Философия бурят-монгола победила!
В Бурятии подведены итоги конкурса «Буряад арадай Шэнэ Бэлиг», целью которого был поиск идей, способствующих возрождению народного духа. Основой нового «кодекса чести бурята», как уже писал АРД – стала священная для всех монголов «Великая Яса» Чингисхаана. И, пожалуй, символично, что в конкурсе победил проект, представленный «РОО «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун» и общественным движением «Сайн эр».
Объявлены результаты конкурса «нового кодекса чести» бурят, инициированного общественниками Бурятии.
Независимая комиссия распределила места следующим образом: 1-е место – «Буряад арадай Шэнэ Бэлиг», авторы: «РОО «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун» и общественное движение «Сайн эр» (Бундаева Е., Зыдрабын Б., Шарапов Д.); 2-е место занял доктор исторических наук Н.В. Абаев с «Заповедями цивилизованного бурята»; 3-е место поделили – союз бурятской молодежи «Шоно» (Чимитдоржиев Б.) и Совет старейшин (Базарон Я., Зыдрабын У.)
Бутидма Зыдрабын, одна из победительниц-авторов («Наследие Оэлун») сообщила АРД некоторые подробности о прошедшем конкурсе и позволила частично ознакомиться с основными положениями Нового Кодекса, предложенного общественным объединением. Мы полагаем, именно их «аутентичность» - опора на известные положения «Великой Ясы» - может найти отклик в сердцах народа. Что и позволило авторам «Буряад арадай Шэнэ Бэлиг» победить. Для начала - в этом конкурсе.
- Наш «Бэлиг» состоит из 25 страниц и разрабатывался путем коллективных обсуждений плюс материала самого билика Чингисхана. Работа шла в течение многих месяцев – процесс очень интересный и ответственный. Инициатива же проведения конкурса принадлежит Зоригто Будаеву, - говорит Бутидма Зыдрабын, - Подведение итогов конкурса прошло на одном дыхании - все очень остались впечатлены!
Материалы представлены самые разные. Но они не противоречат, а дополняют друг друга. Собрались и ученые, и молодежь, и старейшины. Кстати, «Бэлиг» от совета старейшин будет в форме метких выражений на прекрасном бурятском языке! - продолжает Бутидма.
Из «Буряад арадай Шэнэ бэлиг»:
«Чингисхан завещал своим потомкам не дворцы и злата, а жить по законам Хухэ Мунхэ Тэнгэри, Великой Ясы «Их Засаг». Прошло время ожидания свершений от нойонов. Сегодня судьба нашего народа зависит от каждого из нас.
Ты бурят! На тебе огромная роль за будущее народа! Наставления Шэнэ Бэлиг универсальны и подходят каждому жителю нашего единого мира!
- Комиссия рассматривала все проекты, прежде всего, с точки зрения доступности для населения и, конечно - содержательности тезисов. Нам нужны ориентиры для развития народа! И каждый может в дальнейшем принять участие в этом процессе - став неравнодушным и предложив свое видение. Я думаю, что процесс пошел - это главное, - замечает Бутидма Зыдрабын, - Позже мы презентуем свой «Бэлиг», о чем будет заявлено отдельно.
Заметим, что в проекте «Наследия Оэлун» и «Сайн Эр» большое внимание уделено народным традициям, воскрешение и популяризация которых большинством общественников была признана сегодня крайне необходимой.
Из «Буряад арадай Шэнэ бэлиг»:
«Мы предлагаем традиции современных бурят-монголов:
• Бурят-монгол должен знать историю своего края, исторических личностей.
• Бурят-монгол должен знать свой род.
• Бурят-монгол должен знать свой родной язык!
• Все мероприятия (официальные, праздничные, семейные) надо начинать с исполнения Гимна Бурятии на фоне государственного флага республики. При исполнении гимна все должны встать и держать руку на сердце. Гимн надо исполнять на бурятском языке. Мы все должны знать гимн наизусть.
• Все народные, родовые, семейные мероприятия должны проходить на бурятском языке.
• Каждый род должен следить за чистотой и сохранностью родников, ручьев и рек в его местности!
• Земля священна – сорить и осквернять опасно для жизни!
• Буряту запрещается оставлять мусор в неположенных местах!
• Нам надо почитать «Эрын гурбан наадан» - «Три игры мужей»: борьбу, конные скачки, стрельбу из лука. Сильное тело, умение скакать на лошади и поражать цель – качества истинного бурят-монгола.
Как сообщает интернет-страница республиканского общественного объединения «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун», в состав комиссии по отбору проектов вошли: председатель Общественной палаты Бурятии Владимир Прокопьев В.Б., руководитель лаборатории этнопедагогики БГУ Валентина Лыгденова, член Общественной палаты Олег Булутов, кандидат философских наук, ИМБИТ СО РАН Ирина Дашибалова, поэт Амарсана Улзытуев.
Особо отметим, что на мероприятии выступила вдова Цырен-Анчика Дугарнимаева - автора перевода «Зерцало мудрости» - Э-Х. Галшиева Ханда Эрдынеевна Дугарнимаева. Она рассказала, как трудно было Ц-А. Дугарнимаеву в 70-е годы готовить к изданию, переводить текст на бурятский и русский. За продвижение «дацанской идеологии» ему грозило увольнение с работы, выговор объявил сам Модогоев. И сегодня, благодаря лишь смелости ученого мы имеем возможность руководствоваться сутрами «Бэлигуун толи».
Итоги конкурса вселяют надежду. Осталось представить их вниманию широкой общественности. Жить по пунктам «новой Ясы» предлагается каждому, кто считает себя наследником или наследницей великой империи и великой истории…
Философия бурят-монгола, из кодекса «Буряад арадай Шэнэ бэлиг»:
- Бурят-монголы живут и действуют согласно воле Вечного синего неба!
- Бурят-монголы, как и Чингисхан, живут по принципу «Духа степной взаимовыручки». Самый страшный поступок для монгола –предательство.
- Монголы с презрением относились к «комфорту», к стремлению оседлых народов окружать себя роскошью и изобилием. Монгол ценит превыше всего свободу.
- «Их Хориг» - «Великий запрет» - так называлась территория вокруг Байкала и считалась священной. Великий Чингисхан завещал потомкам беречь эту землю. Здесь нельзя было охотиться, рубить деревья… Наши предки почитали Небо и Землю, брали у природы ровно столько – сколько необходимо для жизни и пропитания. Ничего лишнего! Они не думали только о себе. Они всегда помнили о нас – своих потомках. Что оставим нашим детям и внукам мы?
- У природы бери ровно столько, сколько тебе необходимо по минимуму – в меру.
- Не оскверняй воду, землю, огонь!
- Совершая любое действие, подумай – что останется после тебя твоим потомкам.
- Действия каждого бурят-монгола должны быть направлены в первую очередь на улучшение жизни своей Родины, своей земли, своего народа! Каждый из нас должен стремиться стать лучше и умнее, чище и добрее. Мы как народ должны совершенствоваться, начиная работать над собой, над улучшением своего рода.
- Мы пришли на Землю – изменить себя к лучшему. Общество меняется тогда, когда каждый меняет себя к лучшему.
- Сейчас основная проблема заключается в том, что мы говорим одно, думаем – другое, делаем – третье. Нам всем нужно научиться говорить, думать и делать – одно!
- Внутренняя историческая мотивация бурят – буян.
- Самое главное для бурята – свобода!