По следам Далай Даван-Хана

Средневековые монгольские дворцы в Сутае и Нарсатуе
Образ монгольского князя, властвовавшего над Тугнуйской долиной, отразился во многих сюжетах бурятского исторического фольклора.
Опубликованные исторические предания бурят Мухор-Шибирского района являются сведениями огромной важности об истории богатой Тугнуйской долины. Записанные в 1950-х годах эти сюжеты вносят огромный вклад в сокровищницу бурятского исторического фольклора. Есть и другие данные о тех же событиях, некоторые из которых опубликованы, другие до сих пор хранятся в архивах и ждут своего исследователя.
Крупный фольклорист И.Е. Тугутов в 1951 году записал рассказ о монгольском князе Далай Даване, который жил недалеко от улуса Сутай в Тугнуйской долине. Этот феодал подвергался набегам бурят, которые на тот момент уже населяли берега Байкала, долину Уды, а также «увалы Куйтуна и Куналея». Согласно этой информации натиск бурят на княжество Далай Давана в основном осуществлялся с северных направлений.
Кузница монголов находилась на месте улуса Нарсатуй. К 1950-м годам от нее еще оставались следы шлаковых куч. По словам другого информатора летняя ставка князя была в Сутае, а зимняя — на левой стороне горы Эльбэр Шэбэгтэ. Там долго оставался большой котёл, считавшийся одной из вещей Далай Давана. Бурятские чеканщики Убугун и Билекто Сыремпиловы, которых в свое время хорошо знал декабрист Н. Бестужев, отломили от котла небольшой кусок.
Монголы, вытесненные бурятами из Тугнуйской долины, долго помнили места своих былых кочевий. Рассказывают, что даже в начале 20 века в Халхе встречались старушки, помнившие названия местностей в современном Мухор-Шибирском районе.
Рассказы бурят о Далай Даване привлекали внимание археологов, в том числе академика А.П. Окладникова. Исторические предания оказались довольно точны и в указанных местностях Сутай и Нарсатуй были обнаружены руины феодальных усадеб. Это были капитальные здания, крытые черепицей, а пол в них был выстлан керамической плиткой.
Князь Далай Даван, а в других вариантах — Мойсото, был сравнительно крупным монгольским феодалом. Бурятам он запомнился как предводитель большой группы населения. Не все халха-монголы покинули Тугнуйскую долину под натиском бурят. В Мухор-Шибирском районе остались группы монгольского населения, потомками которых среди хоринских бурят в 20 веке считались роды, или патронимии, Соном Майдар и некоторые другие.
Часть этих осколков приняла православие и полностью обрусела, хотя местные жители, причем из русскоязычного населения до самых недавних пор хорошо помнили их монгольское прошлое. Еще в 1990-х годах среди русских Тугнуйской долины четко различались семейские, сибиряки, крещеные ясашные и монголы. В те годы приезжие из других регионов бывали очень удивлены, что русские здесь не путают сибиряков и просто жителей Сибири; сибиряк это было название конкретной этнической группы русскоязычного населения. Было также удивительно слышать в отношении на вид обычных славян прозвище «монголы». Буряты Мухор-Шибири также вполне хорошо различали среди русских группы шэмээшэг, сабиряаг, хэрээсниг, монгол.
О Далай Даване сохранились предания и в Монголии, среди хоринского и хамниганского населения аймака Дорнод. Очень долго там бытовал онгон по прозвищу Давай. По некоторым сведениям, его изготавливали, чтобы он оберегал от болезней скота. Относительно его названия ходили разные мнения, причем некоторые даже думали, что в нем кроется русское слово «давай». Однако среди хоринцев встречались несколько туманные сведения о том, что после изгнания Далай Давана, тот будто бы напустил на бурятских коров эпизоотию. Иногда эта история связывается с пастушкой Далай Давана и чаем, который та принесла бурятам, став после смерти духом. Возможно, имя онгона Давай действительно связано с именем, или титулом, монгольского феодала Даван, или Дайван. Впрочем, пока нельзя считать это доказанным.
В вопросе завоевания Тугнуйской долины бурятами еще много белых пятен, и к настоящему времени даже не собраны воедино все источники, имеющие отношение к этой истории. Отдельные мотивы бурятских сюжетов в преданиях и письменных памятниках 18-19 веков также имеют отношение к Тугнуйской долине, но не связаны с образом монгольского князя Давана. Например, очень важны сведения о чахарах, оставшихся как небольшой род Загдай среди хоринцев. Однако эти чахары не связаны с халха-монголами Далай Давана, или князя Мойсото. Наоборот их предки пришли вместе с бурятами-хоринцами.
Популярная туристическая достопримечательность, известная как «Меркитская крепость», на самом деле — культовый комплекс, функционировавший на протяжении тысячелетий. Степняки молились там задолго до Далай Давана, и даже задолго до прибытия в эти края мэркитских племен. Длинная каменная стена, закрывавшая подход к этому комплексу, была разобрана в 1940-х годах. Власти привезли на грузовиках школьников и приказали им собрать и погрузить камни, которые в дальнейшем были использованы для забутовки фундаментов при строительстве новых зданий. На месте остались только самые нижние большие и тяжелые валуны. Подобные варварские разрушения древних и средневековых культовых объектов, руин дворцов и других памятников, к сожалению, проводились по всей этнической Бурятии и нанесли большой ущерб культурному наследию.


















