Болор Лхааджав о грязных президентских выборах в Монголии
Краткий обзор состояния монгольской политики за неделю до выборов.
9 июня Монголия изберет своего следующего президента. Это была грязная предвыборная кампания, в ходе которой все стороны утверждали, что судьба демократии Монголии поставлена на карту в предстоящем голосовании. О предстоящих выборах президента Монголии The Diplomat поговорил с Болором Лхааджавом, редактором книги о монгольском обществе в Блумингтонском университете Индианы и частым комментатором внешней политики Монголии. Болор также является соведущим подкаста “77 Nation”, базирующегося в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Это был особенно спорный предвыборный сезон, когда MНП приняла законы, запрещающие действующему президенту баллотироваться, а президент Баттулга попытался распустить MНП. Не могли бы вы рассказать нам о главных событиях последних нескольких месяцев?
- После мирной демократической революции 1990 года Монголия успешно провела пять президентских выборов по многопартийной системе. Президентские выборы этого года, которые должны состояться 9 июня 2021 года, являются спорными по ряду причин, включая, но не ограничиваясь ими, Монгольскую народную партию (МНП), занимающую большинство мест в парламенте, вспышку COVID-19 и ответ правительства, а также ослабление главной оппозиционной партии-Демократической партии. Это особенно спорно, потому что оппозиционные партии и наблюдатели опасаются однопартийного правления в Монголии, что приведит к голодовкам, и желают предостеречь страну от этого пути.
Когда в 2016 году ДП проиграла МНП, сохранив лишь девять из 76 мест в парламенте, – борьба за пост президента началась как для ДП, так и для МНП. ДП стремилась иметь некоторую власть на высоком уровне в правительстве, поскольку ее представители получили лишь девять мест в парламенте. Для МНП целью было удержать власть всех трех ветвей – парламента, канцелярии президента и кабинета министров.
После своей уверенной победы на парламентских выборах МНП надеялась получить пост президента. За неделю до того, как монголы в последний раз отправились на президентские выборы, 9 мая 2017 года была обнародована аудиозапись. По-видимому, это была запись 90-минутного разговора с участием председателя парламента М.Энхболда, который также был кандидатом в президенты от МНП в 2017 году. Аудиозапись, якобы записанная в 2014 году, предшествовала парламентским выборам в Монголии в июне 2016 года. Запись прославилась обсуждением сделки МНП “60 миллионов тугриков” (20 миллионов долларов) по получению взяток для перетасовки правительственных постов в рамках плана по усилению ее партийной хватки. Политическая атмосфера непосредственно перед президентскими выборами 2017 года была почти на грани кипения.
Когда МПНП проиграла президентские выборы кандидату от ДП Х.Баттулге, ее члены добивались внесения поправок в Конституцию. Президент использовал свое право вето. Но его действия были проигнорированы парламентом, большинство членов которого – представители МНП. В 2019 году парламент одобрил третье обсуждение проекта поправок к Конституции Монголии, согласно которому новоизбранный президент будет исполнять свои обязанности один шестилетний срок. Все предыдущие президенты отслужили два срока, кроме Н.Энхбаяра и теперь Баттулги.
Однако это не означает, что эти законодательные решения направлены только на то, чтобы запретить бывшему президенту Энхбаяру и Баттулге баллотироваться. Поправки к конституции, баланс сил в Монголии, полупрезидентская система и вопрос о том, сколько власти должен иметь президент, – все эти темы были частью продолжающейся политической дискуссии на монгольской политической арене в течение последних десятилетий.
Важно также, что закон о выборах требует от избранного президента приостановить членство в партии, чтобы в полной мере служить народу и стране. Ослабление ДП после парламентских выборов 2016 года могло косвенно оказать давление на действующего президента, чтобы он остался у власти в качестве президента.
Более того, ученые-правоведы были крайне недовольны тем, что Конституционный суд превзошел свои полномочия по микроуправлению избирательной системой. Например, советники президента д-р Энхбайгали Бьямбасурен и д-р Гунбилег Болдбаатар подчеркивали, что “ограничение права избирать и быть избранным означает ограничение прав политических партий выдвигать свои кандидатуры и прав всех сторонников, прав всего народа избирать своего президента. Право народа голосовать гарантировано Конституцией, и оно не должно быть ограничено. Конституция не может толковаться в политических целях.”
Что касается бывшего президента Энхбаяра, который в 2012 году был заключен в тюрьму за злоупотребление властью и коррупцию, то он потерял поддержку большинства народа. С тех пор как его выпустили из тюрьмы, он добивался своего поста и был отвергнут Генеральным избирательным комитетом. Чем больше он пытается снова войти в политическую жизнь, тем больше подозрений у людей.
Семейно-феодальная политическая игра между МНП и ДП вынудила Энхбата Даваасурэна баллотироваться от Монгольской рабочей партии (МРП). В своем последнем интервью Энхбат заявил, что он баллотируется на пост президента не из-за политических амбиций или карьеры; он баллотируется на пост президента, потому что отличается от других кандидатов, которые слишком долго были в политике и имеют политическую жизнь или партийную принадлежность, чтобы проиграть.
- Монгольская молодежь сыграла ключевую роль в переходе страны к демократии. Какую роль играют молодые монголы в нынешней политической обстановке?
- В ходе нового общенационального опроса, проведенного Международным Республиканским Институтом, были опрошены монголы в возрасте от 18 до 40 лет. Согласно последним исследованиям, “94 процента монгольской молодежи считают важным, чтобы все члены взрослого населения страны были включены в процесс принятия политических решений. В частности, 97 процентов монгольской молодежи считают важным вовлечение молодых людей, а 91 процент считает, что вовлечение женщин и людей с ограниченными возможностями также имеет решающее значение.”
Безработица была самой большой проблемой монгольской молодежи, и 54 процента опрошенных назвали ее одной из трех наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед Монголией. Вторым по распространенности ответом была коррупция (22% респондентов), за ней следовали образование (18%) и бедность (18%).
Опрос также показал, что “молодые монголы очень мало доверяют политическим партиям, причем 60% выражают либо "очень" (10%), либо "несколько" (50%) негативное мнение о партиях.” Но их разочарование не ограничивается политическими партиями: “Более половины придерживаются "очень" (11%) или "несколько" (40%) отрицательного мнения о судах, а 56% имеют либо "очень" (9%), либо "несколько" (47%) негативное мнение о парламенте.” Более половины респондентов также оценили работу национального правительства как “очень” или “несколько” плохую в плане предоставления экономических возможностей, рабочих мест и возможностей для участия граждан в политике.
Тем не менее, “несмотря на нынешние препятствия, стоящие перед страной, опрос показал подавляющую поддержку среди монгольской молодежи сохранения демократической системы (76 процентов) – многообещающий знак для будущего Монголии.”
Более того, в последние два десятилетия монголы за рубежом проявляют все большую активность в политической жизни Монголии. По состоянию на 2020 год за рубежом обучается и проживает около 150 000 монголов. Благодаря современным технологиям и свободному потоку информации, эти люди всегда связаны с Монголией. Возросло число петиций, подаваемых монгольскими властями за рубежом по ряду насущных вопросов, таких как борьба с загрязнением воздуха, коррупцией, офшорными счетами, а в последнее время-подавление китайским правительством монгольского языка в школьной системе Внутренней Монголии.
- Что говорят нам выборы 2021 года о здоровье демократии в Монголии? На какие маркеры следует обратить внимание в последнюю неделю кампании и в сам день голосования?
- В последние годы политика Монголии, коррупция и случаи взяточничества ослабили доверие многих людей к правительству и правоохранительным органам. Просто посмотрите на результаты опроса выше. Мы говорим о двухпартийной политической системе, в которой доминируют две партии, которые протвостоят друг другу с 1990 года. В период с 2014 по 2016 год Монголия пережила большую социальную мобилизацию как внутри страны, так и за рубежом, протестуя против плохого качества воздуха, добычи полезных ископаемых на священной земле в Нойон-Ууле, сюда же относятся и оффшорные счета высокопоставленных правительственных чиновников – некоторые из них все еще находятся на своих постах. В начале этого года общественное возмущение вызвало жестокое обращение с пациенткой больницы и в результате все это привело к отставке премьер-министра У.Хурэлсуха. Не слишком ли легко он ушел в отставку, чтобы потом баллотироваться в президенты, - это еще один аргумент. Однако в недавнем выступлении в подкасте нынешний премьер-министр Л. Оюн-Эрдэнэ заявил: “Общественность всегда смотрит, и они не дураки. Если вы не нужны народу, вы не будете избраны.”
Появление стороннего варианта, такого как кандидат в президенты Энхбат Даваасурэн, приветствуется молодежью. Энхбат получил значительную поддержку в социальных сетях, особенно среди монголов за рубежом и молодежи в Монголии. Бывший генеральный директор и основатель Datacom, компьютерный инженер и ученый, Энхбат пользуется благосклонностью главным образом потому, что народ не хочет видеть во главе государства представителей MНП и ДП, особенно после того, как Хурэлсух ушел в отставку в трудное время ради собственной личной политической выгоды. Кандидат от ДП С.Эрдэнэ баллотируется под лозунгом “Монголия без диктатуры”, явно опасаясь однопартийного доминирования в Монголии, если он или Энхбат проиграют президентские выборы 9 июня.
Будь то парламентские или президентские выборы, люди бросают вызов тем, кто находится у власти, за лучшее управление, гражданскую судебную систему, права человека и экономические возможности. Образованная молодежь все больше разочаровывается из-за безработицы. Все эти вопросы нуждаются в определенной поддержке со стороны правительства. Правительство, используя демократическую практику, должно предоставить больше возможностей.
В следующем десятилетии Монголия столкнется с серьезным энергетическим кризисом. По мере того как развитые и развивающиеся страны переходят на возобновляемые источники энергии и уходят от угольной энергетики, экономика Монголии должна искать альтернативный источник. Монгольские политики и следующий президент страны должны не поддаваться мелкой внутриполитической игре и действительно сосредоточиться на более крупных проблемах. Страна должна двигаться в здоровом направлении. В этом стремлении наиболее важными компонентами являются демократия, многопартийное управление, президент, избираемый народом, и участие молодежи.