Цыпилма Очирова: задача искусства - вызывать эмоции
«Халхин Гол. Тангариг» вызвал шквал положительных и критичных отзывов. Значит, постановка не прошла бесследно .
92 театральный сезон закрыт. Отгремел премьерный спектакль «Халхин Гол. Тангариг» (12+). Многомесячная подготовка вылилась в прекрасную постановку. Накал отзывов не остывает и положительных и критичных, и это прекрасно. Значит, постановка не прошла бесследно.
Оно и понятно. Напряженный, сильный, эмоциональный, атмосферный, живой спектакль - он не дает расслабиться, а монгольский язык, четкий, хлёсткий, богатый не отпускает ни на минуту, и постоянно держит в напряжении ум, слух, память.
Спектакль - как женская исповедь тех дней, это война глазами тех, кому было всего 14, 15, 16 лет. Режиссер Олег Юмов не в первый раз обращается к женской теме на войне, мы помним его спектакль «А Зори здесь тихие…» по известной повести Бориса Васильева.
Мы все привыкли видеть героями мужчин- от простых солдат до генералов. А если подумать, медсёстры, снайперы, пилоты, партизаны, диверсанты, разведчицы, связисты - кем только не пришлось побывать на войнах женщинам. В этот раз Юмов рассказывает нам о малоизвестной, но не менее кровавой войне на Халхин Голе.
Несколько раз встречаясь с прототипом главной героини- госпожой Чимэдцэрэн в Монголии, слушая ее рассказы поражаешься величайшей самоотверженности того поколения. И понимаешь, что ее простые рассказы это и есть история всех матерей, дочерей, жён и сестёр.
В течение двух часов на зрителя обрушивается такая мощная драма тех лет, что волей-неволей на глаза выступают слёзы, выходишь буквально припечатанная прессом разных трагедий войны. За девчачьими рассуждениями об окружающей действительности скрывается по-настоящему страшное осознание, насколько тяжело пришлось на войне женщинам - физически, психологически, морально.
Что касается замечаний зрителей, ученых, что есть неточности, нарушена историческая правда. Нам надо понимать, что задача искусства - вызывать эмоции, обращаться к душе человека, к его внутреннему миру. Стоит помнить, что искусство не может вызывать одни и те же эмоции и чувства у зрителя, это всегда сложный спектр эмоций.
Главной темой в этом спектакле были истории 16 санитарок, при этом при создании спектакля перед театром не было задачи создать точный исторический оттиск тех времен, да и в целом спектакль - это всегда художественная адаптация и театр, как институт искусства, в целом не преследует научно исторические цели показать дословно историю. При этом продукт может быть только вдохновлен историческими событиями либо любыми другими, ключевое слово здесь- «вдохновлен».
Тандем драматурга Геннадия Башкуева и режиссера Олега Юмова можно считать плодотворным. Они оба наши современники, оба крупные деятели искусства нашего маленького народа, нашей республики. Естественно у каждого из них есть други и недруги, поклонники и завистники.
Остается глубоко поблагодарить их за обращение к этой теме, ведь через эту боль мы восстанавливаем свою утраченную память, что было понятно по реакции зрителей.
Одна из целей театра - создать образ, продукт, интересный зрителю, трогающий его душу, и судя по отклику зрителей, наши деятели добились этого и премьера прошла успешно.