Оксана Жербанова: Людям интересна восточная культура, в том числе монгольская каллиграфия
Недавно в Монголии отметили 400-летие “Наскальной надписи Цогта тайджи”, в которой приняли участие монгольские и зарубежные ученые. Одна из них - основательница студии “Хараасгай” (Хараацай или Ласточка) Оксана Жербанова.
Оксана Жербанова по профессии врач-терапевт. В 2018 году, во время праздника Цагаан сар или Нового года по лунному календарю, Оксана познакомилась с председателем Центра “Небесное письмо” Маргаритой Дамбаевой. После посещения мастер-класса по каллиграфии Оксана почувствовала, как внутри нее словно что-то пробудилось. Как она сказала, так у нее проснулся культурный код. Несколько дней она не могла уснуть, ей постоянно снились монгольские письмена. Самое интересное, что ей показалось, что она уже где-то раньше видела это письмо. Приехав к родителям в деревню, она порылась в старых документах, надеясь найти что-нибудь, написанное монгольской вертикальной вязью. К сожалению, она ничего не нашла. Оксана не прекращала искать то, что увидела во сне, и расспрашивала своих родителей и родственников.
В том же году в рамках международного бурятского фестиваля “Алтаргана” мастера каллиграфии из Монголии и Автономного района Внутренняя Монголия (КНР) организовали выставку в Иркутске. Оксана Жербанова не могла не посетить ее. Там она познакомилась с мастером каллиграфии из Монголии Давгын Ганбаатаром и Хай Шанем из Внутренней Монголии. По их совету она начала посещать курсы монгольской каллиграфии.
В то время у Оксаны Жербановой было большое желание овладеть каллиграфией, но сложность заключалась в том, что в России, особенно в Иркутске, было трудно найти преподавателя. Поэтому ей пришлось многому научиться самостоятельно. Ее первой учительницей каллиграфии была Ганбатын Оюунсурэн. Она поступила на подготовительный курс Иркутского государственного медицинского университета и одновременно преподавала каллиграфию.
Сегодня Оксана Жербанова преподает монгольскую каллиграфию в Санкт-Петербурге. Она также успешно участвовала во многих конкурсах монгольской каллиграфии.
-Оксана Владимировна, сколько лет Вы занимаетесь каллиграфией?
-Шесть лет.
-Вы сказали, что в России, в частности в Иркутской области, сложно найти преподавателя монгольской каллиграфии. А в Республике Бурятия тоже такая ситуация?
-Тогда было сложно, но сейчас ситуация изменилась.
-Чтобы заниматься каллиграфией, сначала нужно освоить традиционную письменность. Сколько времени потребовалось, чтобы научиться читать и писать вертикальной монгольской вязью?
-Дело в том, что у нас в России происходит обратный процесс. Люди приходят изучать каллиграфию, и благодаря этому мы изучаем монгольскую письменность, и к нам возвращается наш родной язык. Другими словами, благодаря красоте каллиграфии у людей появился интерес к родному языку. Ко мне приходят люди, интересующиеся каллиграфией, но они не знают ни монгольского, ни бурятского языков. Занимаясь каллиграфией, они начинают изучать язык и письменность. Когда я начала заниматься каллиграфией, тоже не знала языка. В то время в Иркутске мы нашли учительницу монгольской письменности Любовь Барасовну Загдаеву и попросили ее преподавать.
-Расскажите нашим читателям, когда Вы впервые приняли участие в конкурсе каллиграфии?
-Буквально через месяц после занятий с моей учительницей Г.Оюунсурэн в 2018 году я приняла участие в конкурсе “Мунх тэнгэрийн бичиг” в Монголии. После месяца обучения я уже смогла принять участие в конкурсе. В мае 2019 года в Иркутске состоялась моя первая выставка.
-Сегодня Вы преподаете монгольскую каллиграфию на курсах в Санкт-Петербурге. Многим ли интересна монгольская каллиграфия?
-Да, многие. В августе 2019 года, то есть после моей первой выставки, я переехала в Санкт-Петербург, где моя дочь поступила в университет.
В Санкт-Петербурге много людей, которые интересуются монгольской каллиграфией. Люди интересуются восточной культурой, в том числе монгольской каллиграфией.
-Среди посетителей курсов монгольской каллиграфии все больше русских или бурят? Почему Вы решили создать студию “Хараасгай”?
-Среди посетителей курсов каллиграфии все больше бурят. Что касается студии “Хараасгай”, то в 2018 году я написала в чате социальной сети, что хочу изучать монгольскую каллиграфию. Откликнулось шесть человек, и мы вместе стали искать материалы и т.д. Так началась история создания группы “Хараасгай”. У нашей группы два филиала: один в Санкт-Петербурге, а другой в Иркутске. В Санкт-Петербург вместе со мной монгольскую каллиграфию преподает калмык, бывший преподаватель Санкт-Петербургского университета Бадма Нормаев.
-Вы, наверное, знаете, что газета “Хумуун бичиг” информационного агентства МОНЦАМЭ ежегодно проводит конкурс монгольской каллиграфии, который с прошлого года вышел на международный уровень.
-Да, я слышала, но думала, что в конкурсе могут участвовать только граждане Монголии. Начиная с этого года, мы будем очень рады участвовать в этом конкурсе.
Оксана Жербанова, когда впервые увидела монгольскую каллиграфию, была поражена ее красотой. Ее также поразило то, что люди очень мало знают о ней. Именно поэтому она захотела рассказать всем об изяществе монгольской каллиграфии.
Посредством своих курсов Оксана Жербанова популяризирует монгольские традиции и культуру в северной столице России, в Санкт-Петербурге.