Правительство Монголии обвиняют в принятии закона, угрожающего свободе слова
Правовое сообщество рассматривает закон под названием "Защита прав человека в социальных сетях" как шаг, препятствующий свободному распространению мнений граждан.
Правительство Монголии обвиняют в принятии поспешного и завуалированного закона, который в значительной степени лишит свободы слова, сообщает bne IntelliNews. Закон, представленный под названием "Защита прав человека в социальных сетях", должен бороться с преследованиями в социальных сетях, но правовое сообщество и организации по защите гражданских прав рассматривают этот закон как шаг, препятствующий свободному распространению мнений граждан.
Закон был представлен 17 января министром цифрового развития и связи Учралом Ням-Осором. Он не проходил через парламентские процедуры, такие как публичные слушания. Сорока из 52 законодателей, присутствующих в парламенте, было достаточно для принятия закона (24 депутата отсутствовали) 20 января. Закон вступит в силу 1 февраля.
Оппозиционная Демократическая партия (ДП) выступила против закона. Она запросила отсрочку голосования на пять дней, однако спикер парламента предоставил отсрочку только до полудня того же дня, когда было назначено голосование. Когда пришло время голосовать, закон был принят подавляющим большинством по партийному принципу. Только один член Монгольской народной партии (МН), Булгантуя Хурэлбаатар, проголосовал против закона вместе с ДП. Только один депутат от Лейбористской партии (HUN), Доржханд Тогмид, проголосовал за отклонение законопроекта.
Учрал защищал закон, разработанный для защиты уязвимых групп населения, таких как дети, от домогательств и издевательств в Интернете. Он утверждал, что крупные социальные медиа-компании не проводят тщательного мониторинга контента в стране.
Организации по защите гражданских прав, эксперты-юристы и группы защиты СМИ в Монголии в первую очередь обеспокоены несколькими положениями нового закона, которые могут быть использованы для ограничения свободы слова при якобы защите детей от киберпреступности.
"Этот закон дал бы государству полномочия регулировать социальные сети и заставил бы центры проверки фактов, такие как Монгольский центр проверки фактов, служить государству без выбора", - написал Дууя Баатар из неправительственной организации Nest Center for Journalism Innovation and Development.
Шестая статья закона дает правительству большую свободу действий для наказания людей за высказывание своего мнения в Интернете. Статьи касаются очернения государственных символов, национальных, исторических и культурных ценностей, культуры и обычаев Монголии. Они также ссылаются на экстремистскую деятельность, подрыв национального единства, разглашение государственной и служебной тайны, террористические акты, преступления против безопасности человека и национальной безопасности, а также подстрекательство и призывы к преступлениям. Согласно данному закону, контент может представлять опасность для общества, экономики, прав и законных интересов других. Наконец, его положения запрещают публикацию или распространение личной информации населения Монголии.
Эти положения не только помешают саморегулированию медиа-сектора, но и заставят организации, занимающиеся проверкой фактов, такие как NEST, работать на правительство. "Монгольский центр проверки фактов всегда говорил об опасностях легализации социальных сетей в Монголии", - сказал Дууя. “Несмотря на наши усилия по борьбе с онлайн-дезинформацией, мы считаем, что монгольская демократия слишком молода и хрупка, чтобы применять такой закон".
Согласно закону, станет трудно критиковать государственных должностных лиц во время предвыборной кампании, и, как отметил Дууя, организации по проверке фактов, которые были активны во время выборов, должны будут работать под надзором правительства.
Еще одна критика, выдвинутая правоведами и организациями по защите гражданских прав, заключается в том, что закон был принят без какого-либо общественного обсуждения, что нарушает демократический процесс и, возможно, нарушает закон. Министр Учрал заявил, что у него не было другого выбора, кроме как поспешить с принятием закона, потому что в противном случае "тролли" закрыли бы его. По его словам, если бы не было ускоренного подхода, подобный закон никогда бы не был принят.
Напомним, правящая партия, МНП, представила аналогичный закон о кибербезопасности в 2018 году. Проект был представлен на публичных слушаниях с участием нескольких специалистов по защите гражданских прав. В него были включены положения, касающиеся предотвращения распространения ложной информации в социальных сетях, но общественность решительно выступила против этих положений, и в конечном итоге они не были включены в закон.
Рассматривая шаги в связи с принятием нового закона, эксперт по безопасности Отгонпурэв Мэндсайхан сказал, что, MНП пытается избежать подобного исхода. "МНП приняла его без общественного обсуждения. Это из-за того, что предыдущие аналогичные положения в 2018 году были отменены. Таким образом, ясно, что МНП не хотела, чтобы это повторилось", - написал Отгонпурэв, добавив: "Теперь, под видом защиты прав детей и национальной безопасности, они приняли закон без участия общественности".
По словам юридического аналитика Мягмардоржа Буянжаргала, этот закон был принят в результате подрыва других законов и нормативных актов. "Согласно пункту 18 статьи 14.1 Закона о парламенте и статье 21.1 Закона о парламентской сессии, премьер-министр может попросить спикера обсудить проект закона в порядке чрезвычайной процедуры, если он связан с обеспечением экономических аспектов национальной безопасности. Однако премьер-министр и его кабинет не смогли продемонстрировать обоснование своей просьбы [этим законом]. Но спикера, похоже, это не волнует, поэтому он без колебаний принял просьбу премьер-министра ", - написал Мягмардорж. "Можно с уверенностью сказать, что правительство, или, точнее, правящая MНП будет использовать этот закон для ограничения контента в социальных сетях с критикой в их адрес, когда дело дойдет до следующих парламентских выборов, ожидаемых в июне 2024 года", - говорит Мягмардорж.
Единственными законными вариантами отмены закона, которые остаются, является президентское вето или решение конституционного суда о том, что закон является неконституционным.
Группы по защите гражданских прав создали онлайн-петицию, чтобы оказать давление на президента, который мог бы воспользоваться правом вето. Однако следует отметить, что нынешний президент Монголии является членом MНП, а Конституционный суд в основном поддерживает МНП своими решениями. Напомним, девять членов суда назначаются президентом, правительством Монголии и Верховным судом.