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над архитектурой будущего.
И здесь надо отталкиваться не от поиска так называемого баланса между интересами клановых олигархических групп. Тем более сейчас весь “политэкономический ландшафт” Бурятии быстро меняется - мир стал подвижным. Стал подвижным, потому что очень быстро появляются новые центры влияния и, в тоже время, в любой момент могут рухнуть действующие влиятельные картели.
В этой связи серьезно возрастает роль более концептуальных доктринальных вещей. Таких, как определение роли и места бурятского народа и Бурятии в российском государстве, в мире целом.
В связи с этим, считаю, что сегодня пришло время вспомнить отцов основателей Бурятии. Людей, которые сформулировали истинную роль Бурятии - стать Восточными воротами России в Азию.
Петр Бадмаев, Цыбен Жамсарано, Элбек-Доржи Ринчино, Михаил Богданов, Даши Сампилон, Гомбожаб Цыбиков, Агван Доржиев и т.д. создали и обосновали совершенную формулу для успешного развития Бурятии.
Инерция этой мощнейшей доктринальной идеи все еще поддерживает бурятский народ в состоянии определенного тонуса. Однако нужно понимать: энергия, заданная сто лет назад, практически исчерпана и нужен новый заряд. Необходимо сомкнуть Анод с Катодом.
Анодом для создания этой важнейшей стратегической концепции выступает Поворот России на Восток. Катодом же является сама сущностная природа бурятского народа, которая во все времена была непременным участником крупных процессов в Азии.
Уважаемые друзья!
Потенциальная опасность дестабилизации общества и исчезновения бурят как народа связана не с “селенгинским или хоринским” диалектом, не в “Буряад унэне” дело, как убеждают нас некоторые деятели.
Главная угроза - в общепринятой и до сих поддерживаемой концепции примитивизма, паразитивизма и потребительского отношения ко всему.
Нынешнее состояние бурятского общества можно сравнить с наркоманом, которому периодически необходима небольшая доза.
Поэтому главные требования оппонирующей стороны, так называемого протеста, заключаются в одной формулировке - возврату к прошлому. То есть реконструкции всего того, что происходило в период с послевоенных лет и до сего дня. Это, в свою очередь, может привести народ к сокрушительным последствиям.
Сепаратизм и экстремизм зиждется именно на психологии примитивного потребителя. Концептуально такие слои находятся в постоянном поиске нового хозяина. Поэтому мы время от времени сталкиваемся в социальных сетях со множеством призывов такого рода.
В связи с этим, народу нужно иметь достойное свое место в сложном ландшафте внутрироссийских отношений, а также в международном пространстве. Буряты должны понимать свою необходимость, причастность и компетентность.
Сейчас пришло время сформулировать концепцию Бурятии как проводника российских интересов в Азии. Только такой принцип обеспечивает ей функциональную состоятельность. А это значит - развитие и процветание.
Необходима модернизация общества и вместе с ней выстраивание в одну линию различных разнородных процессов для достижения этой функциональной цели. Разнородные процессы включают в себя совместные инвестиционные проекты, традиционные яркие события, которые обладают мощнейшим мобилизационным функционалом (например Сагаалган, Зунай Наадан), совместные культурные и образовательные проекты. Совместные - это значит совместно с корейцами, монголами, японцами и т.д.
Стратегия заключается в модернизации и мобилизации всего потенциала республики для обретения своего истинного функционала - проводника России в Азии.
И в заключение хотел бы отметить следующее.
Сейчас меня многие будут упрекать в том, что я раскалываю бурят, делю их на западных и восточных. В этой связи позволю себе сделать одну ремарку.
Вряд ли меня можно обвинить во враждебном отношении к своему народу - бурятам. В своем анализе я исхожу из конкретных исторических процессов, которые происходили в нашем обществе тогда и наблюдается сейчас, и стараюсь, чтобы такое больше не повторялось.
Буряты - очень гордый и древний народ с тысячелетней историей. Практически всегда они становились активными участниками общемировых процессов. Более того, наш народ всегда отличался беззаветным служением своему отечеству. Но нам нужно хорошо понять себя и реально оценить свои возможности и потенциал.
Поэтому, конечно, в случае общенационального признания концепции Бурятии как Восточных ворот России в Азию наш народ найдет свое достойное место в мире и принесет много пользы стране и себе конкретно. Каждый житель Бурятии будет гордиться республикой.
И нам нужна другая, отличная от нынешнего состояния гравитация, которая вырвет нас из этого чертова колеса безвременья, убогости и безысходности.
Поддерживаю предыдущего спикера Балданова Баира Дашеевича. Нам срочно необходимо созывать всемирный съезд бурятского народа. Сформулировать повестку, определить конкретную дату и место проведения.
По этому вопросу нам нужно сформировать серьёзную рабочую группу, которую должен возглавить глава Бурятии и незамедлительно начать движение. Съезд необходимо провести в кратчайшие сроки. От этого, без преувеличения, зависит судьба бурятского народа.
Баярлаа!
Выступление Бато Очирова на круглом столе “Стратегия развития бурятского народа”. Часть I
Выступление Бато Очирова на круглом столе “Стратегия развития бурятского народа”. Часть II