«До россиян не донесли пафос Стратегии национальной политики»
Учёные из разных регионов РФ высказали своё мнение о реализации национальной политики.
<p>О реализации государственной национальной политики в регионах России рассказали эксперты из разных субъектов РФ 7 апреля, в Москве на круглом столе, организованном Комиссией по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ, Институтом этнологии и антропологии РАН и ОСОО «Российская нация». Выступающие из Удмуртии, Оренбурга, Уфы, Ростова-на-Дону, Тувы, Кабардино-Балкарии, Якутии, Ставропольского края и других регионов рассказали о позитивных и негативных моментах реализации Стратегии государственной нацполитики. Так, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбуржского госуниверситета Веналий Амелин отметил среди отрицательных факторов то, что выделяемое государством финансирование часто не доходит или оказывается просто недоступно для небольших организаций. Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова заявила, что принятие Стратегии госнацполитики позволило провести аудит возможностей экспертов, чиновников, политических лидеров и руководителей национально-культурных объединений, а также подтолкнуло чиновничество и бюрократию инициировать и патронировать создание общественных советов при различных структурах. Она отметила, что, по данным исследований, сейчас во всех субъектах СКФО среди населении нет массовых экстремистских, националистических, сепаратистских настроений. Из негативных моментов профессор назвала формальный подход к документу. По ее словам, чиновники и руководители национально-культурных организаций не прониклись «перспективным и практически ориентированным уважением к использованию этого документа» — широкого обсуждения документа не состоялось, руководители национально-культурных организаций «не донесли пафос Стратегии, гражданской идентичности до целевой аудитории». Эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов ИЭА РАН в Южном федеральном округе Лариса Хоперская отметила минусы информационного сопровождения. Она предложила разместить в открытом доступе региональные программы, назвать ответственных за их исполнение и публиковать сведения о выполнении пунктов плана реализации Стратегии. По итогам выступлений руководитель Центра «Исследования межнациональный отношений» Института социологии РАН Леокадия Дробижева отметила, что есть общие проблемы для всех регионов, но они по-разному звучат в каждом субъекте. По ее словам, подобные обсуждения показывают, где в Стратегии необходимо внести корректировки, углубления или пояснения. – Украина нам показала как динамично нужно рассматривать тот тезис, который был заложен в Стратегии. Наше научное сообщество дает возможность откорректировать эти позиции, — сказала она. В свою очередь замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин отметил, что вхождение Крыма и Севастополя в состав России изменят не только их, но и в какой-то степени всю нашу страну. – События на Украине еще раз продемонстрировали нам, что нельзя пренебрегать национальной политикой, и дальше докажут, что национализм не имеет перспективы, — заявил он. Стратегия национальной государственной политики России на период до 2025 года была утверждена 19 декабря 2012 года. ИЭА РАН и ОСОО «Российская нация» в конце 2013 года уже проводили обсуждение слабых мест в реализации документа. Напомним, что Правительство России в 2014 году на укрепление единства нации направит 1,158 млрд рублей, сообщается на сайте кабинета министров 15 марта. На мероприятия в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» всего планируется выделить 1,7 млрд рублей. В 2014 году власти выделят 1,158 млрд рублей, а в 2015 - 600 миллионов. Деньги поступят в Министерство регионального развития, откуда будут распределены по бюджетным, автономным учреждениям и другим некоммерческим организациям. Субсидии выделят на проведение мероприятий «по созданию и развитию духовно-просветительских центров». Концепция федеральной целевой программы предполагает, что в результате ее реализации к 2020 году положительно оценивать состояние межнациональных отношений будут 65% населения. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности тоже составит 65% населения. ФЦП должна обеспечить координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными объединениями. Общий объем финансирования до 2020 года составит почти 6,8 миллиарда рублей, из которых около 3,2 миллиарда выделит федеральный бюджет. Министерство регионального развития России распределило субсидии между регионами, подававшими заявку на финансирование региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Об этом 20 марта сообщила пресс-служба Минрегиона. Всего между 39 регионами было распределено 376,010 млн рублей. В том числе 228 млн рублей было выделено на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, 148,010 млн рублей — на содействие этнокультурному многообразию народов России. Самую большую сумму выделили Ставропольскому краю — 43 млн 956,9 тысячи рублей. На втором месте Санкт-Петербург — 41 млн 324,8 тысячи рублей. На третьем — Дагестан с 37 млн 759 тысячами рублей. Субсидии размером от 15 до 20 млн рублей получили Башкортостан, Бурятия, Коми, Якутия, Татарстан, Удмуртия и Пермский край. Меньше всего досталось Саратовской, Белгородской областям и республике Тыва. Точные суммы можно посмотреть на сайте Минрегиона. Всего в конкурсе участвовало 59 субъектов РФ. Субсидии получили те регионы, программы которых соответствовали необходимым условиям. Региональные программы состоят из двух частей: в обязательной части прописаны шаги по созданию системы мониторинговых центров, повышению квалификации госслужащих, оказанию грантовой поддержки общественным инициативам в межнациональной сфере, меры, предупреждающие усиление экстремизма и ксенофобии, а также проведение соответствующей информационной кампании. В вариативной части, которая создается с учетом особенностей региона, указаны шаги по этнокультурному развитию народов, содействию развитию казачества, коренных малочисленных народов, а также адаптации и интеграции мигрантов, сообщает «">http://nazaccent.ru/content/11253-eksperty-rasskazali-o-pozitivnom-i-negativnom.html]«Национальный акцент». </p>
Фото: Александр Тармаханов
В сюжете: национальная политика