Действительно ли Хутулун и другие женщины-воины сражались в монгольской армии?
Монгольские женщины-воины были грозными противниками. Они виртуозно владели смертоносными луками и успешно командовали войсками.
“Холодная ночь опускается на травянистые холмы монгольской степи. Затем внезапно тишину пронзает топот скачущих лошадей. Раздаются крики, кавалерия атакует ничего не подозревающие силы Хубилай-хана. Лошадь Хутулун встает на дыбы, отчаянно желая вступить в бой. Но Хутулун сдерживает кобылу - пока рано. Еще до рождения Хутулун в 1260 году ее отец, Кайду, ненавидел Хубилая-хана. В их глазах Хубилай был предателем, который избегал монгольских традиций, принимая китайские. Но, если этот рейд пройдет по плану, Хутулун и ее отец смогут нанести решающий удар. “Пора, Хутулун!” – Кайду ревет. Пришпорив свою лошадь, Хутулун летит на врага. Ловко, как ястреб, она приближается к своей добыче, командиру лагеря. Она выпускает стрелу с костяным наконечником, которая пронзает плечо командира. Хутулун поднимает его окровавленное тело в седло и мчится обратно к своему отцу. Бесцеремонно бросает врага к ногам Кайду. И это она делала много раз”, - написал путешествовавший по миру Марко Поло, который часто описывал подвиги Хутулун.
Праправнучка Чингисхана Хутулун, по общему мнению, была задирой. Живя в конце 13 века, она была лучшим воином своего отца Кайду. Марко Поло писал, что она была “такой сильной и храброй, что во всем королевстве ее отца не было мужчины, который мог бы превзойти ее в подвигах силы”. Персидский хронист Рашид ад-Дин согласился с этим, написав, что она “часто принимала участие в военных кампаниях и совершала акты героизма”.
Но она была не единственной женщиной-воином евразийской степи. Монгольские женщины-воины “существуют, но они не являются обычным явлением”, - говорит монгольский военный историк Тимоти Мэй из Университета Северной Джорджии. Но ответ на вопрос о том, насколько они были обычными, зависит от того, кого вы спрашиваете. В то время как некоторые ученые считают, что женщины-воительницы завоевывали мир вместе с Чингисханом, другие в этом сомневаются и считают, что современные упоминания о монгольских женщинах-воительницах - не более чем литературные приукрашивания.
Несмотря на противоречия, большинство ученых сходятся во мнении, что для того, чтобы быть монголом, нужно было знать две вещи: как ездить верхом и как стрелять. Как выразился Мэй, “без коня ты был мертв”. В Монголии верховой езде начинали учиться рано. Малыши садились в седло раньше, чем учились ходить. К семи годам дети стреляли из лука со спины лошадей, участвовали в гонках как жокеи и, при необходимости, отправлялись в бой верхом. “Семилетний ребенок – это солдат. Не имеет значения, какого пола этот ребенок ”, - говорит кандидат наук Колумбийского университета Салли Гренланд.
При Чингисхане монголы создали самую большую из когда-либо существовавших сухопутных империй. По некоторым оценкам, она простиралась на ошеломляющие двенадцать миллионов квадратных миль по всей Азии, от современной Польши до Южной Кореи. Успех монголов был во многом связан с их навыками верховой езды и стрельбы из лука. Как выразился один китайский хронист, “они завладели миром благодаря преимуществу лука и лошади”. По этой же причине женщины-воины могли быть такими же смертоносными, как и мужчины, говорит Мэй.
На заре евразийской степи умение обращаться с луком и ездить верхом могло стать решающим фактором между выживанием или смертью. Волки, вражеские племена и другие опасности подстерегали повсюду. “Ты по большей части одна в степи, поэтому мужчинам пришлось научиться выполнять женскую работу, а женщинам - мужскую”, - говорит Мэй. В то время как мужчины традиционно защищали лагерь, а женщины заботились о стадах племени, каждый должен был быть готов защищаться, особенно если вражеское племя решило совершить набег на ваше собственное. “Если вы живете в группе из 20 человек, а еще 20 человек едут через холм, и им нужно то, что у вас есть, будь то вода или овцы, или что угодно, – было бы глупо, если бы десять ваших женщин просто сидели на земле”, - говорит Салли Гренланд.
В средневековой Монголии почти каждое занятие, от скачек до борцовских поединков, одновременно являлось военной подготовкой — возможно, самым важным из них была общественная охота. “Женщины принимали активное участие в организации охоты”, - говорит Гренланд. Участвовали все: молодые и старые, мужчины и женщины. Когда солнце поднималось над холмистыми лугами степи, охотники отправлялись на поиски дичи. Когда они находили несчастного оленя или кабана, группа окружала животное все плотнее и плотнее, пока кто-нибудь не наносил паникующему животному смертельный удар.
Монгольские солдаты использовали ту же тактику в бою, окружая врагов со смертельной эффективностью. "Охота научила воинов сохранять спокойствие перед лицом отчаявшегося врага и была шансом и для мужчин, и для женщин доказать свою храбрость", - говорит Гренланд. Во время охоты “у женщин был шанс стать героями и они могли восприниматься как воины”.
До конца 12-го века племена, разбросанные по степи, часто сражались друг с другом, поэтому каждый воин имел значение. Если вражеское племя решало совершить набег на ваш лагерь, все - мужчины и женщины - брали свои луки и боевые топоры, чтобы защитить свой дом. Но позже, когда Чингисхан объединил степь и начал свою кампанию за мировое господство, его армия выросла, а индивидуальные роли стали более специализированными. По большому счету, мужчины становились солдатами, в то время как женщины управляли растущей империей Чингисхана. Женщины-воины все еще иногда сражались, но по сути они стали резервной силой. “Когда битва становилась тяжелой, монголы вводили дополнительные войска, которые, как правило, состояли из женщин”, - говорит Мэй. “Но в целом было меньше женщин-воинов в последние дни империи”,- говорит Гренланд.
По мере роста армии Чингисхана она также становилась все более “сложной”, - говорит Гренланд. Чингисхан подкреплял свои войска пленными врагами, заставляя их выполнять самые опасные задания на войне, например таскать тараны к городским воротам. Он перенял военную тактику других культур, например привлекал китайских инженеров для изготовления требушетов (метательных машин). Но, в отличие от монголов, другие народы не позволяли женщинам сражаться. “В культурах, в которые монголы вторглись и которые они затем включили в свою собственную военную машину, доминировали мужчины, и я думаю, именно поэтому мы видим меньше женщин-воинов на передовой”, - говорит Гренланд. Но это не мешало женщинам брать в руки оружие и отправляться в бой.
Иногда женщины наследовали войска и военные звания от умерших мужей и отцов. Однако такие случаи были редки, говорит Беттин Бирге, специалист по истории Китая из Университета Южной Калифорнии. “С моей точки зрения, женщины обладают большой политической властью, но не обязательно сами являются воинами, за исключением некоторых единичных случаев”.
Однако даже после Чингисхана женщины командовали монгольскими войсками и сражались вместе с ними. В начале 13-го века Алака Беки, дочь Чингисхана, унаследовала войска от своего отца и имела “несколько тысяч женщин, служивших ей. Всякий раз, когда они отправляются в поход, они обезглавливают и убивают”, - писал китайский хронист Чжао Хун. В 1280-х годах, когда Хутулун была занята командованием армиями в Восточной Азии, Шажи, которая была этническим китайцем, но сражалась за Монгольскую империю, участвовала в сражениях вместе со своими 10 000 солдат, заработав высшую военную и гражданскую должность в Монгольской империи. К концу 13-го века две другие китаянки, Шэцзе и Шигу даже подняли оружие друг против друга вместо умершего отца и мужа.
Поскольку число женщин-воинов сократилось после прихода Чингисхана к власти в начале 13 века, Хутулун стала необычным явлением. Ее “считают персонажем типа Жанны д'Арк”, - говорит Гренланд. Жившую в конце 13-го века Хутулун отделяли четыре поколения от ее знаменитого деда Чингисхана, строителя империи. "Хотя в исторических источниках упоминаются и другие женщины-воительницы, история Хутулун получила наибольшее распространение и опирается на литературные произведения того времени", - говорит Бруно Де Никола из Лондонского университета. “Марко Поло пытался произвести впечатление на Европу, поэтому рассказать историю реальной Азии не было его целью”, - говорит Де Никола. Он считает, что в истории Хутулун, вероятно, есть “немного фантазии”, особенно когда речь идет о ее способности побеждать любого потенциального мужа в борцовском поединке.
Однако как военный ученый, Мэй не ставит под сомнение, что Хутулун “была великим борцом” и способным воином. “Тот факт, что она годами руководила воинами, говорит о том, что она обладала не только отличными лидерскими качествами, но и эффективно использовала оружие”, - говорит Мэй. Ее история также подтверждается в персидской хронике Рашид ад-Дина. “Упоминания о Хутулун как у Марко Поло, так и у персидского историка Рашид ад-Дина весьма красноречивы”, - говорит Бирге. “Я не думаю, что вы найдете кого-нибудь, кто будет отрицать, что она существовала на самом деле и была настоящим воином”.
Как и во всем, что касается монголов, отделить факты от домыслов и вымысла - задача практически невыполнимая. Сами монголы оставили после себя только один первоисточник. Все остальные источники исходят от посторонних, обычно от их врагов. Но ученые все больше верят, что монгольские женщины воевали наравне с мужчинами, мчались по холмистым лугам евразийской степи, вооруженные натянутым луком, а их стрелы были готовы лететь в любого врага.
Фото: atlasobscura.com
Источник: atlasobscura.com
В сюжете: Монголиямонголымонгольская армияЧингисханженщины-воины