Проект бюджета Бурятии на 2023 год внесли в Народный Хурал республики с дефицитом 6,7%
В Народном Хурале состоялись публичные слушания по проекту закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В них приняли участие депутаты Народного Хурала, представители министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественности. Для широкой публики на сайте парламента велась трансляция. Ознакомиться с проектом трехлетнего бюджета можно на сайте Народного Хурала.
Открывая заседание, Председатель Народного Хурала Владимир Павлов отметил обязательность проведения публичных слушаний, подчеркнув их открытость для общественности. Главный финансовый документ республики был внесен в Народный Хурал 25 октября.
- Сегодня мы обсудим основные характеристики и параметры республиканского бюджета, услышим предложения, которые будут рассмотрены при утверждении бюджета. В настоящее время в связи с непростой ситуацией в мире и стране бюджет республики должен обеспечивать выполнение всех социальных обязательств перед нашими гражданами, - так обозначил задачу публичных слушаний глава республиканского парламента.
Главный финансовый документ на слушаниях представил министр финансов Бурятии Георгий Мадаев. Он доложил об основных характеристиках и параметрах республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год. По его словам, проект закона разработан исходя из прогноза социально-экономического развития республики.
- В проекте предусмотрены финансовые ресурсы для выполнения принятых публичных нормативных обязательств, получения гражданами образования, медицинской и социальной помощи, обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, осуществление дорожной деятельности, поддержка сельскохозяйственного производства и многое другое, - сказал докладчик.
Основные показатели проекта республиканского бюджета на 2023 год следующие: доходы - 100,8 млрд рублей, расходы - 108,1 млрд, дефицит бюджета 7,3 млрд. рублей. Пока прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов составляет 39,6 млрд рублей. Общий объем безвозмездных поступлений предусмотрен в 2023 году в размере 61,2 млрд. рублей. Субсидии из федерального бюджета предусмотрены в объеме 28,2 млрд. рублей на социальную поддержку граждан. Иные межбюджетные трансферты на 2023 год запланированы в сумме 3,8 млрд рублей.
Бюджет сформирован, исходя из реализации 25 государственных программ с объемом финансирования в 2023 году 103,5 млрд. рублей¸ пояснил министр. Наибольший удельный вес в расходах бюджета по-прежнему занимают социальные расходы. На них предусмотрено - 66,8 млрд рублей: здравоохранение - 15,6 млрд. рублей, образования - 26,4 млрд. рублей, на социальную поддержку граждан - 20,4 млрд. рублей. На ЖКХ, развитие сельских территорий, туризм, энергетики, транспорта и дорожного хозяйства заложено 21,5 млрд. рублей.
Докладчик рассказал о финансировании сферы культуры и спорта, инфраструктурных расходах и средствах Дорожного фонда, сумма которого увеличена до 4,9 млрд рублей. Коротко остановился на госпрограммах по развитию экономики. Так, на ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» направляется в 2023 году 10,8 млрд. рублей, на «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий» 1,5 млрд. рублей (из них за счет средств федерального бюджета 517,8 млн. рублей). На государственную поддержку малого и среднего предпринимательства предусмотрено в проекте 794,5 млн рублей. Субсидии муниципальным районам сохраняются на прежнем уровне. На непрограммные расходы в проекте бюджета предусмотрено 4,6 млрд. рублей.
По словам министра, «работа по формированию бюджета не завершена, планируется уточнение объемов финансовой помощи из федерального бюджета».
- Бюджет, который мы рассматриваем сегодня - сложный, формирование его осуществляется в условиях дальнейшего снижения финансовой гибкости бюджета. В этих условиях одной из важнейших задач является консолидация бюджета, как за счет доходов, в том числе путем привлечения средств из федерального бюджета, так и за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, повышения эффективности бюджетных расходов, - отметил Георгий Мадаев.
Заслушав министра, депутаты задали ему ряд вопросов. Сергей Леонов поинтересовался ремонтом бассейна в Новой Бряни, Валерий Кочнев спросил о повышении заработной платы учителям и тренерам допобразования. Алексей Багадаев задал вопрос об источниках финансирования помощи Старобешевскому району. Об объемах капитальных ремонтов школ интересовался Тумэн Дондоков.
Экономический анализ проекта главного финансового документа по налоговым, неналоговым доходам, а также расходам капитального характера на 2023–2025 годы представила зампред правительства Бурятии - министр экономики Екатерина Кочетова.
Заместитель председателя Счетной палаты Михаил Егоров доложил о заключении контрольного органа. По его словам, заметно занижена доходная часть бюджета-2023. В целом контрольный орган рекомендовал парламентариям принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Александр Бардунаев охарактеризовал работу над республиканским бюджетом как «поиск компромисса между бюджетными потребностями и возможностями». Говоря об основных направлениях бюджетной политики, он отметил такие моменты, как обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости республиканского бюджета путем ограничения дефицита бюджета и уровня долговой нагрузки, повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, предоставление мер социальной поддержки в полном объеме и индексации социальных выплат, создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и другие. По словам депутата, работа над трехлетним бюджетом будет продолжена.
Отраслевые проблемы обозначили председатель Комитета по земельным вопросам, агарной политике и потребительскому рынку республиканского парламента Дмитрий Швецов, председатель Комитета по социальной политике Игорь Марковец.
О нехватке средств на увеличение заработной платы бюджетникам высказался глава Муйского района Андрей Козлов. По его мнению, выходом могло бы стать уменьшение доли муниципального софинансирования с 50 до 20 процентов.
Депутаты Народного Хурала Михаил Гергенов, обозначая проблемные вопросы жителей республики, предложил увеличить объем инфраструктурных денег до 400 млн рублей.
Завершая заседание, Председатель Народного Хурала Владимир Павлов заверил, что прозвучавшие предложения и пожелания будут тщательно отрабатываться на специально созданной Рабочей группе и войдут в проект Рекомендаций публичных слушаний.