Балдыры вызвали споры в калмыцких соцсетях
На интернет - ресурсе Smartnews, где статьи формируются путем сбора мнений разных авторов по какому-то вопросу, не столь уж давно появилась статья о балдырах, что вызвало весьма неоднозначные комментарии как на самом ресурсе, так и в калмыцких соцсетях и форумах. Как оказалось, к метисам в Калмыкии относятся своеобразно. И это касается не только вопросов чисто внешних данных. При этом многие известные и знаменитые современные представители Калмыкии – балдыры. АРД приводит выдержки из статьи и наиболее яркие комментарии к ней.
“Балдыр, балдырка — так в Калмыкии называют метисов, детей, чьи родители принадлежат к разным этническим группам. Сегодня в Калмыкии такие браки очень распространены. И большинство признанных красавиц и красавцев, по мнению местных, рождаются именно от смешанных браков.
Стереотипы восприятия красоты у калмыков представляют собой как бы лестный автопортрет европеизированного азиата. Яркая привлекательная внешность: рост выше среднего, правильные телосложение и черты лица. Как правило, не раскосые, а крупные миндалевидные глаза. Скулы менее выраженные, более тонкие черты лица, оттенок кожи желтоват, темные или темно-русые густые волосы, наличие на копчике при рождении «пятна Чингисхана». Выносливы, нередко талантливы и умны. Примерно так выглядят современные балдыры (от baldyr — «смешанные»), добившиеся успеха и признания в обществе.
Модная индустрия республики ассоциируется в первую очередь с именем Николая Джевакова. В детстве его дразнили «цыганком». Смуглая, загорелая на палящем элистинском солнце кожа мальчика, крупные миндалевидные глаза и шапка кудрей. Его не вполне стандартная для азиатского региона внешность всегда привлекала внимание. Мама — калмычка, в отце течет русская и немецкая кровь. Такое смешение дало Николаю яркую внешность, благодаря которой сегодня его лицо узнаваемо не только в России, но и за рубежом. Prada, Kenzo, Givenchy — неполный список брендов, с которыми сегодня сотрудничает Николай Джеваков.
Мне повезло. Я родился в нужное время и в нужном месте. Моя внешность с изюминкой, с азиатскими чертами привлекает работодателей. Сам балдыр. Но считаю себя калмыком. Я не немец и не русский, потому что меня воспитали в калмыцкой семье мама и бабушка. Мне ближе калмыцкий менталитет. Я не говорю на родном языке, но отлично понимаю его. Безмерно горжусь своей Родиной. И когда встречаю Новый год вдали от домашнего очага, от малой родины, всегда готовлю себе калмыцкие национальные блюда. Как мужчина, отдаю предпочтение девушкам моей национальности. Балдыркам. Нет, я не заостряю на этом внимание. Все хороши, главное, чтобы были ухожены. Но меня привлекают девушки, в чьих жилах течет смешанная кровь. И одна из частей азиатская. В столице я не страдаю от своей внешности полуазиата. Я этим живу. Это больше моя работа. Ненависти и личной неприязни к себе от окружающих не чувствую. Частенько, правда, меня путают с бразильцем или казахом.
Николай Джеваков, модель
Одна из самых известных балдырок Калмыкии — модель Ирина Туманова заняла 1-е место в интернет-версии конкурса «Краса России — 2013» и 3-е место в основном состязании. Как и Джезвакову, покорить вершину «мира красивых» ей помогла необычная внешность. Ира стала звездой местного модельного агентства Театр костюма и пластики. Оттуда вышел в модный мир и Коля Джеваков, туда же отправляют сейчас новое поколение балдыров...”
Комментарии из Сети:
“Кстати, раз уж пошёл такой "зоотехнический" разговор, у балдыров генетическая наследственность гораздо богаче, чем у исходных народов. Не забудем эффект гетерозиса. При этом, они сравнительно редко бывают "препотентны" во всех отношениях. Так что, тот народ, который сумеет их вовлечь их в свой состав, получает ценнейший генетический, а очень часто и культурный (в широком смысле) потенциал для своего развития. Впрочем, это тема уже для отдельной дискуссии..”.
“Мы те, кто мы есть, мы - калмыки. Каждый народ изменяется и трансформируется, так что особых причин для паники нет. Изменения в антропологическом типе у калмыков происходят с 17 века, но калмыков это никогда сильно не волновало. Жен брали из Кабарды, у казахов, у татар, у русских, проблему из этого никто из калмыков не строил. Мы стремительно теряем материальную и духовную культуру, мы живем в перид, когда любой "мессия" может пропагандировать "традиционную" культуру калмыков при этом ничего в ней не понимая. Однако, то что происходит сейчас с камыцким народом - это результат объективного исторического процесса.”
“Одно дело брать в жены инородок и растворять их в своей культуре, и совсем другое дело, когда свои женщины чуть ли не поголовно растворяются в других нациях! И это результат не объективного исторического процесса, а результат собственной недоразвитости - закомплексованности, и отрыва от своих национальных корней! Ведь тот же Кавказ успешно противостоит ассимиляции, не так ли? “
“А как же объясните то, что самые известные калмыки являются полукровками? Например Тарбаев, Хасиков, Французова... Если не знаете кто это, прогуглите...”
“Как я могу отказать в Родине балдырам, если они сами, по собственной воле отреклись от своей нации?Я ничего не имею против тех балдыров, которые живут среди нас и считают себя калмыками, и я буду только рад тому, если они свою причастность к моей нации, будут подтверждать своими ДЕЛАМИ! То есть, если балдыры будут жениться только на представителях моей нации, будут знать калмыцкий язык, традиции и культуру, то я буду это только приветствовать (от ошибок никто не застрахован, и я как буддист, очень хорошо понимаю это)! Если же балдыр женится на представителях другой нации, то почему я должен думать о нем?”
Эксперт по этому вопросу Людмила Намруева, кандидат социологических наук, доцент КИГИ РАН:
В первой половине XX века межэтнические семьи не были характерны для калмыков. Но, к сожалению, интересная и весьма актуальная тема изучения смешанных (межэтнических) семей не явилась полем исследовательского анализа калмыцких ученых. Есть немногочисленные работы исторического, этнографического характера, но практически отсутствуют труды социологов, социальных психологов, социальных философов по рассматриваемой проблеме. В калмыцкой науке также отсутствуют исследования, посвященные всестороннему анализу жизнедеятельности народа в период насильственной высылки. Историк, этнолог Э. Гучинова, пожалуй, составляет исключение. У нее имеются ряд интересных работ по указанной теме.
Наши исследования показывают, что калмыки стали активно создавать смешанные семьи во время и после депортации 1943-1957г.г. В силу дисперсного расселения калмыков на огромной территории Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера межличностные, межэтнические связи были ослаблены в масштабе всего этноса. В этом случае смешанные браки становятся широко распространенным явлением. Активное вступление в межэтнический.,брак. можно рассматривать не только как результат индивидуального выбора, но прежде всего как следствие "выпадения" отдельных семей или индивидов из системы внутриэтнического социального контроля.
Анализируя депортационные последствия, находим обратное проявление и другой закономерности: чем теснее связан человек родовыми узами, тем более однозначно его брачный выбор определяется родственными кругами и тем меньше вероятность его вступления в национально-смешанный брак. Российские этносоциологи отмечают, что в этносах со сплоченной мезоструктурой (родственными группами) выход за пределы предопределенных ею брачных кругов, в том числе вступление в межнациональные браки, относительно редок и, как правило, не превышает 5 - 10% всех заключаемых браков, даже если этнос проживает в смешанном в этническом отношении регионе.
В 70-80-х годах, когда в республике увеличилась доля русского населения, возросло и количество межэтнических семей. Учеными установлено, что чем больше доля русских в составе населения союзной или автономной республики, тем больше там было и национально-смешанных семей. Одним из доводов в пользу смешанной семьи в народе служит аргумент, что "дети будут красивые". Исследователь Э. Гучинова пишет: "Однозначно красивыми считались дети от смешанных браков калмыков с некалмыками, точнее с немонголоидами: такой ребенок казался привлекательнее и монголоида в чистом виде, и европеоида. Таких детей называют "балдырами" (смешанными), и если про кого-то скажут "балдыр(ка)", то под этим подразумевается исключительно внешняя привлекательность". На этом примере видим, как кардинально изменились взгляды, отношение калмыков к детям, рожденным от родителей разного этнического происхождения (имеются в виду от калмыков и русских).
Некоторые аспекты этих явлений будут проиллюстрированы результатами социологических опросов, проведенных Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН в 2004, 2005, 2008 годах. Выборки опросов квотные, они отражают основные характеристики генеральной совокупности: пол, возраст, этническую принадлежность, место проживания.
В первом анкетном опросе участвовало 867 человек, из них калмыки составили 58,5%, русские - 31,3%. В 2005 г. в анкетировании приняло участие 432 человека, из них калмыки -70%. В 2008 г. анкетным опросом было охвачено 467 человек, все калмыки.
Одна из задач исследования была направлена на выяснение закономерностей создания межэтнических семей, что позволяет глубоко анализировать не только взаимодействие этносов, но и таких процессов, как этническая идентификация. Показателями позитивных интеграционных тенденций рассматриваются положительные ответы на вопросы, касающиеся возможности завязывать межличностные, брачные отношения с людьми иной этнической принадлежности.
В таком полиэтническом регионе, каковым является Республика Калмыкия, этнически смешанная семья является, с одной стороны, фактором этнокультурного сближения, сращивания этнических культур народов юга России. А с другой стороны, может рассматриваться как фактор, вызывающий ассимиляционные процессы, так как в смешанной семье подвержены изменениям разной степени основы жизнедеятельности этноса, отраженные в образе жизни семьи, в его трех сущностных сферах - труде, потребностях, частной жизни индивидов (личных отношениях мужа и жены). Претерпевают определенные трансформации преемственность поколений, воспроизводство историко-этнокультурного кода, в основе которого заложены этнический характер, материнский язык, физическое ощущение пространства родной земли.
Познакомимся с ответами на вопрос "Как бы вы отнеслись к тому, что ваш ближайший родственник (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с человеком другой национальности?" двух анкетных опросов, проведенных Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН в 2004,2005 годах.
Результаты анкетирования, проведенного в 2008 году, повторяют направленность ответов уже рассмотренных исследований. Первое место занимают ответы 35,8% респондентов, которые считают, что национальность не имеет значения, главное для них личные качества человека, любовь. На второй позиции (26%) - ответ "предпочел бы человека своей национальности, но возражать против смешанного брака не стал бы". Третье место (25%) занимает вариант "национальность не имеет значения, если муж, жена знает культуру, соблюдает обычаи другого народа". Каждый десятый опрошенный (10,5%) однозначно заявил, что такие браки нежелательны, т.е. эта часть ориентирована на моноэтничный брак.
Ответы 86% опрошенных, свидетельствующие о положительном, лояльном отношении к заключению смешанных браков, говорят о высокой значимости для респондентов собственного этнокультурного окружения и одновременно открытости в межэтнических контактах, довольно высокой степени толерантности и готовности к диалогу. Семья, где чтят ценности, нормы, этнические традиции родителей, является одним из основных факторов сохранения и воспроизводства этничности.
Высокий уровень межкультурной коммуникации, межэтнической брачности различных этнических групп свидетельствует об их интегрированности в культуру доминирующего этноса. Этот процесс меняет нравы, установки, ценностные ориентиры, в том числе этнические характеристики представителей различных этносов. В итоге неизбежно возникают тенденции отчуждения людей от традиционной этносреды, которые приводят к языковой и этнокультурной ассимиляции. Российские исследователи считают, что интеграционные процессы, происходящие в России, не должны затрагивать генетических, ментальных основ этноса, и в этом смысле семья выступает главным субъектом и хранителем национального менталитета, этнической культуры.