Стратегически победа на Халхин-Голе дала Китаю преимущество в войне с Японией
Профессор, д.и.н., ведущий сотрудник института Китая и современной Азии РАН Борис Горбачев рассказал об оценке китайцами событий в настоящем и прошлом.
– В Китае сегодня очень мало информации о событиях 1939 года на реке Халхин-Гол, которые они вслед за японцами называют Номонханским инцидентом. Современные книги содержат несколько строк об этом, – отметил Борис Горбачев, д.и.н., профессор, ведущий сотрудник института Китая и современной Азии РАН.
В ходе конференции «Война на Халхин-Голе: к 85-летию легендарной битвы», которая в эти дни проходит в столице Бурятии, он рассказал об оценке китайцами событий в настоящем и прошлом. Приводим доклад с сокращениями.
В 30-е годы прошлого столетия в Китае обстановка была сложная, связанная с отражением агрессии со стороны Японии, внутренними противоречиями и борьбой между основными политическими силами страны. Позиция Гоминьдана была весьма противоречивой: с одной стороны Китай осуждал действия СССР в Монголии, считая внешнюю Монголию своей территорией, с другой стороны Чан Кайши был заинтересован в получении военной помощи, которая направлялась в Китай от Советского Союза. Но главная цель Чан Кайши заключалась во втягивании как можно быстрее СССР в войну с Японией. И военные события на Халхин-Голе порождали у китайской стороны на этот счет определенные надежды.
– Япония борется с Китаем, одновременно ведя нападение на маньчжуро-монгольской границе. Если зажать с двух сторон, надо сдавить нашего общего врага и уничтожить его. Если из двух нападающих тигров убить одного, с оставшимся будет легче справиться, – цитирует Горбачев председателя исполнительного комитета Китая Кун Сян Си.
Несмотря на то, что события на Халхин-Голе во многом были на руку китайской стороне, в крупных энциклопедических изданиях Китая отсутствует информация о событиях на Халхин-Голе. Так, например, в двух томах, посвященных военному делу и в трех томах по истории многотомной научной энциклопедии Китая, изданной в начале 2000-х годов, не нашлось места даже для краткого описания этих военных событий. А в книге-альбоме «Великий вклад Китая в мировой войне с фашизмом», который вышел на многих иностранных языках в 2015 году к 70-летию победы над Японией, содержится лишь одно упоминание о том, что в мае 1939 года 23 дивизия Квантунской армии вступила в бой на реке Халхин-Гол с советскими отрядами, и размещена маленькая фотография позиции японских солдат. В крупном по объему фотоальбоме «История Второй мировой войны» среди 1379 иллюстраций нет ни одной фотографии о событиях на Халхин-Голе.
– Похоже, что эта тема не особо широко освещается и в определенной степени находится в тени внимания китайских исследователей, – делает вывод ученый. – При этом ещё в конце 80-х годов в Китае было очень много переводов советских изданий о войне, особенным интересом пользовались мемуары Жукова «Воспоминания и размышления», автор которых был непосредственным руководителем группировки советских войск, одержавшей победу на Халхин-Голе. Впервые эта книга была издана в июле 1984 года в двух томах. В последующем она неоднократно издавалась в разных китайских издательствах. Сейчас, к сожалению, приходится отмечать, что практически нет российских трудов на китайском языке.
Я буду говорить о китайских оценках в изданиях 2000-х годов, так как, по признанию профессора китайской академии Ли Чжуня, только в XXI веке оказалось возможным более или менее объективно писать о российско-китайских отношениях. Но подход китайских авторов к освещению событий на Халхин-Голе различен как по форме, так и по содержанию. Ряд книг, таких как обстоятельная монография «История помощи Советского Союза Китаю в период антияпонской войны», основан на большом документальном материале из отечественных и зарубежных источников. Это большое фундаментальное исследование по советско-китайскому взаимодействию в годы Второй мировой войны. А ряд авторов, например, военный историк Пан Син Хоу в книге «Чтения для понимания Второй мировой войны», изданной в 2015 году, описывает военные события на Хасане и Халхин-Голе в формате краткой энциклопедической статьи без политико-экономических оценок. Правда, в последнем предложении звучит краткая, но позитивная оценка победы советских сил: основными причинами победы является передовое вооружение, техника, сила маневра и тесное взаимодействие танков, авиации и пехоты советской армии. Понятно, что эта оценка неполная.
И все же, чем были события на Халхин-Голе для России, Китая и Японии? В первую очередь, Китай получил стратегическое преимущество, ведь тыл оказался как минимум свободен от японских интервентов, как максимум – появилась возможность привлечения больших сил, что в свою очередь повлияло на начало тихоокеанской войны. Второе - уроки войны: хотя советская армия одержала победу в битве, но заплатила за это огромную цену. Советская армия извлекла уроки из этого сражения, провела глубокие исследования по тактике взаимодействия различных родов войск и усовершенствовала свое вооружение и военную технику. Этот опыт сыграл важную роль в последующей советско-германской войне. Третье - влияние на Японию: битва позволила Японии узнать силу советской армии, заставив Японию отказаться от своей жесткой позиции по отношению к СССР и выбрав политику наступления на юг. Это решение в конечном итоге привело к нападению на Перл-Харбор и объявлению войны США. И четвертое - поддержка антияпонской войны в Китае. Во время Номонханской битвы Япония не смогла направить больше войск на поле боя в Китае, что в определенной степени помогло китайскому народу вести войну против японской агрессии. Вот такие выводы.
Современные оценки китайских специалистов охватывают немалый круг международных политических военных вопросов, связанных с характеристикой событий на Халхин-Голе. Однако объем исследований, особенно крупных, многоплановых работ по этой теме заметно уступает трудам специалистов России, Монголии, Японии. В то же время китайские оценки рассматриваемых событий весьма неоднородны: заметен шаблонный подход в оценках советской политики на монгольском направлении, которые мало отличаются от постулатов Гоминьдановской историографии прежних времён. Особенно о двойственности политики СССР, который, помогая Китаю в борьбе с японской агрессией, в тоже время заключал с Маньчжоу-Го и Японией различные соглашения и договора, что якобы ущемляло суверенные права Китая и способствовало отторжению Внешней Монголии.
Односторонний подход ряда китайских исследователей не соответствует исторической истине, ибо мы были союзниками в годы Второй мировой войны и цель была одна – разгромить фашистскую Германию и милитаристскую Японию. Так что это не дело - имея общую историю, трактовать ее по-разному. Несмотря на существование спорных исторических вопросов, надо искать пути сближения, точки соприкосновения, вести совместные исследования и обсуждения, чему должна была послужить и эта конференция, но, к сожалению, китайская сторона ее проигнорировала.
В сюжете: Халхин-ГолРоссияМонголияКитайКНР